часть задания. Актуальность моделей педагогической концепции




Часть задания. Аргументировано объясните взаимосвязь педагогики и любых 4 областей философии.

 

Педагогика и этика

Педагогическая культурапедагога - это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Но обучение и воспитание, ориентированное на личность ребенка, возможно лишь при условии сформированности у современного педагога высокого уровня развития педагогической культуры. Педагог не только передает свои знания, но и воспитывает будущее поколение, поэтому, можно утверждать, что основой педагогической культуры является этика.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания - наукой о нравственности, этикой. В основе этики педагога лежат гуманистические ценности: доброта, любовь к детям, доверие, понимание позиции другого, стремление к саморазвитию и самоактуализации, открытость к новому опыту и др.

ПРИМЕР. Педагог учит уважительно относиться к старшему поколению: уступать место пожилым людям в транспорте, переводить их через дорогу и т.д. Ученики познают необходимость уважения и тем самым участвуют в создании гуманного общества.

Педагогика и аксиология

Аксиология - это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности и их соотношение с миром, а также изменение нормативно-ценностной системы в процессе ее исторического развития.

Ценности – это вещественные свойства явлений, психологические характеристики человеческой личности, явления жизни общества, обозначающие определенное значение для человека или общества.

Одной из своих целей педагогика ставит воспитание в людях личностных и духовных ценностей, необходимых для их всестороннего развития, а также для осознания собственной ценности в мире. Аксиология в свою очередь способна дать педагогу необходимые знания, которые впоследствии он сможет донести ученикам через различные предметы.

ПРИМЕР. На уроках обществознанияпедагог помогает ученикам развивать самосознание с помощью изучения различных ячеек общества, социальных лифтов и толерантности. С помощью этого предмета ученик учится осознавать свое место в обществе.

 

Педагогика и онтология

Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

Бытие – объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.

Мир человека начинается с окружающей его действительности. Для выживания и комфортного существования каждому человеку необходимо обладать фундаментальными знаниями об окружающей среде, которые он может получить при изучении таких предметов, как физика, или, например, природоведение (начальные классы).

ПРИМЕР. На уроках физики ученики изучают различные явления, от которых непосредственно зависит их жизнь (понятие атомов, природные световые явления и т.д.).

Педагогика и логика

Ло́гика — нормативная наука о законах, формах и приемах интеллектуальной деятельности.

Логика позволяет описать многообразие причинно-следственных связей, разделить изучаемый материал на различные категории исходя из умственных и физических способностей учеников.

ПРИМЕР. Физику как предмет начинают изучать в старших классах, т.к. в более младшем возрасте ребенку нелегко осознать всю суть физических процессов, не получив базовых знаний о мире, в котором он живет.

 

часть задания. Актуальность моделей педагогической концепции

Традиционная модель педагогической концепции основывается на субъект-объектном взаимодействии педагога с обучающимися и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов и находит свое место в тех процессах, которые подлежат медленному развитию и изменению. Представим себе семейную пекарную мастерскую, которая популярна благодаря своим старинным рецептам. Чтобы поддерживать уровень такой мастерской, старшее поколение должно систематично строить обучение для подрастающего поколения, пользоваться четкой логикой подачи учебной информации и организационной упорядоченностью, что характерно именно для традиционной модели. Благодаря ей сохраняются не только вековые семейные традиции, но и культурные традиции народов и вероисповеданий.

Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемого материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели - научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования.

Основа развивающей модели - субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником. В этой модели образовательный процесс строится как решение проблем и подразумевает высокую самостоятельность учащихся. Модель развивающего образования отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности.

Свободная модель педагогической концепции основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Личностная направленность образования – безусловное достоинство этой модели. Ребенок, которого в данной модели обучения принято изначально считать идеальным, способен самостоятельно развиваться, используя при этом собственные ощущения. Благодаря такому подходу рождаются новые, «неиспорченные» взрослыми людьми идеи, которые позволяют посмотреть на ситуации под другим углом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: