Методические указания к индивидуальной самостоятельной работе студентов




Методические указания по изучению теоретического курса.

При изучении теоретического курса основное внимание студентов обращается на соответствующие разделы учебников и учебных пособий. В лекциях дается систематическое изложение учебного материала, при этом выделяются наиболее важные или дискуссионные проблемы каждой теоретической темы. Важную роль в освоении теоретического материала играет формирование категориального аппарата изучаемой научной дисциплины.

Ключевые слова вводятся и разъясняются преподавателем в ходе лекций и семинарских занятий. По их итогам студентам предлагается самостоятельно составить терминологический словарь - минимум по фольклору. Список ключевых слов дается преподавателем. Рекомендуется использовать при его составлении, такие источники, как: учебники, хрестоматии по фольклористике, словарь-справочник Т.В. Зуевой «Русский фольклор», литературные энциклопедические словари и энциклопедии. Термины должны быть расположены в алфавитном порядке. От студента требуется не только знание определений, но и умение объяснить на примерах значение терминов из словаря-минимума.

Для расширения научного кругозора и закрепления материалов теоретического курса студентам предлагается изучить и законспектировать научные статьи крупнейших исследователей устного народного творчества, которые помещены в хрестоматиях по фольклористике.

Тетрадь для конспектов, как и словарь терминов, должна быть подписана, первый лист предназначен для оглавления. В нем указываются автор, название статьи, страница тетради, на которой конспект начинается.

Список статей для обязательного конспектирования из хрестоматий по фольклористике Круглова Ю.Г., Минц С.И. и Померанцевой Э.В. отражает основные разделы теоретического курса:

1. Обрядовая поэзия.

Афанасьев А.Н. Народные праздники.

Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи.

Колпакова Н.П. Песни заклинательные.

Чистов К.В. Русская причеть.

Блок А.А. Поэзия заговоров и заклинаний.

2. Малые жанры фольклора.

Даль В.И. Напутное.

Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа.

Рыбникова М.А. Содержание и форма пословиц и поговорок.

3. Народная проза.

Пропп В.Я. Морфология сказки.

Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса.

Померанцева Э.В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности.

4. Былины.

Скафтымов А.П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах.

Лихачев Д.С. Эпическое время былин.

Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

5. Лирические песни.

Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля.

Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора. Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни.

6. Частушки.

Колпакова Н.П. Типы народной частушки.

7. Народный театр.

Крупянская В.Ю. Народная драма «Лодка».

Савушкина Н.И. Народная драма «Царь Максимилиан».

8. Детский фольклор.

Виноградов Г.С. Детский фольклор.

Методические указания к практическим занятиям

Основной целью практических занятий по устному народному творчеству является углубленное изучение важнейших тем курса и приобретение навыков самостоятельного анализа фольклорных текстов. При подготовке к занятиям студенты работают с учебной и научной литературой, читают и заучивают наизусть тексты из хрестоматий по фольклору, конспектируют статьи фольклористов, готовят доклады и спецвопросы. Планы практических занятий предусматривают коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности. В ходе занятий осуществляется промежуточный контроль знаний студентов, проверяется степень и глубина усвоения ими теоретического курса, закрепляются навыки анализа различных жанров фольклора. На занятия выносятся темы и вопросы, которые не могут быть подробно рассмотрены в лекционном курсе.

 

Планы практических занятий по курсу «Устное народное творчество»

Практическое занятие 1.

Тема: ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

 

1. Обрядовая поэзия. Определение понятия. (Место обрядовой поэзии в русском фольклоре. Что такое обрядовая поэзия. Назначение обрядов, их происхождение. Связь с христианством и язычеством. Две основные группы обрядов – календарные и семейно-бытовые.).

2. Календарные обряды

а) Новогодние обряды (Описать новогодние обряды, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающие новогодний обряд, привести примеры колядок, подблюдных песен).

б) Масленичные обряды. (Описать обряд, назвать виды обрядовой поэзии, сопровождающий масленичный обряд, привести примеры песен, посвященных встрече Масленицы и ее проводам, выявить разницу между ними).

в) Встреча весны (описать обряды, привести примеры песен-веснянок; егорьевских и вьюнишных песен, заговоров и заклинаний, связанных с весенним обрядом).

г) Троицко-семицкие обряды (описать обряды, в том числе семицкие гадания, привести примеры семицких обрядовых песен).

д) Летние обряды (купальные обряды, обряд похорон Костромы, песни, сопровождающие их).

е) Обряды периода уборки урожая (жнивные) (Описать обряды, привести примеры приговоров и песен, сопровождающих их, в том числе «жнивных» песен и песен, исполняющихся при обряде «завивание бороды».).

 

Литература:

Учебник

1. Тексты. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. (составитель Круглов Ю.Г.). С. 5-86.

Научные статьи:

1. Афанасьев А.Н. Народные праздники //Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю.Г.). М., 1986. С. 135-147. — тезисный план.

2. Чичеров В.И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи // Там же. С. 152-160. — тезисный план.

3. Колпакова Н.П. Песни заклинательные // Там же. С. 160-168 — конспект.

Практическое занятие 2.

Тема: СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ПОЭЗИЯ

1. Родильный обряд.

Описать обряд, привести примеры песен, приговоров и др. видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.

2. Свадебный обряд.

Описать обряд, выделив его главные этапы, указать их смысл и назначение. Определить, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен.

3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их.

4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.

5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, ритм и т. д.).

 

Литература:

Учебник

Тексты. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия (составитель Круглов Ю.Г.).

Научные статьи:

1. Блок А.А. Поэтика заговоров и заклинаний. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.). - С. 147-152. — тезисный план.

2. Колпакова Н.П. Песни заклинательные. // Там же. С. 160-169.- конспект.

3. Чистов К.В. Русская причеть. // Там же. С. 169-176 — конспект.

 

Дополнительная литература:

Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В.Гоголя и традиции народной культуры. Учебное пособие. – Волгоград, 1991. С. 4-21.

 

Малые жанры русского фольклора.

(пословицы, поговорки, загадки)

для самостоятельного изучения

Определение загадки как жанра.

Собирание и изучение загадок. Наиболее известные сборники загадок. Сборник Д.Н. Садовникова.

Происхождение загадок.

Способы создания загадок, их виды и формы. Логическая и поэтическая функция загадок. Отражение в загадках крестьянского труда и быта.

 

Пословицы и поговорки

1. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» и др. сборники.

2. Определение пословицы как жанра. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Связь пословиц с речью и многозначность пословичного суждения. Пословицы с прямым и переносным смыслом. Темы пословиц. Опыт классификации пословиц (сравните принципы классификации пословиц в разных сборниках, учебниках, научных статьях). Поэтика пословиц.

3. Определение поговорки как жанра. Образность и художественность поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура.

 

Литература:

Учебник

Тексты:

1. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2-х томах. М., 1984.

2. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959.

Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия (Сост. В. Н. Морохин). М., 1986.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия (сост. Круглов Ю.Г.).

Научные статьи:

1. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа. // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.). С. 176-185 — конспект.

2. Даль В.И. Напутное. // Там же. С. 185-193 — тезисный план.

3. Рыбникова М.А. Содержание и форма пословицы и поговорки. // Русская фольклористика. Хрестоматия (Сост. Минц С.И. и Померанцева Э.В.). С. 335-342 — конспект.

 

Практическое занятие 3.

Тема: СКАЗКА

 

1. Определение жанра (сопоставление формулировок учебников, Никифорова и др. исследователей).

2. Герой волшебной сказки (по работе Е.М. Мелетинского).

3. Роль вымысла в сказке. Мифологические образы сказки.

4. Основные персонажи волшебной сказки и их функции (по работе В.Я. Проппа).

5. Композиция волшебной сказки.

6. Поэтика волшебной сказки. Время и пространство. Основные сказочные законы.

7. Художественный язык сказки. Примеры сказочных формул, зачинов, концовок и их объяснение (напр.: «долго ли коротко…»). Выписать.

8. Подробный анализ двух волшебных сказок (из хрестоматии по выбору). Одну – по персонажам, вторую – по композиции (письменно).

 

 

Литература:

Учебник. Лекции.

Тексты сказок по хрестоматии.

Хрестоматия по фольклористике (сост. Круглов Ю.Г.). - законспектировать статьи о сказках В. Я. Проппа, Е.М. Мелетинского. Прочитать статьи о сказках В.М. Жирмунского и В.П. Аникина.

 

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

2. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 64-86.

3. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. Волгоград, 1992.

 

Практическое занятие 4.

Тема: НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

 

1. Какие особенности присущи каждому жанру устной несказочной прозы, чем жанры отличаются друг от друга и от сказки?

2. На какие разновидности распадаются созданные народом предания?

3. Анализ исторических преданий об Иване Грозном, Петре 1, Разине и Пугачеве (знать не менее 2-х сюжетов о каждом персонаже).

4. Какие жизненные темы разработаны в быличках и бывальщинах? Структура быличек. Система персонажей.

Типология легенд: религиозные и социально-утопические легенды.

Поэтика анекдота.

Литература:

1. Учебник.

2. Тексты:

а) Хрестоматия по фольклору (Сост. Круглов Ю.Г.);

б) Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия (Сост. В. Морохин). М.: Высшая школа,1977 (прочесть все тексты из разделов «Предания, былички, легенды» и «Сказы, устные рассказы» и предисловия к этим разделам);

в) Народная проза (Библиотека русского фольклора: Т.12). Сост. С.Н. Азбелев. – М.: Русская книга, 1992.

3. Научные статьи:

1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по

фольклористике (Сост. Круглов Ю.Г.):

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХVП-ХIХ вв. – С. 261-268 (тезисный план)

Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы. – С. 268-280 (тезисный план)

Померанцева Э.В. Устные рассказы и мифических существах и их жанровые особенности. – С. 280-286 (конспект)

Азбелев С.Н. О подразделениях несказочной прозы. – С. 286-292 (план).

2. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987 (см. понятия: «Предания», «Бывальщина», «Легенда», «Быличка», «Анекдот»).

 

Дополнительная литература:

Белоусов А.Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 581-598.

Власова Марина. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., 2002.

Криничная Н.А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.

Курганов Ефим. Анекдот как жанр. СПб., 1997.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.

Шмелева Е.А., Шмелев А.Д.Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М., 2002.

Практическое занятие 5.

Тема: ПОЭТИКА БЫЛИН

 

1. Принципы изображения главного героя (в сравнении со сказкой).

2. Особенности построения сюжета.

3. Характеристика конфликта в былине и пути ее разрешения (сопоставить былины киевского и новгородского циклов).

4. Историзм былин с точки зрения поэтики.

5. Гипербола – основной былинный троп.

6. Время и пространство в былине (в сравнении со сказкой).

7. Язык былин как средство художественной выразительности.

8. Особенности былинного стиха.

 

Литература:

1. Учебник.

1. Тексты. Хрестоматия по фольклору(читать все былинные тексты).

2. Научные статьи из хрестоматии по фольклористике в разделе «Былины» (прочитать все статьи этого раздела, законспектировать статьи Скафтымова А.П., Проппа В.Я., Лихачева Д.С., Селиванова Ф.М.).

 

Дополнительная литература:

Калугин В.И. Герои русского эпоса // Калугин В.И. Струны рокотаху…: Очерки о русском фольклоре. – М., 1989. С. 42-286.

Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие. - М, 1988.

Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). - М.,1975.

 

Практическое занятие 6.

Тема: АНАЛИЗ СЮЖЕТОВ РУССКИХ БЫЛИН

 

1. Цикл былин об Илье Муромце. Характер богатыря и его былинная биография.

2. Анализ былины «Илья Муромец и Калин – царь»:

а) роль вступления к былине, определение завязки сюжета;

б) поведение князя Владимира после получения татарских

«ярлыков»;

в) действия Ильи Муромца в татарском лагере (описание боя,

разговор с Калином-царем, расправа с ним и его войском);

г) сопоставление образов Ильи и князя Владимира.

3. Специфика сюжетов новгородских былин.

4. Анализ былинных сюжетов о Василии Буслаеве (бой с

новгородцами, поездка и смерть Василия Буслаева).

5. Былины о Садко. Отражение в них исторических реалий

древнего Новгорода. Архитектоника былин. Своеобразие

конфликта. Сказочно-мифологические мотивы.

 

Литература:

1. Учебник.

2. Селиванов Ф.М. Русский эпос. Учебное пособие. - М., 1988.

3. Тексты. Хрестоматия по фольклору.

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1999.

2. Смирнов Ю.И., Смолицкий В.Г. Новгород и русская эпическая традиция. // Новгородские былины. – М.: Наука, 1978. (Литературные памятники). С. 314-335.

Практическое занятие 7.

Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

1. Наизусть историческую песню по выбору.

2. Определение жанра. Сопоставление с былинами.

3. Ранние исторические песни («Авдотья–рязаночка», «Щелкан»). Их историческая основа, поэтика.

4. Песни об Иване Грозном, своеобразие их историзма. Анализ одной из песен.

5. Песни о Разине. Разин и наш край.

6. Песни Петровской эпохи.

7. Песни о Пугачеве.

8. Поэтика исторических песен.

 

Литература:

1. Учебник.

2. Тексты:

а) Хрестоматия по фольклору (любое издание).

б) Русские исторические песни. Хрестоматия. Сост.

В.И.Игнатьев. - М.: Высшая школа, 1985.

в) Исторические песни. (Библиотека русского

фольклора: Т. 7). // Сост., вступ. ст., комм. С.Н.

Азбелева. - М.: Русская книга, 2001.

3. Научные статьи:

1. Азбелев С.Н. Русские исторические песни. // Исторические

песни (Библиотека русского фольклора: Т.7). С. 3-32.

2. Путилов Б.Н. Русская историческая песня. // Народные

исторические песни (Библиотека поэта. Большая серия). –

М.; Л., 1962. С. 5-52.

Практическое занятие 8.

Тема: ТРАДИЦИОННАЯ НЕОБРЯДОВАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.

 

1. Отличие лирики от эпоса. Основные мотивы русской лирической песни. Принципы классификации необрядовых лирических песен.

2. Н.Г.Чернышевский об отличии народной лирики от литературной.

3. Лирический герой (героиня) народной песни.

4. Композиция традиционной лирической песни (основные принципы и приемы, роль монолога и диалога).

5. Стиль лирической песни (образная система, символика, своеобразие речи, характеры и обстоятельства).

6. Анализ песен соц.-исторического содержания; подробно- «разбойничьи» (удалые) – на примере «Не шуми, мати, зеленая дубравушка».

7. Анализ бытовых песен; подробно – семейных и любовных – на примере «Ах, кабы на цветы не морозы».

8. История собирания и изучения.

 

 

Литература:

1. Учебник.

2. Тексты. Хрестоматия по фольклору (любое издание).

3. Научные статьи из хрестоматии по фольклористике Круглова:

а) Чернышевский Н.Г. Песни разных народов (тезисный план);

б) Веселовский А.Н. Психологический параллелизм… (конспект);

в) Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора (тезисный план);

г) Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни (тезисный план).

4. Медриш Д.Н. Поэтика русской народной лирической песни. Методические рекомендации для самостоятельной работы. – Волгоград, 1989 (тезисный план).

Дополнительная литература:

1. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1975. С. 70-80.

2. Сидельников В. Поэтика русской народной лирики. М., 1959.

3. Медриш Д.Н. Лирическая ситуация в фольклоре // Он же. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 162-207.

 

Практическое занятие 9.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

 

1. Краткая история изучения русского фольклора. Обзор конспектов

из хрестоматии по фольклористике.

2. Подведение итогов самостоятельной работы над словарем

терминов по фольклору.

3. Выразительное чтение фольклорных текстов наизусть.

4. Принципы записи фольклора. Методика работы фольклориста-

собирателя.

5. Анализ пробных записей фольклорных текстов.

Литература:

1. Учебник.

2. Хрестоматия по фольклористике.

3. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002.

4. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

5. Круглов Ю. Г. Фольклорная практика. - М., 1986.

Дополнительная литература:

1. Савушкина Н.И. О собирании фольклора. - М., 1974.

2. Долгачев И.Г., Медриш Д.Н. Собирание фольклорного

материала и его использование в работе учителя-словесника. -

Волгоград, 1978.

3. Селиванов Ф.М. Студенческая фольклорная практика. - М., 1982.

4. Чередникова М.П. Фольклорная практика. - Волгоград, 1983.

5. Гольденберг А.Х., Кудряшова Р.И., Чернышова М.А. Свадьба у

казаков-старообрядцев Волгоградской области // Сельская Россия: прошлое и настоящее. - М., 2004. С. 204-208.

 

Методические указания к индивидуальной самостоятельной работе студентов

Индивидуальная самостоятельная работа студентов предполагает углубленное изучение тем и вопросов, которые бегло или обзорно затрагиваются в лекционном курсе и на семинарских занятиях. Она требует от студента определенных базовых знаний по изучаемому вопросу, на основе которых он может разобраться в новом материале и сделать собственные выводы. Некоторые темы СРС основаны на собственных записях современных фольклорных текстов, что предполагает овладение методикой собирания фольклора.

Основные задачи СРС:

- Привить навыки самостоятельной работы с учебниками,

научными трудами и художественными текстами.

- Овладеть методикой собирания современного фольклора.

- Расширить литературоведческий кругозор

студентов, опираясь на междисциплинарные связи.

- Дать представление об использовании полученных

знаний в школе.

 

Тематика СРС

1. Современный обрядовый фольклор.

2. Поэтика малых жанров фольклора.

3. Историческое и структурное изучение сказки.

4. Современная несказочная проза.

5. Поэтика духовных стихов.

6. Лирические песни литературного происхождения.

7. Современная частушка.

8. Современный детский фольклор.

9. Методика собирания фольклора.

10. Фольклор и русская литература.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: