1) Са’ид б. Джубейр взывал к своему Господу со словами: “О Аллах, воистину, я прошу у Тебя должного упования на Тебя и хорошего мнения о Тебе!”.
2) ‘Абду-Ллах б. Мас’уд, – да будет доволен им Аллах! – говорил: “Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, не может быть даровано верующему рабу нечто лучшее, чем хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Клянусь тем, помимо Кого нет иного божества, если раб станет придерживаться хорошего предположения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – то Аллах, – Всемогущ Он и Велик! – обязательно одарит Его тем, о чем он предполагает. Так как благо находится в Его Руке”.
3) Суфьян ас-Саури, – да помилует его Аллах! – говорил: “Не хочу я, чтобы отчет о моих деяниях был передан моим родителям, ибо мой Господь лучше для меня, чем мои родители”.
4) Предшественники говорили, что в словах Всевышнего: «… и придерживайтесь хорошего, воистину Аллах любит творящих добро!» (Св. Коран, 2: 195), — имеется в виду: “придерживайтесь хорошего мнения об Аллахе!”.
5) Передают, что ‘Аммар б. Йусуф говорил: “Я увидел во сне Хасана б. Салиха и сказал: “Я желал встречи с тобой. Что есть у тебя такое, что мы можем принять в качестве полезного опыта?”. — Он ответил: “Обрадуйся! Я не увидел ничего такого, что было бы подобно хорошему мнению об Аллахе”.
Грехи и хорошее мнение об Аллахе
Хорошее мнение об Аллахе – это само по себе благое поведение. К совершению благих поступков раба побуждает его хорошее мнение о своём Господе, то есть его предположение о том, что Господь примет от него все его деяния и воздаст ему наградой за них. И всякий раз, когда у него возникает благое мнение о своём Господе, становится благим и его поведение.
|
Вместе с тем, многие из творений Всевышнего Аллаха цепляются за тексты о надежде на Снисхождение Аллаха и фаталистически полагаются на них. Ты можешь видеть, как если одного из таких людей станут упрекать за допущенную им ошибку или за его промах, он начнёт приводить тебе доводы о Прощении Аллаха, Его Милости, Его Снисхождении, Его Щедрости, а также доводы в пользу того, что Милость Его опережает Его Гнев. Будто бы он говорит: “Допускай столько упущений, сколько ты только можешь, прибытие всё равно к Щедрому!”, — или же: “Отрешение от грехов – это неосведомлённость о широте Прощения Аллаха”.
Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “Нет сомнения в том, что хорошее мнение об Аллахе обязательно сопровождается благим поведением. Благочестивый человек придерживается благих помыслов о своём Господе. Он исходит из того, что Всевышний вознаградит его за его благочестие, сдержит Своё обещание и примет его покаяние. Что касается грешника, который упорствует в тяжких грехах, в несправедливости и в ослушании, то его одичание, являющееся результатом его грехов, беззаконий и преступлений, останавливает его от того, чтобы придерживаться хорошего мнения об Аллахе… Одним словом, благое мнение непременно сопровождается причинами, приводящими к спасению. Если же наличествуют причины, приводящие к погибели, то благому мнению места быть не может”.
Дурное мнение об Аллахе
Всевышний Аллах осудил дурное мнение о Нём. Он сообщил, что язычники строили относительно Него дурные предположения. Всевышний сказал: «И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, 48: 6).
|
Он описал лицемеров, как несправедливо думающих об Аллахе, сказав: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: “Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”» (Св. Коран, 3: 154).
Выдающийся толкователь Корана, Шейх аль-Алуси, – да помилует его Аллах! – сказал: “То есть, они допускали порицаемую и несовместимую с нормами морали мысль о том, что Всемогущий и Великий Аллах не окажет помощь своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха! Еще говорят, что здесь подразумевается вся совокупность дурных мыслей, как вышеуказанная мысль, так и остальные, как относящиеся к многобожию, так и другие”.
«Рух уль-ма’ани фи тафсири-ль-Кур’ани-ль-‘Азыми ва-с-Саб’и-ль-масаний», 9 / 95.
Это такие мысли, которые не соответствуют Всевышнему Аллаху, Его Мудрости и Его Правдивому Обещанию. Кто считает, что Аллах постоянно обеспечивает ложь победой над истиной, так что истина в результате этого исчезает, кто находит неприятным для себя то, что происходит в соответствии с Решением и Предопределением Аллаха, кто отрицает то, что Аллах заслуживает восхваления за Своё Предопределение, основанное на Его Великой Мудрости, тот придерживается мнения неверующих. Горе же неверующим от адского пламени!