Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 - 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили её последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца.
Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.
Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.
Организация ируководство коллективным трудом воспитанников старшей группы
В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.
Условия организации коллективного труда:
- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);
- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.
1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание )
Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:
· разъясняет детям пользу труда;
· перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;
· выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.
В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)
В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:
учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;
организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.
учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям, если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.
2 этап – выполнение детьми разных заданий
При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:
· обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;
· формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;
· представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;
· даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;
· помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;
· использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия на детей;
· оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:
- объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;
- сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;
- разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.
· координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.