Государственная валютная политика и операции на международных рынках.




Тема 6. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.

План

1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

2.Международные организации в системе международных финансов.

3.Государственная валютная политика и операции на международных рынках.

 

Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений.

Интеграция национальных экономик (начиная с последней четверти XX в.) обусловила интеграцию национальных финансов в мировые (международные) финансы, которые стали основой мировой (глобальной) экономики.

Кровеносную систему мировой экономики составляют международные (глобальные) финансы, состоящие из международных рынков валют, денег и капитала.

Предметом изучения международных финансов являются зако­номерности функционирования международных финансовых рын­ков и международные валютно-финансовые и кредитные отношения, связывающие их основных участников.

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - это комп­лекс отношений, возникающих в процессе функционирования денег в международном платежном обороте, который вызывается обменом товарами и услугами, а также другими видами экономических связей между странами, такими, как вывоз капитала, перевод прибылей на заграничные капиталовложения, международная передача техноло­гий, иностранный туризм, предоставление займов и субсидий другим странам, разного рода частные и государственные переводы.

Понятие «мировые финансы» тесно связано с понятием «междуна­родная валютно-финансовая среда (мировая финансовая среда)», в которой работают государства, фирмы и банки различных стран мира, и закономерности ее развития.

 

Мировая финансовая среда охватывает:

· международные финансовые рынки,

· международную банковскую деятельность,

· международные финансы корпораций,

· управление портфелями ценных бумаг

и все свя­зи между этими элементами.

Помимо этого, мировые финансы объясняют взаимо­действие финансовых операций на мировом уровне, вне зависимос­ти от того, где они имеют место: в промышленно развитых странах, развивающихся странах или странах с переходной экономикой.

Мировые финансы предполагают непрерывность про­цесса международных финансовых операций и его постоянные изменения.

 

В последние годы международные финансовые операции стали динамичной силой, преобразующей финансовые системы отдельных стран и связи между финансовыми системами этих стран. Сфера меж­дународных финансов стала важным источником разработки новых финансовых инструментов осуществления этих связей и более сво­бодного движения финансовых потоков. В свою очередь, это оказа­ло влияние на региональные финансовые системы и способствовало интеграции региональных финансовых рынков.

Одной из важных проблем международных финансов является со­стояние расчетов между странами.

В настоящее время не существует единой валюты, выступающей универсальным законным платежным средством в мире, каждое государство использует собственную денеж­ную единицу (или коллективную, напр. – евро).

Поэтому международная торговля, равно как и другие виды неторговых операций, предполагает для своего проведения обмен валют.

Все субъекты международных финансов действуют в рамках определенной мировой валютной системы, которая определяет прави­ла формирования валютного курса национальных государств и создает основу для регулирования валютных отношений между странами мира.

Мировая валютная система (МВС) — исторически сложившаяся форма организации валютных отношений стран, оформленная меж­правительственными договоренностями.

МВС сложилась в середи­не XIX в. и базируется на таких конструктивных элементах, как:

· мера вывезенного из страны богатства,

· вид валютного курса,

· валютные рын­ки,

· органы, контролирующие валютные отношения стран,

· межправи­тельственные договоренности.

В своем развитии МВС прошла несколь­ко этапов, таких как система «золотого стандарта» (1867—1944), Брет-тон-Вудская валютная система (1944—1976) и Ямайская валютная система (с 1976). Последняя действует и в настоящий момент времени.

Ямайская валютная система основывается на следующих принципах.

1.Мерой вывезенного из страны богатства и основными средства­ми международных расчетов являются свободно конвертируемые валюты сильнейших стран мира и международная расчетная едини­ца СДР. В настоящее время существуют три основные мировые ва­люты: доллар США, евро и японская иена. Кросс-курсы этих валют определяют стоимость, тренд всех остальных валют мира. Произошел переход от стандарта доллара США к многовалютному стандарту.

2.Валютные курсы являются плавающими, т.е. курс националь­ной валюты формируется под воздействием спроса и предложения на нее как на внутреннем, так и на мировом валютном рынке; отсутству­ют допустимые пределы колебаний валютных курсов.

3.Центральные банки не обязаны поддерживать какие-либо пари­теты своих валют, хотя они могут проводить валютные интервенции в целях поддержания относительной стабильности курса националь­ной валюты на мировых валютно-финансовых рынках

4.Произошла демонетизация золота. Оно более не играет офици­альной роли в мировой валютной системе; цена золота устанавлива­ется на рынке свободно под воздействием рыночных факторов.

5.Каждая страна самостоятельно выбирает режим валютного курса, существует только одно ограничение — нельзя «привязывать» его к золоту

В результате использования странами плавающего режима валют­ного курса все операции, проводимые на международном финансо­вом рынке, подвержены валютному риску.

Валютный риск представ­ляет собой вероятность получения потерь или недополучения при­были по сравнению с прогнозируемым вариантом в результате неблагоприятной динамики валютного курса. В связи с этим все уча­стники международных рынков должны учитывать имеющиеся ва­лютные риски при планировании своей деятельности. В то же время существенно расширился и инструментарий, позволяющий хеджи­ровать валютные риски, и появились новые теории, позволяющие прогнозировать степень изменения валютных курсов, а также рассчи­тывать доходность от проведения международных финансовых опе­раций с поправкой на валютный риск.

Глобальная финансовая среда состоит в целом из:

· денежных рынков,

· рынков капитала и

· валютных рынков.

Денежный рынок — рынок крат­косрочных (до 360 дней) ссудозаемных операций, включая межбанков­ские кредиты/депозиты (МБК) и куплю-продажу ценных бумаг.

Инст­рументами денежного рынка выступают:

· межбанковские депозиты,

· краткосрочные ценные бумаги (коммерческие и казначейские векселя, депозитные сертификаты и другие),

· синдицированные кредиты и т.п.

Важно, что эти операции на мировом финансовом рынке могут осущест­вляться в:

национальной валюте,

иностранной валюте и

евровалюте.

Евровалюта — валюта, переведенная на счета в иностранные бан­ки и используемая для операций во всех странах, исключая страну-эми­тента этой валюты. Евровалютный рынок появился в начале 1960-х гг. и в настоящий момент времени является крупнейшим и наиболее быстро развивающимся сегментом мирового финансового рынка. Важнейшей ставкой еврорынка является ставка LIBOR — ставка предложения на лондонском межбанковском рынке депозитов, фик­сируемая по рабочим банковским дням на 11 часов местного време­ни по усредненным ставкам National Westminster Bank, Bank of Scotland, Barclays Bank, Midland Bank. Она является ориентиром для определения уровня процентных ставок денежного рынка на каждый инструмент, обращающийся на этом рынке.

Рынок капитала рынок обращения долговых обязательств, ак­кумулирующий средне- и долгосрочные кредиты. На внутреннем рынке капитала заимствования производятся в форме акций и обли­гаций, в на внешнем — в форме еврооблигаций, евробондов, амери­канских, европейских и глобальных депозитарных расписок и т.п.

В алютный рынок рынок валютных сделок, основными институ­тами которого выступают банки и финансовые учреждения, связан­ные системами телекоммуникаций и технического анализа. Валютный рынок сосредоточен в основных мировых финансовых центрах таких, как Лондон, Нью-Йорк, Токио, Франкфурт-на-Майне и др.

Особен­ностью валютных рынков является то, что операции на них прово­дятся круглосуточно, в основном они служат для приложения спеку­лятивного капитала, огромны по объемам (ежедневный оборот со­ставляет более 1,9 трлн дол. США), рынок практически (до кризиса 2008-2009г) не был подвержен регулированию со стороны национальных монетарных властей.

Развитие всех этих рынков (денежного, валютного и капитально­го) приводит к все большей либерализации операций, росту разнооб­разия инструментария, доступного большему количеству нацио­нальных участников и дальнейшему переплетению национальных финансовых рынков и усилению взаимозависимости между страна­ми в глобальной экономике.

Все вышесказанное привело к мировому финансовому кризису.

Выделяют следующие признаки мировых ( глобаль­ных) финансов:

1) плавающий курс национальных валют;

2) интеграция международных финансовых рынков, финансов транс-национальных банков (ТНБ) и транс-национальных компаний (ТНК), эконо­мик развитых и развивающихся стран в глобальную финансовую сис­тему;

3) превращение рынка евровалют в элемент глобальных финансов;

4) долларизация слабых национальных экономик;

5) свободное движение капитала на мировых рынках; усиление взаимосвязи между мировы­ми финансовыми центрами;

6) устранение барьеров между национальны­ми и международными финансовыми рынками;

7) обострение противо­речий между национальными и глобальными финансами.

Концептуальную основу международных валютно-финансовых и кредитных отношений образуют следующие основные теории:

1) закон единой цены и механизм арбитража стоимость финан­совых активов одинаковой срочности и надежности выравнивается на разных страновых рынках с учетом транзакционных издержек и курсового пересчета. Механизмом выравнивания цен является ар­битраж, представляющий собой операцию по извлечению прибыли из разницы цен на финансовые активы одной срочности и надежно­сти на разных страновых рынках или во времени;

2) гипотеза эффективных рынков на эффективных рынках цены финансовых активов немедленно реагируют на любую появляющую­ся информацию. Поэтому невозможно точно спрогнозировать уровень валютного курса и цены финансового актива в будущем. Все операции на международном финансовом рынке подвержены валютным рискам;

3) модель ценообразования на капитальные активы при расчете цены капитального актива необходимо учитывать как систематические, так и несистематические риски. Систематический риск — риск, прису­щий определенному страновому финансовому рынку, несистематичес­кий риск — риск владения конкретным финансовым активом, который может быть уменьшен путем диверсификации вложений субъекта;

4) концепция срочной стоимости денег деньги имеют разную
временную стоимость; доход, который будет получен в будущем,
имеет в настоящее время меньшую стоимость;

5) условия паритетов на валютных рынках — отражают взаимосвя­
зи между изменениями на валютном, финансовом и товарном рынках.
В частности, теория паритета покупательной способности валюты
показывает, что уровень девальвации или ревальвации национальной
валюты определяется изменением уровня инфляции в анализируемых
странах, а теория паритета процентных ставок утверждает, что уровень
премий и дисконтов по соответствующим валютам определяется раз­
ницей в процентных ставках по соответствующим валютам.

Девальвация — понижение стоимости национальной валюты по отношению к иностранной; ревальвация — повышение стоимости на­циональной валюты по отношению к иностранной. Если валюта коти­руется с премией, то ожидается повышение ее курса в будущем (реваль­вация); если валюта котируется с дисконтом, то ожидается падение ее курса на прогнозируемом временном интервале (девальвация).

Субъекты международных финансовых отношений

Субъектов мировых финансов различают в зависимости от уровнях экономики на котором они находятся (микро-, мезо-, макро- и мегауровнях).

1. На микроуровне - это нацио­нальные фирмы, которые участвуют во внешнеэкономической дея­тельности.

2. На мезоуровне - коммерческие банки (и их дочерние банки и филиалы за рубежом)..

3. На макроуровне участниками выступают правительства отдельных стран, центральные банки, министерства и ведомства.

4. На мегауровне субъектами выступают международные финансовые организации:

ü (Международный валютный фонд (МВФ) и группа Мирового банка, Базельский Банк и Институт международных расчетов (BIS)),

ü транснациональные и инвестиционные банки (CSFB, Merrill Lynch, Citibank Corp.), ТНК,

ü паевые фонды, гло­бальные хеджевые фонды, объединения государств G7+1, G22,

ü между­народные рейтинговые агентства (Moody's Investors Services, Standard & Poo's, Fitch IBCA),

ü международные аудиторские (Price Waterhous Coopers, Ernst & Young, Delloite & Touche, KPMG) и юридические (Clliford Chance, Baker & Mackenzie) фирмы,

ü Парижский и Лондонский клубы кредиторов,

ü международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate),

ü международные платежные системы (VISA, Europay),

ü ведущие фондовые биржи мира.

Создание системы глобальных финансов упростило движение капитала из центра в периферию и наоборот, одновременно обостри­ло проблемы оценки системы рисков, поставило вопросы о сопоставимости и прозрачности национальных и международных финансо­вых стандартов и вместе с тем усилила уязвимость национальных финансовых рынков к дестабилизирующему действию массового оттока капитала при возникновении и распространении мировых валютно-финансовых кризисов.

2. Международные организации в системе международных

Финансов

Международная организация это объединение суверенных го­сударств, созданное на основе международного договора и устава для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно дей­ствующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.

Классификация международных организаций может быть прове­дена по следующим признакам:

· юридическая природа организаций;

· масштаб деятельности организаций;

· предмет деятельности организа­ций.

Выделяют следующие виды международных организаций.

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет
деятельности которых представляют интерес для всех государств мира:

а) Организация Объединенных Наций (ООН), главными органами
которой являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Эко-­
номический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Меж-­
дународный Суд и Секретариат.

ООН преследует следующие цели:

—поддержание международного мира и безопасности;

—применение эффективных коллективных мер для предотвраще­ния и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

—улаживание или разрешение в соответствии с принципами справедливости и международного права международных споров или ситуаций, в том числе и в области международных финансов, кото­рые могут привести к нарушению мира, и т.п.;

б) специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоя­
тельными международными организациями. Непосредственное отноше­
ние к международным валютно-финансовым и кредитным отношени­
ям имеют такие организации, как МВФ, Международный банк и др.

2. Международные организации регионального характера создают­ся государствами одного географического региона по любым вопро­сам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (например, Лига арабских государств. ЕС и т.п.).

3. Международные неправительственные организаци и — любая международная организация, не учрежденная на основании межпра­вительственного соглашения. Примерами таких организаций являют­ся Парижский и Лондонский клубы кредиторов, призванные урегу­лировать внешнюю задолженность стран. Деятельность таких орга­низаций оказывает существенное влияние на политику государств и международных организаций в области валютно-финансовых и кре­дитных отношений.

К основным международным организациям, занимающимся регу­лированием международных валютно-финансовых и кредитных от­ношений, можно отнести:

· МВФ,

· группу Мирового банка и

· Банк меж­дународных расчетов (МБР).

МВФ был создан по решению международной конференции, прохо­дившей в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США) с 1 по 22 июля 1944 г. Официально он начал существовать 27 декабря 1945 г., когда пред­ставители 29 государств поставили свои подписи под статьями соглашения, являющегося уставом фонда. Свои операции фонд начал 1 марта 1947 г. Членами фонда в настоящее время являются 183 страны.

МВФ был создан для того, чтобы содействовать международно­му валютному сотрудничеству стран и облегчать развитие и сба­лансированный рост международной торговли. Кроме того, в его за­дачи входило поддержание стабильности валютных курсов и оказа­ние помощи в создании многосторонней платежной системы. Для выполнения этих функций фонду было дано право при условии над­лежащего контроля предоставлять свои ресурсы в распоряжение го­сударств-членов с тем, чтобы сгладить временные неравновесия в международных платежных балансах. МВФ — составная часть миро­вой денежной системы. Он оказывает реальную помощь государствам в моменты валютно-финансовых кризисов, предоставляя средства фонда для реализации стабилизационных программ на территории этих государств. Финансовая помощь МВФ предоставляется прави­тельствам стран, испытывающих сложности с платежным балансом страны. Российская Федерация является членом МВФ с 1992 г.

Платежный баланс страны — систематические записи всех пла­тежей, поступающих в данную страну из-за границы, и денежных платежей данной страны другим странам в течение определенного периода времени.

МВФ эмитирует международную расчетную единицу — СДР (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования, кото­рая является в тоже время одним из ликвидных средств, входящим в состав валютного запаса страны. СДР существует в виде записей по счетам стран — участниц МВФ, является безналичной, необеспечен­ной валютой, построенной на основе ведущих валют мира. В настоя­щее время в корзину СДР входят в определенных пропорциях доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов. Стоимость единицы СДР котируется в долларах США и публикуется ежедневно во всех ведущих финансовых газетах мира и в Интернет. Состав и про­порции валют в корзине СДР пересчитываются один раз в пять лет. Последние изменения в корзину СДР были внесены в 2000 г.

Также на конференции в Бреттон-Вудсе было принято решение о со­здании еще одной международной организации — Мирового банка. Пос­ледний концентрирует свои усилия на содействии экономическому раз­витию стран-членов и оказании помощи беднейшим странам мира В 2000 финансовом году Банк осуществлял проекты в более чем 100 развива­ющихся странах, в которые вложил более 15 млрд дол. США. Работать с Мировым банком могут только страны, являющиеся членами МВФ.

Спектр деятельности Мирового банка включает инвестиции в чело­веческое развитие, в основном через улучшение систем здравоохране­ния и образования, развитие сектора услуг, охрану окружающей среды, поддержку малого предпринимательства и содействие реформам, направленным на создание макроэкономической стабильности и улучше­ние инвестиционного климата. В связи с разнообразием стоящих перед Банком задач свою деятельность он осуществляет совместно с пятью другими организациями, входящими в Группу Мирового банка.

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (The International Bank for Reconstruction and Development), учрежденный в 1945 г., предоставляет странам со средним уровнем дохода и более бедным платежеспособным странам кредиты по рыночным ставкам на осуществление программ снижения бедности и ускорения эконо­мического развития, на структурную перестройку экономики, а так­же оказывает им техническую помощь. МБРР предоставляет креди­ты непосредственно предприятиям, осуществляющим важные для страны, региона или города инвестиционные проекты. МБРР полу­чает значительную часть своих капиталов за счет продажи облигаций на международных рынках капитала.

2. Международная ассоциация развития (MAP) (The International Development Association) была создана в I960 г. для работы с бедней­шими странами мира. Странам, которые не могут позволить себе зай­мы у МБРР, т.е. странам со среднедушевым доходом менее 885 дол., она предоставляет беспроцентные ссуды и техническое содействие, а также помощь в выработке программ реформирования экономики. Обеспеченность MAP финансовыми ресурсами в значительной сте­пени зависит от вкладов более богатых стран — членов Ассоциации, включая и некоторые развивающиеся страны.

3. Международная финансовая корпорация (The International Finance Corporation) была основана в 1956 г. для стимулирования экономического роста в развивающихся странах путем финансирования проектов в частном секторе, мобилизации капиталов на мировых финансовых рынках и оказания технического содействия и консультирования пред­ставителей правительственных органов и частного бизнеса. В сотрудни­честве с международными частными инвесторами Международная финансовая корпорация как предоставляет долгосрочные займы, так и приобретает доли в капитале предприятий из развивающихся стран. В настоящее время Корпорация ведет бизнес в 78 странах, причем 40% ее инвестиций приходится на финансовый сектор, что отражает его важ­ность для создания основ здорового экономического роста.

4. Взаимное агентство гарантирования инвестиций (The
Multilateral Investment Guarantee Agency), созданное в 1988 г., помо­
гает привлекать иностранных инвесторов за счет предоставления
гарантий защиты иностранных инвестиций от потерь, связанных с
некоммерческими рисками в развивающихся странах. Кроме того,
агентство предоставляет консультационную помощь при подготов­
ке проектов и распространяет по своим каналам информацию об ин­
вестиционных возможностях.

5. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (The International Center for Settlement of Investment Disputes - ICSID), основанный в 1966 г., предоставляет возможности урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров, возникших между иностранными инвесторами и принимающими странами.

Особое место в системе органов, призванных регулировать функ­ционирование мировой валютной системы, занимает Банк междуна­родных расчетов (БМР) (The Bank for International Settlements BIS). BMP — это международная организация, имеющая целью упрочение международного валютного и финансового сотрудничества, но одно­временно служащая и банком для центральных банков стран — чле­нов организации. Для этого БМР предоставляет центральным банкам возможность проведения дискуссий по актуальным проблемам функ­ционирования мировой валютной системы, осуществляет научные исследования в области экономики и финансовой политики, высту­пает контрагентом по сделкам центральных банков и представляет их интересы в международных операциях.

Свою деятельность БМР начал в Базеле, Швейцария, в 1930 г., а по­тому является старейшей финансовой организацией мира. Пятьдесят организаций обладают правом голоса в БМР К ним относятся централь­ные банки или иные органы финансового регулирования из Аргентины, Австралии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Брази­лии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Гонконга, Дании, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Македонии, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, России, Саудовской Аравии, Сингапу­ра, Словакии, Словении, США, Таиланда, Турции, Финляндии, Фран­ции, Хорватии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Югославии, Южной Африки, Японии, а также Европейский центральный банк.

Как и большинство создававших его центральных банков, в 1930 г. БМР получил статус акционерного общества, эмитировавшего свои акции. Однако на основе Гаагских соглашений БМР был придан ста­тус международной организации, подчиняющейся международному праву и обладающей всеми привилегиями и иммунитетами, необхо­димыми для выполнения функций банка.

Качество финансовых исследований, проводимых БМР, и форму­лируемых им рекомендаций настолько велико, что под его эгидой воз­никло нескольку влиятельных международных органов. Наиболее из­вестным из них является Базельский комитет по банковскому надзору (The Basle Committee on Banking Supervision). Базельский комитет представляет собой форум для дискуссий по насущным проблемам регулирования и надзора за деятельностью финансово-кредитных уч­реждений. Он координирует международные усилия в данной облас­ти, вырабатывает общепринятые нормы пруденциального надзора.


Комитет по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement Systems — CPSS) занимается разработкой мер по повышению надежности внутренних и международных платежных и расчетных систем. Комитет по глобальной финансовой системе (Committee on the Global Financial System) занимается краткосрочным мониторингом и долгосрочным анализом ситуации на мировых финан­совых рынках, на основе которых он формулирует рекомендации, на­правленные на улучшение функционирования рынков.

В 1998 г. по совместной инициативе Банка международных рас­четов и Базельского комитета по банковскому надзору был создан Институт финансовой стабильности (Financial Stability Institute), который призван помочь улучшить и укрепить финансовые системы и финансовые институты по всему миру, прежде всего содействуя внедрению рациональных норм пруденциального надзора. Институт занимается продвижением общепринятых норм надзора, выработкой кодексов добросовестного поведения на финансовых рынках, предо­ставлением регулирующим органам информации о последних изме­нениях в этой области и обучением и консультированием персонала.

В 1998 г. также был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum — FSF). Его особенностью является объеди­нение усилий международных финансовых институтов, национальных регулирующих органов наиболее влиятельных стран, а также объедине­ний, представляющих интересы участников финансовых рынков, и экс­пертов центральных банков для выработки мер, позволяющих снизить восприимчивость мировой финансовой системы к кризисам.

Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений:

Ø публично-правовой и

Ø ча­стноправовой.

Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридически­ми) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется наци­ональным правом соответствующего государства, а в случае определен­ных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Имен­но операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множе­ство правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы пла­тежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными госу­дарствами, иностранных инвестиций и др.

Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения меж­ду публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями.

Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит пуб­личным лицам. Так, например, государства договариваются между собой о без­возмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расче­тов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностранных предприятий и т.п.

В тоже время глобально мировую финансовую систему на по­стоянной основе никто не регулирует.

МВФ и Мировой банк подклю­чаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов.

Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффектив­ности национальным органам регулирования и надзора, сдерживает­ся поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам ми­ровой экономики трудно отказаться.

Международные валютные рынки частично находятся под конт­ролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, приня­тых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках на­циональных валютных систем, можно назвать, например, федераль­ные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иност­ранных инвестициях в Российской Федерации» и др.

Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, опи­санных на стандартном рыночном языке Международной ассоциаци­ей первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котиров­ки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Меха­низмом такого связывания является арбитраж, к которому прибега­ют все глобальные игроки мирового финансового рынка.

Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают ми­ровые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки нахо­дятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам сво­бодного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на меха­низмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.

Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как ком­мерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в миро­вой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредито­способности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета меж­дународных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблига­ций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк между­народных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной ре­зервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и установлению единообразного требования мини­мальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.

В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Гло­бальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными кли­ентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.

В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рис­ками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагаю­щие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при прове­дении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые прин­ципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.

Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоя­щее время период активной трансформации. Результатом этих измене­ний должно стать создание стабильных условий для дальнейшего эко­номического роста и равноправного доступа всех стран мира на миро­вые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых докумен­тов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.

 

Государственная валютная политика и операции на международных рынках.

Валютная политика государства совокуп­ность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валют­ных и других экономических отношений в соответствии с текущи­ми и стратегическими целями страны. Долгосрочной целью валютной политики является стабилизация внешнеэкономических позиций государства, выражающаяся прежде всего в сбалансированности платежного баланса и устойчивости курса национальной валюты.

Различают стратегическую и текущую валютную политику.

Стра­тегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуще­ствляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономи­ческой политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с про­возглашенной стратегией развития.

Их достижение предопределяет­ся эффективностью осуществляемой валютной политики в отноше­нии решения определенных задач по поддержанию: стабильного функ­ционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны; стабильности курса национальной валюты на международном рынке; активности (или равновесия) платежного баланса страны.

Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, на­правленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.

В число текущих задач валютной политики могут входить пре­одоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации; введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: