Почему мы должны придерживаться хорошего мнения об Аллахе?




Хорошее мнение об Аллахе (Хусну-з-занн би-Ллях)

Хорошее мнение об Аллахе – это искреннее, имеющее высокое значение поклонение. Без него вера раба не будет полноценной, так как оно относится к сердцевине Единобожия и к его обязательным положениям. Хорошее мнение об Аллахе – это такое суждение о Всевышнем Аллахе, которое по отношению к Нему считается подобающим, это твёрдая убеждённость в том, что соответствует Его Величию, и в том, что предполагают Его прекрасные имена и возвышенные атрибуты, что отражается в жизни верующего таким образом, каким довольствуется Всевышний Аллах.

Раб совершенствует своё мнение об Аллахе, когда он придерживается соображения о том, что Всевышний Аллах проявит к нему милосердие, рассеет его заботы и устранит его печаль, что достигается посредством размышления надлежащим образом над аятами и хадисами, сообщающими о Щедрости Аллаха, Его Прощении и о том, что Он обещал приверженцам Единобожия. Это щекотливый путь и среднее между двумя противоположностями направление, следовать которым сможет только тот, кому Аллах окажет поддержку и наделит сердце искренностью к Нему.

Хорошее мнение об Аллахе должно быть неотъемлемым качеством верующего, которое он проявляет в течение всей своей жизни, а также в свой предсмертный час.

«… Я таков, как думает обо Мне Мой раб!».

Вот некоторые высказывания ученых, разъясняющие эту выдержку из хадиса:

— Ибн Хаджар, – да помилует его Аллах! – в «Фатх уль-Бари» (17 / 397) пишет: “То есть, Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет”.

— Ан-Навави в «Шарх сахих Муслим» (14 / 210) пишет: “Как утверждают ученые, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его”.

— Аль-Кади сказал: “Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет, если тот чего-то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно”.
Цит. по: «Шарх сахих Муслим» ан-Навави (14 / 2).

В общем же, хорошее мнение об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – это предположение того, что подобает Аллаху, – Свят Он и Велик! – как то: Его ответ на мольбу, принятие Им покаяния, прощение Им грехов, Его воздаяние поступков, исполнение Им обещанного, да и все, что предполагают Его имена и атрибуты, Величествен Он и Возвышен!

Почему мы должны придерживаться хорошего мнения об Аллахе?

1) Потому что этим выражается подчинение Всевышнему Аллаху и его Посланнику, – мир ему и благословение Аллаха! – и ответ на их обращение. «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что вас оживляет» (Св. Коран, 8: 24).

2) Хорошее мнение об Аллахе тесно связано с различными сторонами исламского вероучения, такими как:

— Упование на Всевышнего Аллаха и доверенность Ему. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – сказал: “… Пятая степень (то есть, из степеней упования) – это хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Насколько ты будешь придерживаться хорошего мнения об Аллахе и надеяться на Него, настолько ты будешь и уповать на Него”.
«Тахзиб мадариджу-с-саликин», С. 240.

— Испрашивание помощи у Аллаха, обращение к Его Доброте в качестве защиты от ослушания и поиск у Него прибежища. Некоторые праведники говорили: “Какая бы беда тебя не постигла, для избавления от неё воспользуйся хорошим мнением об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Поистине, это самое эффективное средство избавления”.

— Страх перед Аллахом, Свят Он и Велик! Абу Сулейман ад-Дарани, – да помилует его Аллах! – сказал: “Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе и при этом не страшится Аллаха, тот введён в обман”.
«Хусну-з-занн би-Ллях», С. 40.

3) Посредством этого раб надеется на Милость Аллаха и страшится Его Гнева и наказания. “Кто постоянно питает надежды, вверяясь Своему Господу, страшась Его и полагаясь на Его Милость, тот придерживается хорошего мнения о Нём” – говорит Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах!

4) К этому побуждают пророческие тексты, и к этому призывает Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!»; «… Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!»; «Кто жаждет встречи с Аллахом, с тем и Аллах жаждет встречи!».

5) Вместе с хорошим мнением об Аллахе познаётся действительная суть и состояние людей. Ибн аль-Кайим, – да помилует его Аллах! – пишет:
“Большинство людей… а хотя даже и все люди, – исключая тех, кому соизволил Аллах, – строят относительно Аллаха не подобающие, дурные предположения. В основном, потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». За них об этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются говорить об этом вслух. А кто посмотрит себе в душу и проникнет в её сокровищницы, в её тайные помыслы, тот увидит всё это в виде скрытого источника распространения огня, который затаился в огнище.
Развороти чье хочешь огнище, искры из которого ты желаешь обнаружить. Если ты его обследуешь, то увидишь, как он упрекает судьбу, не довольствуется ею и требует от неё противоположное тому, что его постигло, утверждая, что предопределение должно было быть таким-то и таким-то. То, что он приобрел, он находит незначительным и притязает на большее. Поройся тщательно и в себе! Обезопасен ли ты сам от этого?

 

А раз от этого ты уберегся,
Считай, что спасся от великого греха,
Но если ты сему подвергся,
То спасшимся не назовешь тебя”.

«Зад уль-ма’ад», 3 / 235.

6) Кто придерживается хорошего мнения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – и твёрдо убеждён в правдивости Его обещания, в завершении Его Дела, а также в победе и в утверждении власти верующих на земле, о которых сообщил Аллах, тот станет усердствовать трудясь во благо этой великой Религии, призывая к Аллаху и ведя борьбу на Его пути, не жалея ни себя самого, ни своего имущества.

7) Это ответно отражается на самом верующем в его жизни и после его смерти. Кто придерживается хорошего мнения о своём Господе и надлежащим образом уповает на Него, тому Аллах дарует облегчение в каждом деле и избавление от каждой печали, и её разрешение. Его сердце обретает покой, душа радуется и наполняется счастьем, довольствуется решением и предопределением Аллаха, и проявляет покорность своему Господу.

8) Это приводит к расторопности в поисках Прощения Аллаха, Его Милости, Его Снисхождения, дабы после это раб прошел через врата Своего Господа, надеясь на Его Помилование и каясь за ослушание Его. «Воистину, Аллах протягивает Свою Руку ночью, дабы покаялся тот, кто согрешил днём, и протягивает Свою Руку днём, дабы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так будет продолжаться до тех пор, пока солнце не взойдёт с Запада!» – говорится в хадисе, который передал Муслим.

9) Это приводит к спасению, к триумфу в Раю и к довольству Милостивого. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!».

Абу Бакр б. Аби ад-Дуньйа передал, что Ибрахим Ан-Нахаи сказал: “Предшественники считали желательным напоминать рабу о достоинствах его поступков, когда тот находится при смерти, дабы у него возникло хорошее мнение о своём Господе, Всемогущ Он и Велик!”.

10) Это помогает размышлять над именами Аллаха, Его атрибутами, а также над тем, что требуют эти атрибуты от таких похвальных качеств как поклонение (‘убудийа) и чистосердечие (ихляс).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!