Описание структуры справочно-правовой системы «Консультант Плюс»




Московский гуманитарно – экономический

Университет

АНО ВО МГЭУ

Тверской ИНСТИТУТ (филиал)

Юридический факультет

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

АРМ ЮРИСТА

(ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Обучающегося 2 курса юридического факультета

Свистунов Лев Николаевич

Учебная группа Ю-242 зачетная книжка № ___

 

В период с << 09 >> февраля 2018г. по << 22 >> февраля 2018 г.

 

 

Руководитель практики: КТН, СНС Кукушкин В.М.

 

Оценка <<______________>>

<<______>>__________2018 г.

 

 

Тверь 2018г

 

Введение

В настоящее время существуют три основные проблемы, которые обычно приходится решать при создании эффективных механизмов распространения правовой информации:

1.Проблема открытости правовой информации;

2.Проблема эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации;

3.Проблема создания эффективных инструментов для работы с огромным массивом разнообразной правовой информации.

При решении каждой из этих проблем заметную роль играют компьютерные СПС:

1.Помогают в преодолении информационной закрытости органов государственной власти и управления; способствуют налаживанию тесных контактов между этими органами и разработчиками и распространителями СПС.

2.Большую роль СПС играют при решении второй проблемы. Именно специфика компьютерных СПС, основанная на современных технологиях передачи в массовом порядке огромных объемов информации, позволяют обеспечить реальную доступность правовой информации широкому кругу потребителей.

3.И только технологии компьютерных СПС позволяют осуществлять эффективную повседневную работу с огромными массивами постоянно меняющейся информации, что особенно характерно именно для правовой информации.

В то же время следует четко представлять себе границы реальных возможностей, и область применения СПС:

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Целью практики является получение первичных профессиональных умений и навыков обучающимися для решения ряда профессиональных задач:

Задачи практики:

1.Изучение одного или нескольких программных комплексов;

2.овладение методикой пост­роения запросов для быстрого получения необходимой правовой информации; использование программных комплексов как инструмента для организации работы с правовой информацией; освоение студентами методики составления необходимых юридических документов с помощью программных комплексов; самостоятельное решение ряда практических задач из числа предложен­ных.

Первый раздел

1. Определение и назначение АРМ

Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) понимают совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области и позволяющих оперативно управлять его информационно-вычислительными потребностями. АРМ реализует обеспечивающую информационную технологию на рабочем месте профессионала в различных областях экономики. Использование АРМ в современном офисе максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.

2. Роль информационных технологий в юридической деятельности

Информационные технологии - процесс использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных(первичной информации)для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Для юриста профессионала применение ИТ необходимо для решения нескольких задач:

-получение правовой информации;

-подготовка правовой информации для других;

-осуществление взаимного обмена информацией;

-повышение эффективности профессиональной деятельности.

Для юриста огромное значение имеют интернет конференции по правовой проблематике. В большинстве сайтов органов государственной власти заявлены конференции на юридические темы. Подобные конференции организовываются на юридических порталах и серверах юридических организаций. В состав информационных дисциплин юридического характера должны входить следующие положения:

-информационные технологии и компьютерные технологии и работа с документами

-сущность, назначение, структура, классификация информационных систем правового характера

-правовая информатизация в деятельности судов и учреждений юстиции

-информационная безопасность и компьютерная преступность

-основные направления сотрудничества по межгосударственному обмену правовой информацией РФ.

Юристы должны владеть практическими навыками работы с вычислительной техникой и получать знания в области правового обеспечения информационной деятельности. Будущие специалисты должны обладать базовыми умениями и навыками по профессиональной работе с правовой информацией: поиском, отбором, оценкой, использованием в заключительных документах. Использование ИТ в юридической деятельности обеспечивает снижение временных затрат, улучшает качество принимаемого решения.

Второй раздел

1.Сравнительный анализ справочных правовых систем России. Классификация СПС

В настоящее время на рынке СПС работает несколько компаний – разработчиков систем и большое количество сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание СПС.1 Наиболее известны в России следующие продукты и фирмы- разработчики:

1- «Консультант Плюс»:

Разработчик – ЗАО «Консультант Плюс»,

Год создания – 1992, количество региональных представительств – 700, общий объем информационных ресурсов – более 4 000 000 документов;

2- «Гарант»:

Разработчик - НПП «Гарант-Сервис»,

Год создания – 1990, количество региональных представительств – более 250, общий объем информационных ресурсов – более 3 000 000 документов;

3- «Кодекс»:

Разработчик – ЗАО «Информационная компания Кодекс»,

Год создания – 1991, количество региональных представителей российской сети ЦПИ «Кодекс» – около 300, общее количество полнотекстных документов, доступных на портале www.kodeks.ru – более 3 300 000.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения правовой информацией государственных ведомств, следует выделить:

• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

• «Законодательство России» и «Официальные и периодические издания правовой информации в машиночитаемом виде» (НТЦ «Система»).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»);

• АРМ «Юрист» (компания «Интралекс»).

Степень распространения продуктов той или иной компании на российском рынке различна. Кроме того, продукция разных компаний имеет существенные различия не только по распространенности и тем концепциям, которые закладываются в систему разработчиками, но, что самое главное, и по качеству.

Для оценки качества СПС очень важно выделить действительно существенные параметры и возможности систем, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Главными свойствами качественного информационного наполнения СПС являются:

- полнота информационного массива;

- достоверность представленной информации;

- оперативность актуализации информации при изменении законодательства;

- юридическая обработка информации (тематическая классификация, отражение связей между документами, подготовка новых редакций и т.д.);

- экспертный анализ информации (отбор важнейшей информации, ее систематизация, выводы экспертов по сути вопросов и пр.)

Классификация СПС

1. По тематике:

• профессиональные юридические системы;

• системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;

• информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);

• отраслевые справочные системы;

• электронные правовые справочники.

По форме собственности

Коммерческие СПС

1. «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис») - имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы;

2. «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс») - представлено законодательство России и всех 83 регионов;

3. «Кодекс» (Центр компьютерных разработок) - большое количество нормативно-технических документов - ГОСТов, СНиПов, РД и т.д. и имеющая специализированные справочные системы по различным отраслям

К государственными СПС для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует отнести системы: ИПС «Закон»; НТЦ «Система». Содержат нормативные документы и законодательство России

Третий раздел

1.Сравнительный анализ СПС зарубежных стран

За рубежом компьютерные СПС начали появляться еще во второй половине 1960-х гг. по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой в Европе электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система CREDOC, заработавшая в 1967 г. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В ИБ системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с ИБ для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро, оттуда и приходил ответ, причем срок его ожидания мог составлять до восьми дней.

Разработка одной из самых известных справочных правовых систем США (LEXIS) началась в том же 1967 г. с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. Сейчас система распространяется сетью представительств более чем в 20 штатах США, с 1980 г. она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно система отвечает примерно на 20 тыс. запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW,JURIS, ELITE; в Великобритании — INFOLEX, PRESTEL, POLIS, LEXIS; в Италии - ITALGUIRE, ENLEX; в Бельгии — CREDOC; в Германии — Система Бундестага, JURIS, LEXinform, NOMOS DATA POOL; в Австрии — RDB; в Канаде — DATUM; в Финляндии — Finlex; во Франции — IRETIV, CEDIJ, JURI DIAL, JURISDATA, SINDONI и т.д.

Следует отметить, что в России масштабы распространения СПС намного шире, чем в зарубежных странах. Например, в 2000 г. ведущий германский производитель компьютерных справочных правовых систем JURIS обслуживал во всей Германии лишь около 13 тыс. пользователей. В нашей стране в 2000 г. только у компании "КонсультантПлюс" было свыше 100 тыс. клиентов, т.е. в 10 раз больше (145).

Описание структуры справочно-правовой системы «Консультант Плюс»

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» создана АО «Консультант Плюс» и распространяется с 1992г. Система хорошо известна и по состоянию на начало 2005г. занимает одну из лидирующих позиций на территории России. Сеть компании «Консультант Плюс» объединяет более 300 региональных информационных центров, производящих поставку СПС, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» содержит самые разные типы правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов, документы содержатся в едином информационном массиве «Консультант Плюс».

Наиболее удобным, полностью отвечающим требованиям, указанным выше, является подход, реализованный в Консультант Плюс, основанный на 2-х уровневой системе деления. Все документы содержатся в Едином информационном массиве Консультант Плюс, который делится на разделы, объединяющие документы определенного типа (например, нормативные акты, материалы судебной практики, финансовые консультации и т.д.); разделы же делятся на отдельные информационные банки (ИБ), являющиеся более или менее замкнутой подборкой документов (например, раздел с нормативными актами федерального уровня и информационные банки с нормативными актами отдельных субъектов РФ).

Группировка документов Единого информационного массива по разделам обеспечивает компактность визуального представления информационного массива, позволяют быстро ориентироваться и определить, какая информация имеется и где ее надо искать. Этому же способствуют ясные формулировки названий разделов и информационных банков, которые позволяют сразу понять, какие документы в том или ином разделе находятся.

С другой стороны, каждый информационный банк является осмысленной подборкой документов со своими правилами формирования, например, ИБ «Финансист» содержит консультации экспертов по вопросам финансовой деятельности предприятий, а ИБ «Корреспонденция Счетов» - готовые схемы отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. В результате пользователь имеет возможность приобрести те информационные банки, которые содержат интересующую его информацию; кроме того, при работе с некоторыми разделами / информационными банками пользователь получает наглядное представление, где какие документы находятся.

Данная 2-х уровневая структура Единого информационного массива (1-й уровень – разделы, 2-й – информационные банки) позволяет специалисту эффективно работать с правовой информацией, быстро решать стоящие перед ним задачи, обеспечивает возможность гибкого поиска нужной информации. С одной стороны, можно осуществлять поиск нужных документов во всем Едином информационном массиве, не заботясь о том, к какому типу информации они относятся, создавать собственные подборки документов, относящихся к разным типам правовой информации и т.д. И в то же время, при желании, можно выполнять поиск информации и в одном, выбранном пользователем разделе.

Достоверность информации в СПС. Под достоверностью правовой информации в СПС понимается ее соответствие оригиналу. Для официальной правовой информации оригиналом является официальный экземпляр правового акта или его официальная публикация, для неофициальной – текст документа, подписанный автором (если автор передал материал напрямую разработчику СПС), или текст документа в печатном издании (если документ взят из печатного издания).

Для обеспечения полной гарантии достоверности компания «Консультант Плюс» работает только с официальными бумажными текстами правовых актов (копиями подлинников с печатью (подписью) или с официальными публикациями), либо с электронными графическими копиями. Достоверность авторских материалов достигается тем же путем, что и достоверность официальной информации – компания «Консультант Плюс» включает такие материалы в систему только при наличии подписанного автором бумажного экземпляра.

Оперативность актуализации банка документов СПС. Актуализация банка документов СПС – это процесс включения в него новых документов и поддержанию уже имеющихся документов в актуальном состоянии в соответствии с текущими изменениями законодательства. Под оперативностью актуализации банка документов на компьютере пользователя понимают промежуток времени от момента поступления документа в открытый доступ (рассылка) до его появления в системе, установленной у пользователя.

Механизм самой работы и механизм взаимодействия подразделений в ходе ее осуществления в компании «Консультант Плюс» налажен таким образом, что от момента получения документа до момента его включения в эталонный информационный банк проходит всего 1-3 дня, причем более 50% документов обрабатывается за один день.

Юридическая обработка документов является неотъемлемой частью правовых систем. Именно юридическая обработка документов квалифицированными специалистами превращает набор исходных текстов отдельных правовых актов в правовую систему, создает реальные возможности для быстрого поиска нужных документов и эффективной работе с ними.

Одним из ключевых моментов юридической обработки является классификация (рубрикация) документов. Тематический (предметный) классификатор – это базовое средство классификации, без него немыслима любая СПС. Главная его задача – систематизировать, структурировать всю правовую информацию по-крупному и, учитывая большое количество такой информации распределить ее по ограниченному числу рубрик (названия которых представляют собой довольно крупные юридические понятия) для того, чтобы в этой информации было легко ориентироваться.

В условиях постоянно изменяющегося законодательства для пользователя правовой информации крайне важными и актуальными являются две возможности:

- возможность получить полный текст правового акта со всеми внесенными в него на сегодняшний день изменениями;

- возможность получить текст правового акта в том виде, в каком он действовал на определенную дату в прошлом.

Разработчики системы «Консультант Плюс» уделяют большое внимание вопросам, связанным с созданием редакций документа, как в юридическом аспекте, так и с точки зрения технического обеспечения инструментов доступа к этим редакциям. В результате пользователи системы «Консультант Плюс» имеют удобный доступ к любой редакции правового акта и полную информацию ее действия.

Кроме того, в системе «Консультант Плюс» предусмотрен удобный инструмент быстрого поиска редакции документа на определенную дату. Достаточно (выбрав соответствующую вкладку) перейти в окно со списком всех редакций документа, где в специальном окне задать дату. В результате будет осуществлен переход в нужную редакцию.

Для получения полной информации по интересующему пользователя вопросу и принятия правильного решения требуется, как правило, изучить несколько документов, причем разного типа: нормативные акты, разъяснения, комментарии и консультации, судебные решения. Поэтому обязательными и крайне важными элементами технологии СПС (и программной технологии и технологии юридической обработки) являются, во 1-х, нахождение и фиксация взаимосвязей документов компании разработчика, а во 2-х, удобный инструмент перехода от одного документа к другим документам, связанным с ним.

В системе «Консультант Плюс» помимо обычных гипертекстовых ссылок реализован механизм перехода по ссылкам в различные редакции одного и того же нормативного документа, так называемый «путеводитель по ссылкам», который способствует принятию правильного решения по этой проблеме.

Одной из отличительных черт профессиональной СПС является представление в ней сведений о документе, облегчающих работу с ним. Обязательными элементами являются:

- информация об официальном опубликовании документа;

- информация об особенностях его применения (об особенностях вступления в силу документа и отдельных его частей, о диапазоне времени действия (редакции документа), о редакции ведомственных документов в Минюсте РФ и т.д.). В системе «Консультант Плюс» данные элементы к каждому документу оформляются в виде Справки к документу, которую можно вызвать из окна с текстом документа.

В системе «Консультант Плюс» представлены обзоры изменений в конкретных документах и изменений в законодательстве в целом. Такие обзоры представлены в виде таблицы в формате «было…стало» в левом столбце приводится текст фрагмента в старой редакции, в правом столбце – в новой редакции).

Компания «Консультант Плюс» уделяет большое внимание созданию материалов, позволяющих пользователю быстро сориентироваться в массиве информации по определенной теме, содержащих практические советы, комментарии и рекомендации, как следует действовать в той или иной ситуации и принять верное решение по проблеме.

В системе «Консультант Плюс» имеется специальный инструмент, который помогает разобраться в массиве разнородной информации по налогам и быстро найти ответы на вопросы. Это информационный банк «Путеводитель по налогам» раздела «Финансовые консультации». В информационном банке «Путеводитель по налогам» сведена воедино и доступно изложена вся накопленная информация по налогам, которая разбросана по тысячам разнородных документов – нормативных актов, судебных решений, публикаций в прессе, консультаций экспертов. В «Путеводитель по налогам» входят 2 типа материалов: практические пособия по налогам и энциклопедия спорных ситуаций.

Практическое пособие по налогу – это электронная «настольная» книга бухгалтера по конкретному налогу. Она содержит описание налога, пошаговые инструкции по его расчету и уплате, практические примеры, образцы дополнительных документов, а также ссылки на правовые акты и судебные решения.

В энциклопедии спорных ситуаций содержатся практические ситуации, не урегулированные законодательством. Из каждой ситуации описаны возможные варианты действий со ссылками на документы в обоснование той или иной позиции. При изложении вариантов действий учитывается вся информация: законодательство, судебная практика, публикации в прессе.

Существует пласт информации, к которому широкому кругу пользователей приходится обращаться часто. Это календарь бухгалтера, курсы валют, ставки налогов, размеры командировочных расходов, различные формы отчетности и т.д. Такая информация распределена по разным документам, и поиск ее в первоисточниках не всегда удобен.

Поэтому специалисты компании «Консультант Плюс» собирают соответствующую информацию в отдельные документы и помещают в специальный раздел «Справочная информация», доступ к которому максимально упрощен: к нему можно обратиться сразу же при входе в систему, а также в любой момент при дальнейшей работе с системой

Такие документы содержат сводную информацию по определенному вопросу, например, о нормах возмещения командировочных расходов, ставках рефинансирования или ставках по определенному налогу, действующих на данный момент или предыдущие периоды и т.д. При этом обязательно даются гипертекстовые ссылки на соответствующие нормативные документы, которыми урегулированы эти вопросы. В разделе «Справочная информация» также обеспечен быстрый переход в формы «MS-Word» и «MS-Excel», а именно, в формы бухгалтерской отчетности, налогового учета и отчетности, первичных учетных документов статистического наблюдения, учета и отчетности бюджетных организаций. Выбрав необходимую форму, пользователь может сразу вызвать ее в соответствующем редакторе и заполнить. Кроме того, используя гипертекстовые ссылки, можно перейти в утвердившие эти формы нормативные документы, а также к инструкциям и комментариям по заполнению форм.

Система «Консультант Плюс» содержит удобную возможность посмотреть содержание того или иного термина с помощью встроенного Словаря финансовых и юридических терминов.

В программе «Консультант Плюс» имеется Правовой навигатор – это специальный экспертный инструмент поиска, позволяющий найти информацию по возникшей в практической деятельности конкретной ситуации, быстро ознакомиться с новым вопросом, темой. К нему удобно обращаться в тех случаях, когда вам неизвестно, в каких документах рассматривается вопрос, или вы не знаете, какими он словами описывается в документе.

Специфика задач, на решение которых нацелен Правовой навигатор, определяет существенное отличие характеристик Правового навигатора от характеристик тематического классификатора.

1. Объем словаря Правового навигатора никаким специальным образом не ограничивается, он содержит десятки тысяч ключевых понятий – конкретных ситуаций, которые могут возникнуть у пользователя.

 

2. Поскольку Правовой навигатор построен на основе конкретных хозяйственных ситуаций, которые постоянно меняются, словарь Правового навигатора в существенной степени подвержен изменениям, является динамичным. Правовой навигатор всегда содержит только актуальную информацию.

3. Существенной особенностью Правового навигатора является то, что он обеспечивает точность поиска: в результате его применения пользователь получит актуальную информацию, полностью соответствующую возникшей у него ситуации.

Технологии справочных правовых систем должны одновременно решать 2 задачи: обеспечить как полноту, так и точность поиска нужной информации внутри всего массива, представленного в СПС.

Повысить эффективность поиска можно путем использования нескольких способов поиска информации. Можно выделить следующие основные ситуации:

- пользователь знает (хотя бы приблизительно) реквизиты документов (например, номер, дату принятия, принявший орган);

- реквизиты искомых документов пользователю неизвестны, но предположительно известны слова и словосочетания, содержащиеся в тексте документа;

- требуется найти информацию по правовому вопросу, при этом пользователь не знает, в каких документах содержится эта информация, и затрудняется сказать, какие именно термины используются в документе, регулирующем этот вопрос.

Поиск документов по реквизитам довольно прост, в системе «Консультант Плюс» организован очень удобно и эффективно. Для этого в системе «Консультант Плюс» предусмотрена Карточка поиска, содержащая несколько поисковых полей.

Документы можно найти разными способами, в зависимости от того, какие реквизиты известны (по номеру документа, по дате принятия, по словам из названия и т.п.):

Поиск документа по контексту – это поиск по словам, словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Поиск информации по правовому вопросу в случае, когда неизвестно, в каких документах она содержится. В этом случае применяются инструменты поиска на основе специализированных классификаторов информации и юридической обработки документов: тематические рубрикаторы, классификаторы по ключевым словам.

В системе «Консультант Плюс» в отдельные блоки выделены:

- обзоры законодательства;

- справочная информация (ставки налогов, курсы валют, расчетные индикаторы, формы документов налогового, бухгалтерского учета и т.п.;

- документы, включенные в систему с последним пополнением;

- последние просмотренные документы;

- публикации в юридических и бухгалтерских изданиях.

Кроме того, в системе «Консультант Плюс» имеется очень удобный поисковый инструмент «Кодексы».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: