Тема 6. Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
План
1. Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений.
2.Международные организации в системе международных финансов.
3.Государственная валютная политика и операции на международных рынках.
Содержание международных валютно-финансовых и кредитных отношений.
Интеграция национальных экономик (начиная с последней четверти XX в.) обусловила интеграцию национальных финансов в мировые (международные) финансы, которые стали основой мировой (глобальной) экономики.
Кровеносную систему мировой экономики составляют международные (глобальные) финансы, состоящие из международных рынков валют, денег и капитала.
Предметом изучения международных финансов являются закономерности функционирования международных финансовых рынков и международные валютно-финансовые и кредитные отношения, связывающие их основных участников.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - это комплекс отношений, возникающих в процессе функционирования денег в международном платежном обороте, который вызывается обменом товарами и услугами, а также другими видами экономических связей между странами, такими, как вывоз капитала, перевод прибылей на заграничные капиталовложения, международная передача технологий, иностранный туризм, предоставление займов и субсидий другим странам, разного рода частные и государственные переводы.
Понятие «мировые финансы» тесно связано с понятием «международная валютно-финансовая среда (мировая финансовая среда)», в которой работают государства, фирмы и банки различных стран мира, и закономерности ее развития.
Мировая финансовая среда охватывает:
· международные финансовые рынки,
· международную банковскую деятельность,
· международные финансы корпораций,
· управление портфелями ценных бумаг
и все связи между этими элементами.
Помимо этого, мировые финансы объясняют взаимодействие финансовых операций на мировом уровне, вне зависимости от того, где они имеют место: в промышленно развитых странах, развивающихся странах или странах с переходной экономикой.
Мировые финансы предполагают непрерывность процесса международных финансовых операций и его постоянные изменения.
В последние годы международные финансовые операции стали динамичной силой, преобразующей финансовые системы отдельных стран и связи между финансовыми системами этих стран. Сфера международных финансов стала важным источником разработки новых финансовых инструментов осуществления этих связей и более свободного движения финансовых потоков. В свою очередь, это оказало влияние на региональные финансовые системы и способствовало интеграции региональных финансовых рынков.
Одной из важных проблем международных финансов является состояние расчетов между странами.
В настоящее время не существует единой валюты, выступающей универсальным законным платежным средством в мире, каждое государство использует собственную денежную единицу (или коллективную, напр. – евро).
Поэтому международная торговля, равно как и другие виды неторговых операций, предполагает для своего проведения обмен валют.
Все субъекты международных финансов действуют в рамках определенной мировой валютной системы, которая определяет правила формирования валютного курса национальных государств и создает основу для регулирования валютных отношений между странами мира.
Мировая валютная система (МВС) — исторически сложившаяся форма организации валютных отношений стран, оформленная межправительственными договоренностями.
МВС сложилась в середине XIX в. и базируется на таких конструктивных элементах, как:
· мера вывезенного из страны богатства,
· вид валютного курса,
· валютные рынки,
· органы, контролирующие валютные отношения стран,
· межправительственные договоренности.
В своем развитии МВС прошла несколько этапов, таких как система «золотого стандарта» (1867—1944), Брет-тон-Вудская валютная система (1944—1976) и Ямайская валютная система (с 1976). Последняя действует и в настоящий момент времени.
Ямайская валютная система основывается на следующих принципах.
1.Мерой вывезенного из страны богатства и основными средствами международных расчетов являются свободно конвертируемые валюты сильнейших стран мира и международная расчетная единица СДР. В настоящее время существуют три основные мировые валюты: доллар США, евро и японская иена. Кросс-курсы этих валют определяют стоимость, тренд всех остальных валют мира. Произошел переход от стандарта доллара США к многовалютному стандарту.
2.Валютные курсы являются плавающими, т.е. курс национальной валюты формируется под воздействием спроса и предложения на нее как на внутреннем, так и на мировом валютном рынке; отсутствуют допустимые пределы колебаний валютных курсов.
3.Центральные банки не обязаны поддерживать какие-либо паритеты своих валют, хотя они могут проводить валютные интервенции в целях поддержания относительной стабильности курса национальной валюты на мировых валютно-финансовых рынках
4.Произошла демонетизация золота. Оно более не играет официальной роли в мировой валютной системе; цена золота устанавливается на рынке свободно под воздействием рыночных факторов.
5.Каждая страна самостоятельно выбирает режим валютного курса, существует только одно ограничение — нельзя «привязывать» его к золоту
В результате использования странами плавающего режима валютного курса все операции, проводимые на международном финансовом рынке, подвержены валютному риску.
Валютный риск представляет собой вероятность получения потерь или недополучения прибыли по сравнению с прогнозируемым вариантом в результате неблагоприятной динамики валютного курса. В связи с этим все участники международных рынков должны учитывать имеющиеся валютные риски при планировании своей деятельности. В то же время существенно расширился и инструментарий, позволяющий хеджировать валютные риски, и появились новые теории, позволяющие прогнозировать степень изменения валютных курсов, а также рассчитывать доходность от проведения международных финансовых операций с поправкой на валютный риск.
Глобальная финансовая среда состоит в целом из:
· денежных рынков,
· рынков капитала и
· валютных рынков.
Денежный рынок — рынок краткосрочных (до 360 дней) ссудозаемных операций, включая межбанковские кредиты/депозиты (МБК) и куплю-продажу ценных бумаг.
Инструментами денежного рынка выступают:
· межбанковские депозиты,
· краткосрочные ценные бумаги (коммерческие и казначейские векселя, депозитные сертификаты и другие),
· синдицированные кредиты и т.п.
Важно, что эти операции на мировом финансовом рынке могут осуществляться в:
национальной валюте,
иностранной валюте и
евровалюте.
Евровалюта — валюта, переведенная на счета в иностранные банки и используемая для операций во всех странах, исключая страну-эмитента этой валюты. Евровалютный рынок появился в начале 1960-х гг. и в настоящий момент времени является крупнейшим и наиболее быстро развивающимся сегментом мирового финансового рынка. Важнейшей ставкой еврорынка является ставка LIBOR — ставка предложения на лондонском межбанковском рынке депозитов, фиксируемая по рабочим банковским дням на 11 часов местного времени по усредненным ставкам National Westminster Bank, Bank of Scotland, Barclays Bank, Midland Bank. Она является ориентиром для определения уровня процентных ставок денежного рынка на каждый инструмент, обращающийся на этом рынке.
Рынок капитала — рынок обращения долговых обязательств, аккумулирующий средне- и долгосрочные кредиты. На внутреннем рынке капитала заимствования производятся в форме акций и облигаций, в на внешнем — в форме еврооблигаций, евробондов, американских, европейских и глобальных депозитарных расписок и т.п.
В алютный рынок — рынок валютных сделок, основными институтами которого выступают банки и финансовые учреждения, связанные системами телекоммуникаций и технического анализа. Валютный рынок сосредоточен в основных мировых финансовых центрах таких, как Лондон, Нью-Йорк, Токио, Франкфурт-на-Майне и др.
Особенностью валютных рынков является то, что операции на них проводятся круглосуточно, в основном они служат для приложения спекулятивного капитала, огромны по объемам (ежедневный оборот составляет более 1,9 трлн дол. США), рынок практически (до кризиса 2008-2009г) не был подвержен регулированию со стороны национальных монетарных властей.
Развитие всех этих рынков (денежного, валютного и капитального) приводит к все большей либерализации операций, росту разнообразия инструментария, доступного большему количеству национальных участников и дальнейшему переплетению национальных финансовых рынков и усилению взаимозависимости между странами в глобальной экономике.
Все вышесказанное привело к мировому финансовому кризису.
Выделяют следующие признаки мировых ( глобальных) финансов:
1) плавающий курс национальных валют;
2) интеграция международных финансовых рынков, финансов транс-национальных банков (ТНБ) и транс-национальных компаний (ТНК), экономик развитых и развивающихся стран в глобальную финансовую систему;
3) превращение рынка евровалют в элемент глобальных финансов;
4) долларизация слабых национальных экономик;
5) свободное движение капитала на мировых рынках; усиление взаимосвязи между мировыми финансовыми центрами;
6) устранение барьеров между национальными и международными финансовыми рынками;
7) обострение противоречий между национальными и глобальными финансами.
Концептуальную основу международных валютно-финансовых и кредитных отношений образуют следующие основные теории:
1) закон единой цены и механизм арбитража — стоимость финансовых активов одинаковой срочности и надежности выравнивается на разных страновых рынках с учетом транзакционных издержек и курсового пересчета. Механизмом выравнивания цен является арбитраж, представляющий собой операцию по извлечению прибыли из разницы цен на финансовые активы одной срочности и надежности на разных страновых рынках или во времени;
2) гипотеза эффективных рынков — на эффективных рынках цены финансовых активов немедленно реагируют на любую появляющуюся информацию. Поэтому невозможно точно спрогнозировать уровень валютного курса и цены финансового актива в будущем. Все операции на международном финансовом рынке подвержены валютным рискам;
3) модель ценообразования на капитальные активы — при расчете цены капитального актива необходимо учитывать как систематические, так и несистематические риски. Систематический риск — риск, присущий определенному страновому финансовому рынку, несистематический риск — риск владения конкретным финансовым активом, который может быть уменьшен путем диверсификации вложений субъекта;
4) концепция срочной стоимости денег — деньги имеют разную
временную стоимость; доход, который будет получен в будущем,
имеет в настоящее время меньшую стоимость;
5) условия паритетов на валютных рынках — отражают взаимосвя
зи между изменениями на валютном, финансовом и товарном рынках.
В частности, теория паритета покупательной способности валюты
показывает, что уровень девальвации или ревальвации национальной
валюты определяется изменением уровня инфляции в анализируемых
странах, а теория паритета процентных ставок утверждает, что уровень
премий и дисконтов по соответствующим валютам определяется раз
ницей в процентных ставках по соответствующим валютам.
Девальвация — понижение стоимости национальной валюты по отношению к иностранной; ревальвация — повышение стоимости национальной валюты по отношению к иностранной. Если валюта котируется с премией, то ожидается повышение ее курса в будущем (ревальвация); если валюта котируется с дисконтом, то ожидается падение ее курса на прогнозируемом временном интервале (девальвация).
Субъекты международных финансовых отношений
Субъектов мировых финансов различают в зависимости от уровнях экономики на котором они находятся (микро-, мезо-, макро- и мегауровнях).
1. На микроуровне - это национальные фирмы, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности.
2. На мезоуровне - коммерческие банки (и их дочерние банки и филиалы за рубежом)..
3. На макроуровне участниками выступают правительства отдельных стран, центральные банки, министерства и ведомства.
4. На мегауровне субъектами выступают международные финансовые организации:
ü (Международный валютный фонд (МВФ) и группа Мирового банка, Базельский Банк и Институт международных расчетов (BIS)),
ü транснациональные и инвестиционные банки (CSFB, Merrill Lynch, Citibank Corp.), ТНК,
ü паевые фонды, глобальные хеджевые фонды, объединения государств G7+1, G22,
ü международные рейтинговые агентства (Moody's Investors Services, Standard & Poo's, Fitch IBCA),
ü международные аудиторские (Price Waterhous Coopers, Ernst & Young, Delloite & Touche, KPMG) и юридические (Clliford Chance, Baker & Mackenzie) фирмы,
ü Парижский и Лондонский клубы кредиторов,
ü международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Dow Jones Telerate),
ü международные платежные системы (VISA, Europay),
ü ведущие фондовые биржи мира.
Создание системы глобальных финансов упростило движение капитала из центра в периферию и наоборот, одновременно обострило проблемы оценки системы рисков, поставило вопросы о сопоставимости и прозрачности национальных и международных финансовых стандартов и вместе с тем усилила уязвимость национальных финансовых рынков к дестабилизирующему действию массового оттока капитала при возникновении и распространении мировых валютно-финансовых кризисов.
2. Международные организации в системе международных
Финансов
Международная организация — это объединение суверенных государств, созданное на основе международного договора и устава для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом.
Классификация международных организаций может быть проведена по следующим признакам:
· юридическая природа организаций;
· масштаб деятельности организаций;
· предмет деятельности организаций.
Выделяют следующие виды международных организаций.
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет
деятельности которых представляют интерес для всех государств мира:
а) Организация Объединенных Наций (ООН), главными органами
которой являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Эко-
номический и социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Меж-
дународный Суд и Секретариат.
ООН преследует следующие цели:
—поддержание международного мира и безопасности;
—применение эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
—улаживание или разрешение в соответствии с принципами справедливости и международного права международных споров или ситуаций, в том числе и в области международных финансов, которые могут привести к нарушению мира, и т.п.;
б) специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоя
тельными международными организациями. Непосредственное отноше
ние к международным валютно-финансовым и кредитным отношени
ям имеют такие организации, как МВФ, Международный банк и др.
2. Международные организации регионального характера создаются государствами одного географического региона по любым вопросам, в том числе вопросам экономического и финансового характера (например, Лига арабских государств. ЕС и т.п.).
3. Международные неправительственные организаци и — любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Примерами таких организаций являются Парижский и Лондонский клубы кредиторов, призванные урегулировать внешнюю задолженность стран. Деятельность таких организаций оказывает существенное влияние на политику государств и международных организаций в области валютно-финансовых и кредитных отношений.
К основным международным организациям, занимающимся регулированием международных валютно-финансовых и кредитных отношений, можно отнести:
· МВФ,
· группу Мирового банка и
· Банк международных расчетов (МБР).
МВФ был создан по решению международной конференции, проходившей в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США) с 1 по 22 июля 1944 г. Официально он начал существовать 27 декабря 1945 г., когда представители 29 государств поставили свои подписи под статьями соглашения, являющегося уставом фонда. Свои операции фонд начал 1 марта 1947 г. Членами фонда в настоящее время являются 183 страны.
МВФ был создан для того, чтобы содействовать международному валютному сотрудничеству стран и облегчать развитие и сбалансированный рост международной торговли. Кроме того, в его задачи входило поддержание стабильности валютных курсов и оказание помощи в создании многосторонней платежной системы. Для выполнения этих функций фонду было дано право при условии надлежащего контроля предоставлять свои ресурсы в распоряжение государств-членов с тем, чтобы сгладить временные неравновесия в международных платежных балансах. МВФ — составная часть мировой денежной системы. Он оказывает реальную помощь государствам в моменты валютно-финансовых кризисов, предоставляя средства фонда для реализации стабилизационных программ на территории этих государств. Финансовая помощь МВФ предоставляется правительствам стран, испытывающих сложности с платежным балансом страны. Российская Федерация является членом МВФ с 1992 г.
Платежный баланс страны — систематические записи всех платежей, поступающих в данную страну из-за границы, и денежных платежей данной страны другим странам в течение определенного периода времени.
МВФ эмитирует международную расчетную единицу — СДР (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования, которая является в тоже время одним из ликвидных средств, входящим в состав валютного запаса страны. СДР существует в виде записей по счетам стран — участниц МВФ, является безналичной, необеспеченной валютой, построенной на основе ведущих валют мира. В настоящее время в корзину СДР входят в определенных пропорциях доллар США, евро, японская иена, английский фунт стерлингов. Стоимость единицы СДР котируется в долларах США и публикуется ежедневно во всех ведущих финансовых газетах мира и в Интернет. Состав и пропорции валют в корзине СДР пересчитываются один раз в пять лет. Последние изменения в корзину СДР были внесены в 2000 г.
Также на конференции в Бреттон-Вудсе было принято решение о создании еще одной международной организации — Мирового банка. Последний концентрирует свои усилия на содействии экономическому развитию стран-членов и оказании помощи беднейшим странам мира В 2000 финансовом году Банк осуществлял проекты в более чем 100 развивающихся странах, в которые вложил более 15 млрд дол. США. Работать с Мировым банком могут только страны, являющиеся членами МВФ.
Спектр деятельности Мирового банка включает инвестиции в человеческое развитие, в основном через улучшение систем здравоохранения и образования, развитие сектора услуг, охрану окружающей среды, поддержку малого предпринимательства и содействие реформам, направленным на создание макроэкономической стабильности и улучшение инвестиционного климата. В связи с разнообразием стоящих перед Банком задач свою деятельность он осуществляет совместно с пятью другими организациями, входящими в Группу Мирового банка.
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (The International Bank for Reconstruction and Development), учрежденный в 1945 г., предоставляет странам со средним уровнем дохода и более бедным платежеспособным странам кредиты по рыночным ставкам на осуществление программ снижения бедности и ускорения экономического развития, на структурную перестройку экономики, а также оказывает им техническую помощь. МБРР предоставляет кредиты непосредственно предприятиям, осуществляющим важные для страны, региона или города инвестиционные проекты. МБРР получает значительную часть своих капиталов за счет продажи облигаций на международных рынках капитала.
2. Международная ассоциация развития (MAP) (The International Development Association) была создана в I960 г. для работы с беднейшими странами мира. Странам, которые не могут позволить себе займы у МБРР, т.е. странам со среднедушевым доходом менее 885 дол., она предоставляет беспроцентные ссуды и техническое содействие, а также помощь в выработке программ реформирования экономики. Обеспеченность MAP финансовыми ресурсами в значительной степени зависит от вкладов более богатых стран — членов Ассоциации, включая и некоторые развивающиеся страны.
3. Международная финансовая корпорация (The International Finance Corporation) была основана в 1956 г. для стимулирования экономического роста в развивающихся странах путем финансирования проектов в частном секторе, мобилизации капиталов на мировых финансовых рынках и оказания технического содействия и консультирования представителей правительственных органов и частного бизнеса. В сотрудничестве с международными частными инвесторами Международная финансовая корпорация как предоставляет долгосрочные займы, так и приобретает доли в капитале предприятий из развивающихся стран. В настоящее время Корпорация ведет бизнес в 78 странах, причем 40% ее инвестиций приходится на финансовый сектор, что отражает его важность для создания основ здорового экономического роста.
4. Взаимное агентство гарантирования инвестиций (The
Multilateral Investment Guarantee Agency), созданное в 1988 г., помо
гает привлекать иностранных инвесторов за счет предоставления
гарантий защиты иностранных инвестиций от потерь, связанных с
некоммерческими рисками в развивающихся странах. Кроме того,
агентство предоставляет консультационную помощь при подготов
ке проектов и распространяет по своим каналам информацию об ин
вестиционных возможностях.
5. Международный центр урегулирования инвестиционных споров (The International Center for Settlement of Investment Disputes - ICSID), основанный в 1966 г., предоставляет возможности урегулирования и арбитражного разбирательства инвестиционных споров, возникших между иностранными инвесторами и принимающими странами.
Особое место в системе органов, призванных регулировать функционирование мировой валютной системы, занимает Банк международных расчетов (БМР) (The Bank for International Settlements BIS). BMP — это международная организация, имеющая целью упрочение международного валютного и финансового сотрудничества, но одновременно служащая и банком для центральных банков стран — членов организации. Для этого БМР предоставляет центральным банкам возможность проведения дискуссий по актуальным проблемам функционирования мировой валютной системы, осуществляет научные исследования в области экономики и финансовой политики, выступает контрагентом по сделкам центральных банков и представляет их интересы в международных операциях.
Свою деятельность БМР начал в Базеле, Швейцария, в 1930 г., а потому является старейшей финансовой организацией мира. Пятьдесят организаций обладают правом голоса в БМР К ним относятся центральные банки или иные органы финансового регулирования из Аргентины, Австралии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Гонконга, Дании, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Македонии, Малайзии, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Словакии, Словении, США, Таиланда, Турции, Финляндии, Франции, Хорватии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Эстонии, Югославии, Южной Африки, Японии, а также Европейский центральный банк.
Как и большинство создававших его центральных банков, в 1930 г. БМР получил статус акционерного общества, эмитировавшего свои акции. Однако на основе Гаагских соглашений БМР был придан статус международной организации, подчиняющейся международному праву и обладающей всеми привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций банка.
Качество финансовых исследований, проводимых БМР, и формулируемых им рекомендаций настолько велико, что под его эгидой возникло нескольку влиятельных международных органов. Наиболее известным из них является Базельский комитет по банковскому надзору (The Basle Committee on Banking Supervision). Базельский комитет представляет собой форум для дискуссий по насущным проблемам регулирования и надзора за деятельностью финансово-кредитных учреждений. Он координирует международные усилия в данной области, вырабатывает общепринятые нормы пруденциального надзора.
Комитет по платежным и расчетным системам (Committee on Payment and Settlement Systems — CPSS) занимается разработкой мер по повышению надежности внутренних и международных платежных и расчетных систем. Комитет по глобальной финансовой системе (Committee on the Global Financial System) занимается краткосрочным мониторингом и долгосрочным анализом ситуации на мировых финансовых рынках, на основе которых он формулирует рекомендации, направленные на улучшение функционирования рынков.
В 1998 г. по совместной инициативе Банка международных расчетов и Базельского комитета по банковскому надзору был создан Институт финансовой стабильности (Financial Stability Institute), который призван помочь улучшить и укрепить финансовые системы и финансовые институты по всему миру, прежде всего содействуя внедрению рациональных норм пруденциального надзора. Институт занимается продвижением общепринятых норм надзора, выработкой кодексов добросовестного поведения на финансовых рынках, предоставлением регулирующим органам информации о последних изменениях в этой области и обучением и консультированием персонала.
В 1998 г. также был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum — FSF). Его особенностью является объединение усилий международных финансовых институтов, национальных регулирующих органов наиболее влиятельных стран, а также объединений, представляющих интересы участников финансовых рынков, и экспертов центральных банков для выработки мер, позволяющих снизить восприимчивость мировой финансовой системы к кризисам.
Правовое регулирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (МВФКО) имеют два уровня отношений:
Ø публично-правовой и
Ø частноправовой.
Частноправовой уровень МВФКО составляют хозяйственные, гражданско-правовые отношения между физическими (юридическими) лицами разных стран. Этот уровень МВФКО регулируется национальным правом соответствующего государства, а в случае определенных коллизий между национальными правовыми системами разных стран — международным частным правом. Участников МВФКО на частноправовой основе принято называть операторами МЭО. Именно операторы МЭО совершают преобладающую часть международных сделок по трансграничному перемещению финансов и инвестиций. В рамках национальных правовых систем действует огромное множество правовых режимов, так или иначе включенных в регулирование валютно-финансовой сферы: правовой статус субъектов финансового рынка, режим банковского кредитования, режим эмиссии, денежного обращения, финансовых инструментов, валютный режим, режимы платежного баланса, валютных резервов, расчетов с иностранными государствами, иностранных инвестиций и др.
Публично-правовой уровень МВФКО составляют отношения между публичными лицами — государствами, межгосударственными организациями.
Решающее влияние на регулирование МВФКО принадлежит публичным лицам. Так, например, государства договариваются между собой о безвозмездной поставке товаров в качестве экономической помощи, об урегулировании задолженности, о механизме двухсторонних расчетов, о совместном инвестировании в какой-либо общий объект, об унификации внутреннего правового режима для принятия иностранных предприятий и т.п.
В тоже время глобально мировую финансовую систему на постоянной основе никто не регулирует.
МВФ и Мировой банк подключаются к национальным органам денежно-кредитного регулирования только в периоды кризисов.
Создание международных институтов регулирования финансовых рынков, адекватных по своей эффективности национальным органам регулирования и надзора, сдерживается поддержанием национального суверенитета, государственными интересами и преимуществами, от которых странам — лидерам мировой экономики трудно отказаться.
Международные валютные рынки частично находятся под контролем национальных законодательств, однако в основном операции на этих рынках базируются на обычаях и нормах поведения, принятых между участниками этих рынков. Среди национальных законов, которые частично регулируют операции на этом рынке в рамках национальных валютных систем, можно назвать, например, федеральные законы от 21 ноября 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.
Движение капиталов регламентируется прецедентными нормами английского права и кодексом процедур на финансовых рынках, описанных на стандартном рыночном языке Международной ассоциацией первичных рынков IPMA. Процентные ставки, курсы и котировки в различных странах никто не согласовывает, но они в рамках глобального финансового рынка тесно связаны между собой. Механизмом такого связывания является арбитраж, к которому прибегают все глобальные игроки мирового финансового рынка.
Финансовый капитал концентрируется в финансовых институтах (ТНБ, ИБ, инвестиционных, паевых, пенсионных, страховых и других фондах) и ТНК, а посредниками движения капитала выступают мировые финансовые рынки — рынки денег и капитала. Эти рынки находятся вне контроля национальных и международных институтов. Международные финансовые рынки функционируют по законам свободного рынка. Этот порядок, построенный исключительно на механизмах рынка и рыночных сил, способен разрушить национальные финансы. И сегодня МВФ направляет усилия на создание системы противовесов для спекулятивной игры на международных рынках.
Надежность и стабильность всей системы глобальных финансов во многом зависит от таких субъектов финансового рынка, как коммерческие банки. Учитывая их исключительно важную роль в мировой экономике, особое внимание уделяется надежности и кредитоспособности банков. Эти параметры являются предметом надзора не только центральных банков стран, но и Базельского комитета международных расчетов, ТНБ и лид-менеджеров эмиссий еврооблигаций и евробондов. Первоначально (в начале 1960-х гг.) Банк международных расчетов в Базеле использовался в целях поддержания механизма свопов центральных банков 15 стран и Федеральной резервной системы США для получения средств для интервенций на валютном рынке. Эти стандарты легли в основу Директив ЕС по банковскому надзору и установлению единообразного требования минимальной достаточности капитала в банковской системе ЕС.
В конце 2000 г. ведущие банки мира подписали руководство «Глобальные стандарты надлежащей проверки», согласно которому будут проверяться банки, ведущие бизнес с состоятельными частными клиентами. Договоренности и правила борьбы крупнейших мировых банков против глобального отмывания денег уже привели к усилению подразделения по проверке денежных переводов в Департаментах управления международных платежей и денежной наличности.
В самое последнее время основные усилия мирового сообщества концентрируются на выработке рекомендаций по управлению рисками (кредитными, валютными, платежными), анализе воздействия финансовых инноваций, таких как электронный банковский бизнес и электронные системы торговли на рынке ценных бумаг, внедрении рекомендаций, касающихся регулирования финансовых потоков и оффшорных финансовых центров. В сентябре 2000 г. Базельским комитетом по банковскому надзору приняты такие основополагающие документы, как «Принципы управления кредитным риском», «Надзорные указания по управлению расчетным риском при проведении валютообменных операций», в январе 2001 г. Комитетом по платежным и расчетным системам и Международной комиссией по рынку ценных бумаг приняты такие документы, как «Базовые принципы системно значимых платежных систем» и «Рекомендации по платежным системам на рынке ценных бумаг» и др.
Таким образом, мировая финансовая система переживает в настоящее время период активной трансформации. Результатом этих изменений должно стать создание стабильных условий для дальнейшего экономического роста и равноправного доступа всех стран мира на мировые финансовые рынки. Параллельно создаются и условия для унификации операций, проводимых на международных финансовых рынках, и основы для разработки международных правовых документов, регламентирующих операции субъектов международных финансов.
Государственная валютная политика и операции на международных рынках.
Валютная политика государства — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Долгосрочной целью валютной политики является стабилизация внешнеэкономических позиций государства, выражающаяся прежде всего в сбалансированности платежного баланса и устойчивости курса национальной валюты.
Различают стратегическую и текущую валютную политику.
Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития.
Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию: стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны; стабильности курса национальной валюты на международном рынке; активности (или равновесия) платежного баланса страны.
Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.
В число текущих задач валютной политики могут входить преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации; введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса;