Будущих цивилизационных противостояний




 

Одной из возможных причин будущих цивилизационных противостояний, по мнению Н.Н.Моисеева, может стать модерниза­ция, которая в различных цивилизациях будет протекать и восприниматься по-разному.

Традиционные цивилизации (цивилизации Востока) отличают­ся тем, что их жизненный уклад подчинен воспроизводству исто­рически сложившегося образа жизни как раз и навсегда данному. В таких обществах обычаи, привычки, взаимоотношения людей очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориен­тирована на его сохранение. Индивидуальность в таких обществах нивелируется. Главное для них не талант, а способность человека адаптироваться к коллективу, не отличаться от окружающих, «не высовываться».

Традиционные цивилизации сильно разнятся, но их привер­женность к определенному образу жизни во многом стирает наци­ональные отличия, утверждает некий общий для всех миропоря­док. Традиционные цивилизации удивительно стабильны. Основу этой стабильности составляет особая нравственность, свое пред­ставление о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В отличие от неподвижного Востока западная цивилизация — очень динамичный мир. Залогом успеха здесь всегда были иници­атива, талант и способности человека. Таким его сделала сама при­рода. В отличие от Востока, где люди концентрировались в долинах плодородных рек, здесь, чтобы выжить, нужно было быть в вечном поиске: путешествовать, торговать, искать лучшую долю в других странах. Не случайно, замечает Н.Н.Моисеев, именно европейцы стали открывателями мира. Марко Поло и португальцы «открыли» Китай, а испанцы — Америку, и не потому, что их цивилизация была лучше и богаче. Китаю не нужна была ни Америка, ни Европа. Самой высокой ценностью для Китая был сам Китай. Ему не было дела до того, что происходит в Европе. Восток — самодостаточная цивилизация.

Цивилизации при всей их статичности не остаются неизменны­ми. Непрерывно совершенствуются их технические и технологи­ческие основы, но проходят они в разных цивилизациях по-своему. До XVII в. эти процессы шли медленно, а потому технические новации не вносили в жизнь людей революционных изменений. Модернизация пришла с Запада и потому очень часто восприни­мается как вестернизация. Ориентация личности на поиск нового, на проявление инициативы, характерная для западной цивилиза­ции, сыграла здесь определяющую роль. До ХVII в. эта инициатива и энергия выливались в крестовые походы, дальние плавания, от­крытие и завоевание новых земель. В XVII в. перед людьми откры­лись новые возможности, связанные с развитием техники. Энергия и инициатива западного человека переключились в сферу матери­ального производства и дали человечеству новые средства для обес­печения общепланетарного гомеостаза.

Но модернизация порождает и новые трудности, новые опас­ности для судьбы человечества, и связано это с тем, что она несет в себе не только техническое обновление материальных основ жизни, но и другой, западный, образ жизни. Разные цивилизации воспринимают изменение образа жизни по-разному. Наиболее эффективно модернизационные процессы проходят в цивилизаци­ях Дальнего Востока, в так называемых новых индустриальных странах: в Японии, Тайване, Сингапуре, Таиланде, где главными ценностями являются дисциплина, почитание старших, коллекти­визм, где гражданская жизнь не канонизируется религией и цер­ковью, а гражданский плюрализм уживается с производственным либерализмом. При этом ни Япония, ни Тайвань не стали запад­ными странами. Японцам удалось соединить достижения западной технологии со своими цивилизационными ценностями, и это принесло успех. Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря успе­хам модернизации уже сегодня является вызовом западной циви­лизации, и этот цивилизационный разлом (противостояние) во многом будет определять политические процессы на планете.

По-другому обстоит дело в исламском мире. Здесь модерниза­ция встречает большие трудности, в результате чего весь исламский мир превращается в зону нестабильности. Это и есть своеобразный цивилизационный ответ на процесс модернизации. Одна из при­чин нестабильности — принципиальное неприятие идей либера­лизма, которые несет в себе модернизация. Система исламских ценностей — а это, прежде всего, единство светской и религиозной жизни — отторгает принципы демократии.

Разумеется, в исламском мире тоже понимают необходимость модернизации. Более того, даже пытаются проводить ее «сверху», и это порой дает результаты. Яркой иллюстрацией тому может слу­жить Иран. Но модернизация «сверху» всегда оказывается навя­занной, она не затрагивает глубин народной жизни и на опреде­ленном этапе отвергается обществом, что и случилось в Иране в ходе исламской революции 1972 г.

В исламском мире, где сама религия является формой жизни, неприятие западных стандартов будет означать неприятие модер­низации вообще, а это обрекает его на дальнейшее отставание и, в конечном счете, на судьбу неандертальцев, но добровольно ни один народ не согласится с такой судьбой.

Разумеется, это всего лишь один из возможных прогнозов, который может и не сбыться, если исламский мир по примеру Японии сможет адаптироваться к требованиям модернизации. Бо­лее реальны конфликты на почве экологического кризиса, кото­рый сам по себе является следствием модернизации. Первопричи­ной возможных цивилизационных конфликтов на почве экологи­ческого кризиса может послужить требование довольно жесткой регламентации жизнедеятельности человека для создания новой экологической ниши. Другими словами, миру предстоит пережить новую модернизацию, более трудную, чем нынешняя, поскольку у всех живущих на Земле меньше времени для перестройки и гораздо меньшие возможности. Предыдущие поколения землян бы­ли намного богаче в отношении ресурсов.

И как по-разному воспринимают цивилизации современный этап модернизации, точно так же по-разному будет воспринимать­ся и новая модернизационная волна. Она потребует перестройки образа жизни на только на Востоке, но и на Западе. Но Запад при­вык к лидерству. Его образ жизни сегодня кажется общепринятым стандартом, к которому все стремятся, но в том-то и дело, что с этой мечтой всем придется расстаться. Тяжелее всего это будет сделать самому Западу. Отказаться от достигнутого всегда очень трудно. В богатстве и индивидуализме Запада заложены опасные корни зла.

Мир накануне еще одной великой революции — революции нравственности. Новые нравственные начала, родившиеся в ее про­цессе, должны будут ограничить инициативу личности, подчинить ее коллективным обязанностям. Но именно эта инициатива является фундаментом и движущей силой западной цивилизации. Сумеет ли Запад перестроиться — большой вопрос. Во всяком случае, реалии сегодняшнего дня дают мало оснований для оптимизма. Все говорят о национальных интересах и действуют во имя этих интересов.

Разумеется, руководители государств, ученые, политики могут договориться и часто договариваются о совместных действиях во имя общей цели. Но цивилизации далеко не всегда адекватно вос­принимают эти договоренности. Казалось бы, руководители Из­раиля и Палестины договорились о прекращении насилия и бес­порядков на оккупированных территориях, однако противостоя­ние палестинцев не только не прекратилось, но и перешло в более опасную стадию. По-разному относятся люди к блокаде Ирака, Кубы, неоднозначное отношение вызвала международная акция по урегулированию конфликта в Косово. Примеры можно продол­жать. Договоренности везде будут восприниматься по-разному, как по-разному воспринимаются сегодня права человека — каждая ци­вилизация вкладывает в это понятие свой смысл.

Необходимость ограничений и регламентации в исламском мире может оказаться совершенно неприемлемой, поскольку не­совместима с законами шариата, по которым живут эти цивилиза­ции. Особое сопротивление вызовет необходимость ограничить рождаемость. Религиозные догмы запрещают [это].

В.А.Тураев. «Глобальные вызовы человечеству». Москва, «Логос», 2002, стр.47-50.

 

 

TASK 40. Tackle the problem of word combinability in the English language. Rack your brains over translation of the following phrases.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: