Тема ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
План занятия
1. Понятие преступного поведения, его психологическое содержание, причины и условия.
2. Психологическая сущность криминальной мотивации.
3. Психология потерпевшего в криминальной ситуации.
1. Понятие преступного поведения, его психологическое содержание, причины и условия
Преступление — всегда проявление в поведении особенностей позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентации. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов.
В свою очередь, криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. Это не означает отрицания значения биологических, в том числе врожденных, свойств в преступном поведении. Но приоритет в системе детерминации обычно принадлежит социально приобретенным свойствам.
Сам этот процесс развивается через систему не только прямых, но и обратных связей. По мере формирования личности с социально негативной позицией она все активнее воспринимает криминогенные ценности. Таким образом, ускоряется и углубляется социальная дезадаптация.
На уровне механизма индивидуального преступного поведения искаженное формирование личности приводит к приоритету примитивных потребностей, появлению и развитию псевдопотребностей, социально негативных интересов и поведенческих стереотипов. Направленность личности все более характеризуется приоритетом собственных желаний, амбиций над любыми другими ценностями.
|
В понятие детерминант индивидуального преступления включаются типичные (распространенные) для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.
Причины и условия индивидуального преступления:
среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;
сама криминогенная мотивация;
ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении;
психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным
внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.
Психологическая сущность криминальной мотивации
Ключевой момент механизма преступного поведения — мотивация. Мотивация – это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.
Мотив — это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели (в данном случае преступной). Таким образом, цель — проектируемый, осознанный и желаемый результат, а мотив — внутренняя основа действий, направляющая их на достижение этого результата.
|
Мотивацию нередко считают внутренней причиной преступления, поскольку взаимодействие социальных влияний с особенностями личности через ценностные ориентации, потребности, интересы, условия жизнедеятельности, конкретнее ситуации и эмоциональные реакции на них формируют мотивацию. Фактически речь идет о сложной последовательности: среда — особенности личности — особенности мотивации. Причем в этой цепочке действуют как прямые, так и обратные связи.
Проблема личности преступника — во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.
Социализация личности – процесс наделения личности общественными свойствами, формирования самосознания и системы социальной ориентации, приспособления к социальной среде, освоения социальных ролей и функций.
Социализация личности длится лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок, т. е. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности.
Особо важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребёнок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение и следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.
|
Дефекты ранней социализации могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и беззащитен перед ними. Поэтому семья — главное звено той причинной цепочки, влияющей на преступное поведение.
Решающую роль играет не состав семьи, не взаимоотношения родителей, а их эмоциональное отношение к ребенку и целенаправленное нравственное воспитание. Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, закладывая основу для вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей.
Отчужденные личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Именно там формируются ценностные ориентации и установки, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это позволяет закрыться или защититься от общества, которое воспринимается ими как нечто враждебное.
Отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, затрудняет восприятие позитивных ценностей общества и, наоборот, способствует восприятию негативных норм и представлений. Социально-психологическое отчуждение порождает дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде).
На нравственное формирование личности влияют различные типы социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и др. Ни один из таких типов нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно только положительно или только отрицательно, поскольку в формировании личности преступника присутствует определенная закономерность — взаимное дополнение негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.
Индивидуальное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп детерминант. В первую входят жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих антиобщественные свойства личности.
К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составляют те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это — объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и предопределяющие конкретную ситуацию.
Разновидности ситуаций индивидуального преступления:
по периоду существования: разовая, краткая, относительно длительная, длительная;
по степени внезапности возникновения: неожиданная, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником;
по наличию или отсутствию повода, т. е. видимой причины для совершения преступления, локализованного именно в обстоятельствах данного места, времени и т. д. (провоцирующая и иная).
Варианты возникновения ситуации индивидуального преступления:
заранее создаваемые преступниками (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);
непреднамеренно создаваемые ими же (например, приведение себя в состояние алкогольного опьянения);
возникшие в результате правонарушающих или аморальных действий других лиц (вступление в сделку для незаконного получения благ, агрессивно-вызывающее поведение в конфликте);
возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц;
созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семейных обстоятельств;
вызванные стихийными бедствиями (например, разрушения хранилищ в результате землетрясения).
С точки зрения объективного наличия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные ситуации, которые способствуют совершению преступления и включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего).
По источнику формирования различают криминогенные ситуации:
- связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);
- складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);
- смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, независящих от виновного (например, быстрая езда в гололед).
По времени возникновения различают кратковременные криминогенные ситуации (возникающие в момент преступления) и длительные (возникающие задолго до преступления). По пространственной распространенности криминогенные ситуации делятся на общие (распространяются на обширную территорию) и локальные (концентрируются на ограниченной территории).
По содержанию различают проблемные, конфликтные и экстремальные криминогенные ситуации. По уровню действия криминогенные ситуации могут затрагивать только одно лицо или многих лиц. По характеру воздействия на виновного криминогенные ситуации делятся на провоцирующие, сопутствующие, соблазняющие, разряжающие и затрудняющие.
Лекция завершена.
Приступайте к выполнению задания. Задание в отдельном файле.