Определители и матрицы, решение систем
Задача1.1 Вычислить определитель третьего порядка
а) по правилу треугольника;
б) с помощью разложения по элементам какой-либо строки или столбца.
Решение.
а) Вычислим данный определитель по правилу треугольника:
.
б) Вычислим данный определитель с помощью разложения по элементам третьего столбца:
Задача 1.2 Для матриц найти: а)
,
б) , в)
, г)
, д)
.
Решение:
а)
б)
в)
г)
д)
Найдем для матрицы В обратную.
, значит
существует.
Найдем алгебраические дополнения для элементов матрицы .
Тогда
Ответ: а) ; б)
; в)
; г)
; д)
.
Задача 1.3 Дана система трех линейных уравнений с тремя неизвестными
Требуется:
а) найти её решения с помощью формул Крамера;
б) записать систему в матричном виде и решить её средствами матричного исчисления;
в) решить систему методом Гаусса.
Решение: 1) Рассмотрим матрицу системы линейных уравнений .
Главный определитель матрицы d = = 2 ×3 × 1 + 1 × (–2) × 1 + 1× 3 ×
∙ (–1) – (–1) × 3 × 1 – 1× (–2) × 2 –1× 3 ×1 = 5 (вычислили по правилу треугольника).
Так как d = 5 ¹ 0, то система имеет единственное решение, которое и можно найти по формулам Крамера. Для системы трех уравнений с тремя неизвестными формулы Крамера имеют вид: где d 1, d 2 и d 3 – получаются из определителя d заменой соответственно первого, второго и третьего столбца на столбец из свободных членов. Составим и вычислим эти определители, используя, например, правило треугольника.
,
,
.
По формулам Крамера получаем: ,
,
.
2) Данную систему можно представить в матричном виде: А×Х=В, где – матрица системы уравнений,
– матрица-столбец из неизвестных,
– матрица-столбец из свободных членов.
Умножим слева обе части уравнения на А –1, где А –1 – обратная для матрицы А матрица. Тогда . Значит, решение матричного уравнения А×Х=В будем искать в виде Х=А –1 × В, где А –1 – матрица, обратная матрице А.
Так как определитель матрицы А не равен нулю (d= 5), то обратная матрица существует и равна: , где
– алгебраическое дополнение для элементов исходной матрицы.
Найдем алгебраические дополнения для элементов матрицы А:
;
;
;
;
;
;
;
;
.
Получаем . Тогда
.
3) Решим систему методом Гаусса, для это расширенную матрицу системы с помощью элементарных преобразований приведем ступенчатому виду: . Для удобства поменяем местами первую и последнюю строки.
![]() |
~
- поменяем местами вторую и третью строки, получим:
.
Этой матрице соответствует система .
Из последнего уравнения находим . Подставляя данное значение во второе уравнение, находим
. Подставляя найденные значения в первое уравнение, находим
Ответ: х = 3; y = 1; z = 2.
Аналитическая геометрия
Задача 2.1 Коллинеарны ли векторы и
, построенные по векторам
и
, если .
Решение: Найдём координаты векторов и
:
.
Найдём отношения соответствующих координат векторов и
:
.
Так как координаты пропорциональны, то
.
Ответ:
.
Задача 2.2 Найти скалярное произведение векторов , если
Решение:
воспользуемся определение скалярного произведения векторов и свойствами скалярного произведения:
=
б) Воспользуемся геометрическим смыслом модуля векторного произведения:
.
Найдём векторное произведения векторов , выраженных через вектора
, используя свойства векторного произведения:
Найти площадь параллелограмма построенного на векторах , если
.
,
тогда
Ответ: а) 30, б) S = 84 кв. ед.
Ответ: S = 84 кв. ед.
Задача 2.3 Дан треугольник с вершинами
. Найти:
а) величину угла ;
б) координаты точки пересечения медиан;
в) координаты точки пересечения высот;
г) длину высоты, опущенной из вершины ;
д) площадь треугольника ;
е) уравнение прямой, проходящей через вершину параллельно стороне
;
ж)систему неравенств, задающих область внутри треугольника.
Решение: Найдем уравнения сторон треугольника и угловые коэффициенты, используя уравнение прямой, заданной двумя точками:
.
Уравнение прямой :
, отсюда
или
. Угловой коэффициент прямой
равен
.
Уравнение прямой :
, отсюда
или
. Угловой коэффициент прямой
равен
.
Уравнение прямой :
, отсюда
или
.
Угловой коэффициент прямой равен
.
а) вычислим внутреннюю величину угла треугольника
:
, отсюда (по таблице Брадиса или с помощью инженерного калькулятора),
радиан.
б) Обозначим: - точку пересечения медиан,
и
- середины отрезков
и
соответственно.
Найдем координаты середин сторон, используя формулы , и уравнения соответствующих медиан.
Точка :
,
тогда уравнение медианы :
, отсюда
.
Точка О: ,
тогда уравнение медианы :
, отсюда
.
Координаты точки пересечения медиан найдем, решая систему уравнений, задающих медианы:
, т.е
.
Рисунок Треугольник с вершинами
.
в) Обозначим через - точку пересечения высот
и
.
Уравнение высоты будем искать в виде:
.
Так как прямые и
перпендикулярны, то
. Тогда
или
.
Уравнение высоты будем искать в виде
.
Так как прямые и
перпендикулярны, то
.
Тогда или
.
Координаты точки пересечения высот найдем, решая систему уравнений, задающих высоты:
, т.е
.
г) длину высоты найдем по формуле расстояния от точки до прямой:
.
У нас это точка и прямая
:
(ед.).
д) площадь треугольника найдем по формуле: .
Получаем (кв.ед.).
е) так как искомая прямая параллельна стороне , то их угловые коэффициенты равны. Используя уравнение
, получаем:
или
.
ж) Каждая прямая делит плоскость на две полуплоскости. Уравнение прямой :
; уравнение прямой
:
; уравнение прямой
:
.
Для определения нужной полуплоскости берем любую точку, лежащую внутри треугольника, например точку (1,1), и подставляем ее координаты в уравнения прямых.
Получаем: ,
,
.
Следовательно, система неравенств имеет вид: .
Ответ: а) радиан; б)
; в)
; г)
(ед.);
д) (кв.ед.); е)
; ж)
.
Задача 2.4 Составить канонические уравнения:
а) эллипса, большая полуось которого равна 3, а фокус находится в точке ;
б) гиперболы с мнимой полуосью равной 2, и фокусом ;
в) параболы, имеющей директрису .
Решение:
а) Каноническое уравнение эллипса имеет вид .
По условию задачи ,
. Для эллипса справедливо равенство
.
Для нашей задачи получаем: .
Подставляя в каноническое уравнение эллипса, поучаем: .
б) Каноническое уравнение гиперболы имеет вид .
По условию задачи ,
. Для гиперболы справедливо равенство
.
Для нашей задачи получаем: .
Подставляя в каноническое уравнение гиперболы, поучаем: .
в) Каноническое уравнение параболы в нашем случае имеет вид , а уравнение ее директрисы
.
По условию задачи уравнение директрисы . Поэтому
.
Подставляя в каноническое уравнение параболы, поучаем .
Ответ: а) ; б)
; в)
.
Задача 2.5 По координатам вершин А (3; – 2; 2), В (1; – 3; 1), С (2; 0; 4),
D (6; – 4; 6) пирамиды АВСD найти:
а) длины ребер АВ и АС;
б) угол между векторами ;
в) объем пирамиды АВСD;
г) высоту, опущенную из вершины D на грань АВС;
д) уравнение прямой АВ;
е) уравнение плоскости ВСD;
ж) синус угла между прямой АВ и плоскостью ВСD;
з) косинус угла между плоскостью xOy и плоскостью ВСD.
Решение: Найдем координаты векторов ,
,
:
а) Длины ребер АВ и АС найдем как длины векторов и
:
,
,
т.е. (ед.),
(ед.).
б) Угол между векторами и
найдём, используя скалярное произведение векторов:
тогда
в) Объём пирамиды равен объёма параллелепипеда, построенного на векторах
и
, как на сторонах. Объём параллелепипеда найдём, используя смешанное произведение векторов:
.
Объём параллелепипеда равен (ед3). Тогда объём пирамиды равен
(ед3).
г) Из школьного курса известна формула объёма пирамиды: . Отсюда
.
Площадь основания найдём, используя векторные произведения векторов:
, то есть вектор векторного произведения имеет координаты (0, 5, -5).
(ед.2).
(ед.).
д) Для нахождения уравнения прямой АВ используем уравнение прямой, проходящей через две заданные точки: . Имеем:
,
– каноническое уравнение искомой прямой.
– общее уравнение искомой прямой.
е) Для нахождения уравнения плоскости ВСD используем уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки: .
Имеем:
т.е.
– искомое уравнение, или
.
ж) синус угла между прямой АВ и плоскостью ВСD (это угол между направляющим вектором прямой и нормальным вектором плоскости) находится по формуле:
.
Получаем:
.
з) косинус угла между плоскостью xOy и плоскостью ВСD найдем по формуле:
.
Получаем
.
Ответ: а) ; б)
; в) 5; г)
; д)
;
е) ; ж)
; з)
.
Ведение в математический анализ
Задача 3.1 Вычислить пределы функции: а) – в) , при
,;
г) ; д)
.
Решение. а) .
б) .
Разложим числитель и знаменатель на множители:
Получаем:
в) .
г)
д) . Воспользовались тем, что при
.
Ответ: а) , б) -1/2, в) 0, г) 0, д)
, е)
.
Задача 3.2 Исследовать функцию на непрерывность, определить характер точек разрыва. Изобразить график функции в окрестностях точек разрыва.
а)
б) .
Решение:
а) Знаменатель обращается в ноль при х = 0 и х = 2. найдем односторонние пределы в этих точках:
,
.
Так как односторонние пределы конечные, но не равные между собой, то в точке х = 0 функция имеет разрыв первого рода неустранимый.
,
.
Так как получили бесконечные пределы, то в точке х = 2.разрыв второго рода.
Рассмотрим поведение функции на бесконечности:
,
.
б) На каждом из промежутков соответствующая функция является непрерывной. Вычислим односторонние пределы на границах промежутков:
В точке х = -1 функция непрерывна, так как односторонние пределы в этой точке равны между собой и равны значению функции в точке. В точке х = 1 - разрыв 1 – го рода, неустранимый, так как односторонние пределы конечные, но не равные между собой.
у
-4 -1 0 1 х