Социальная демография и исследования социальной и пространственной ассимиляции.




Дебаты об ассимиляции были в центре социологии со времен Роберта Парка и истоков Чикагской школы социологии (Park 1950; Park and Burdgess 1921). В первые десятилетия XX века основное внимание было сосредоточено на "новой иммиграции" из Южной и Восточной Европы. В середине века, после Великой миграции афроамериканцев в города на Северо-Востоке и Среднем Западе и особенно вслед за движением за гражданские права 1950-х и 1960-х годов, социология была потрясена попытками объяснить сохраняющееся наследие расизма после 300 лет поселения и 100 лет после Гражданской войны. В последней трети XX века, с возобновлением массовой иммиграции из Азии и Латинской Америки, социология вновь задавала вопросы о поглощающем характере американского общества.

Вопросы, поднятые Робертом Парком и уточненные Милтоном Гордоном (1964), стали частью социологической повестки дня 20-го века, но по большей части было трудно установить кумулятивные эмпирические обобщения, которые охватывают разрозненные результаты отдельных исследований. Фундаментальной проблемой было отсутствие общих стандартов или главной исследовательской парадигмы для проверки гипотезы ассимиляции. Хотя социальные демографы не "решили" эту проблему, они сделали ряд важных открытий, многие из которых относились к области демографического знания, связанного с потенциальным использованием и ограничениями данных из переписей и обследований, а также с методами изучения социальных изменений с помощью интер- и интракогортных моделей.

Карл Таубер (1964: 375) предлагает своеобразное социологическое определение ассимиляции «как процесса рассеивания членов группы по всей социальной структуре». Это понятие довольно похоже на определение Милтона Гордона (1964) "вторичная групповая структурная ассимиляция". Гордон определил центральный элемент структурной ассимиляции как интеграцию между членами групп меньшинств и большинства в ассоциациях, где преобладают первичные групповые принадлежности, таких как группы родственников, дружеские компании и соседские общности. Кроме того, Гордон отмечает, что интеграция может также происходить в ситуациях, где преобладают вторичные ассоциации, такие как школы, места работы, коммерческие учреждения и т.д. Многие социальные демографы адаптировали идеи Таубера и Гордона к концепции социально-экономической ассимиляции, которая обычно операционализируется путем измерения групповых различий в образовании, работе и доходах. Хотя социально-экономическая ассимиляция не обязательно подразумевает интеграцию ― совместное использование общих институтов или даже общих пространств ― предполагается, что уменьшение социально-экономических различий сведет к минимуму социальные барьеры между группами. Одним из преимуществ наличия четко определенной зависимой переменной (и той, которая широкодоступна во многих источниках данных) является возможность обобщающего исследования литературы.

Социальные демографы также внесли свой вклад в концепцию пространственной ассимиляции как основы для понимания расового и этнического расслоения населения. Идея о том, что пространственные структуры отражают социально-экономическое неравенство, и что некоторые группы проживают в более привлекательных и желательных районах, чем другие группы, отражает наследие Чикагской школы (Duncan and Duncan 1955b). Используя различные меры жилищной "сегрегации", особенно индекс различия и индекс экспозиции/изоляции, социальные демографы задокументировали неравномерное распределение расовых и этнических групп в городах США (Lieberson 1963, 1980; Massey and Denton 1993).

Было установлено, что афроамериканцы находятся в социально неблагоприятном положении с точки зрения их моделей жилищной сегрегации и качества районов проживания. Столкнувшись с этими описательными моделями распределения проживания, социальные демографы обратились к поиску объяснений, отталкиваясь в первую очередь от теоретических перспектив, которые использовались для объяснения других типов расового и этнического неравенства. Согласно "модели пространственной ассимиляции", такие групповые различия в местоположении и качестве районов отражают соответствующие групповые различия в социально-экономическом положении (например, образование, профессиональный статус и доход) или, для групп иммигрантов, степень культурной адаптации (например, овладение языком). Таким образом, модель пространственной ассимиляции предполагает исследовательскую гипотезу о том, что групповые различия, связанные с местом проживания, должны "исчезнуть", как только соответствующие первопричины будут контролироваться ― или, проще говоря, когда люди сравниваются только с другими людьми, имеющими идентичные характеристики (Alba and Logan 1991; Guest 1980; Massey 1985). Однако когда эта гипотеза проверяется, остаточные групповые различия в месте и качестве проживания часто остаются, причем афроамериканцы продолжают проживать в более сегрегированных и менее желательных районах (Massey and Denton 1987; Massey and Mullen 1984).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: