Программа коррекционной работы
По преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма
Обучающегося 1 «…» класса ….
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № ….
Составитель: учитель-логопед …..
Общая характеристика программы
Цель программы коррекционной работы:
Задачи программы коррекционной работы:
Место реализации задач коррекционной работы.
Предметом промежуточной оценки освоения программы является достижение ее результатов и формирование социальной компетенции.
1. Требования к результатам программы коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма.
1.2. Требования к результатам формирования социальной компетенции.
Перечень, содержание и план реализации индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося в преодолении нарушений устной речи, профилактике нарушений чтения и письма.
Направления деятельности | Содержание | Перечень мероприятий | План реализации |
Диагностическая работа | · выявление индивидуальных особенностей строения и функционирования органов артикуляции, общих характеристик звучания речи, специфики звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, особенности коммуникативной сферы, сформированности навыков письма и чтения; · анализ возможных проблем в процессе обучения и потенциальных трудностей адаптации, в том числе рисков нарушений письма и чтения; · определение особых образовательных потребностей ребенка и специальных условий обучения; · планирование коррекционной работы | Обследование обучающегося с целью выявления особых образовательных потребностей ребенка и специальных условий обучения. Анализ КТП и содержания образования по основным предметным областям ООП Сбор анамнеза о ребенке в процессе бесед с родителями | |
· комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: педагога-психолога, учителя начальных классов. | Участие в заседаниях ПМПк общеобразовательной организации, беседа со специалистами | ||
· мониторинг динамики развития обучающихся; · анализ успешности логопедической работы | Анализ продуктов деятельности ребенка Обследованиеобучающегося с целью оценки эффективности логопедической работы | ||
Коррекционно-развивающая работа | · выбор оптимальных для развития ребёнка методов, приёмов, технологий обучения и коррекционной работы в соответствии с его особыми образовательными потребностями; · организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения; · направленное на формирование универсальных учебных действий; · коррекцию и минимизация нарушений речевой системы; · развитие высших психических функций | Организация группового и индивидуального логопедического сопровождения ребенка в соответствии с уровнем речевого недоразвития. Составление расписания занятий Корректировка программ и мероприятий Проведение систематических логопедических занятий в соответствии с расписанием | |
Консультативная работа | · координация субъектов инклюзивной образовательной среды; · консультирование учителей начальных классов, воспитателей ГПД по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимся; · консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка; · консультации с административно-управленческим составом по вопросам проектирования программы коррекционной работы | Участие в заседаниях ПМПк общеобразовательной организации. Разработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса. Консультацииспециалистов и родителей по результатам диагностики | |
Информационно-просветительская работа | · различные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с организацией сопровождения ребенка; · тематические выступления перед педагогическими работниками и родителями по проблемам учета индивидуально-типологических особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания; · обратная связь с родителями; · информационные стенды для родителей включают информацию о расписании, информацию о речевых патологиях, с которыми работает логопед, профилактику нарушений, информацию о коррекции нарушений, важность включения родителей к выполнению домашнего задания. | Выступления на заседаниях школьного методического объединениях, совещаниях, педагогических советах. Лекции и групповые консультации на родительских собраниях. Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов |
Перспективное планирование индивидуальных занятий
|
|
|
Направления работы | Содержание занятия |
5 сентября | |
Обследование устной речи | |
7 сентября | |
Обследование устной речи | |
12 сентября | |
Обследование устной речи | |
14 сентября | |
Обследование устной речи | |
19 сентября | |
Лексическая тема: «Осенний пейзаж» | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звуков – пассивная артикуляционная гимнастика [с] |
Развитие фонематического восприятия | Игра «Поймай звук» ([а])- «Повтори за мной». Игра «Найди звук ([а])- «Хлопни, когда услышишь». |
Формирование временных представлений | * приметы осени |
Развитие мелкой моторики, графомоторных функций, зрительного внимания | «Су-джок» - игры с шарами. Графомоторные упражнения. |
Обогащение словарного запаса | Составление словосочетаний – согласование имен существительных с именами прилагательными «Какие листочки на деревьях?» (форма, размер, цвет) |
21 сентября | |
Лексическая тема: «Фрукты» | |
Коррекция нарушений звукопроизношения | Подготовка артикуляционного аппарата к работе над постановкой звуков – пассивная и активная артикуляционная гимнастика. *постановка звука [с] |
Развитие мелкой моторики, графомо-торных функций, зрительного внимания | 1. Игры с прищепками. 2. Графомоторные упражнения. |
Развитие фонематического восприятия | Игра «Поймай звук» ([о])- «Повтори за мной». Игра «Найди звук ([о])- «Хлопни, когда услышишь». |
Обогащение словарного запаса | *обогащение предметного словаря: - «Что это?» - «Цветные корзинки» |
Формирование навыков словоизменения | *согласование имен существительных с именами прилагательными (цвет) |
26 декабря | |
Мониторинг динамики развития обучающегося | |
28 декабря | |
Мониторинг динамики развития обучающегося Мониторинг динамики развития обучающегося Оценка результатов коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и профилактике нарушений письма и чтения на период II четверти |
2. Система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
3.1 Описание системы.
Система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения обучающегося включает междисциплинарное взаимодействие специалистов:
· В формате психолого – медико – педагогического консилиума при комплексном сборе сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
· В условиях реализации информационно – консультативной деятельности;
· При разработке рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся,едиными для всех участников образовательных отношений.
Учитывая, что в анамнезе ребенка имеется нарушение произносительной стороны речи, в систему комплексного сопровождения включаются следующие специалисты:
· Учитель – логопед;
· Педагог – психолог;
· Учитель начальных классов;
· Воспитатель группы продленного дня.
Их взаимодействие осуществляется в пределах профессиональной компетенции поэтапно.
Этап | Учитель-логопед | Учитель начальных классов | Педагог-психолог |
диагностики | Логопедическое обследование | Педагогическое обследование | Психологическое обследование |
запускающий | Разработка программы коррекционной работы | Разработка программы учебных предметов | Разработка программы коррекционной работы |
реализации АОП | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия | Система специальных дидактических приемов индивидуальной работы | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
мониторинга | Оценка динамики речевого развития | Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов | Оценка динамики психического развития |
Общую координацию междисциплинарного взаимодействия осуществляет заместитель директора по учебной работе.
3.2.Логопедическое обследование обучающегося
Логопедическое обследование обучающегося проводилось с целью выявления (уточнения) его особых образовательных потребностей.