Глава 1. Тема детства в русской литературе




Оглавление

Введение.. 3

Глава 1. Тема детства в русской литературе.. 5

Глава 2. образ ребенка в рассказе М.шишкина «пальто с хлястиком». 8

Заключение.. 11

Список использованной литературы... 12

 

 

Введение

Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Ф.М. Достоевский писал: «Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».

Предметом исследования является рассказ Михаила Павловича Шишкина «Пальто с хлястиком», в котором автор вспоминает свое детство.

М. Шишкин стал лауреатом самых престижных литературных премий России: «Русский Букер» (2000), «Национальный бестселлер» (2005), «Большая книга» (2006). В июне 2011 года за роман «Венерин волос», переведенный на немецкий язык, прозаик был удостоен Международной литературной премии берлинского Дома культуры народов мира. В ноябре 2011 года роман «Письмовник» стал победителем национальной литературной премии «Большая книга».

Объект исследования – рассказ «Пальто с хлястиком», так как он небольшой по объему. Предметом исследования является образ ребенка, его самосознание, характер, поступки, а также познавание им мира.

Цель исследования: проанализировать образ ребенка в рассказе Михаила Шишкина «Пальто с хлястиком»

Цель определила задачи исследования:

1)сформировать терминологический аппарат исследования

2) сделать выборку языкового материала

3)проанализировать рассказ «Пальто с хлястиком»

4)выявить особенности образа ребенка в произведении Шишкина

5)описать, с помощью чего создан образ ребенка

6)обобщить результаты исследования

При проведении исследования использовались следующие методы:

определение понятий, сбор информации, лингвистическое комментирование, обобщение.

 


Глава 1. Тема детства в русской литературе

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений в социуме.

Понятие «детство» как олицетворение неповторимого периода человеческой жизни прочно вошло в массовое сознание общества. Концепции детства и отношение к образу ребенка на протяжении времени кардинальным образом менялись. Образ детей прослеживается в русской литературе следующих направлений: классицизм, просвещение, романтизм реализм.

В литературе классицизма образы детей еще не занимали центрального места. В эпоху просвещения общество начинает осознавать, что детство - это человеческая ценность. В основном детская тема носит поучительный характер. Только в эпоху романтизма детство начинает восприниматься не как подготовительная фаза к взрослой жизни, а как особый мир, который демонстрирует свою привлекательность взрослым.

В первой половине 19 века в литературе был представлен образ ребенка с национальными чертами, черты сословия были стерты.
В конце 19 века в произведениях о детях появляется линия обездоленных детей. В своих произведениях писатели стараются показать, как отношения со взрослыми, обстановка вокруг оказывают влияние на психологический мир ребенка. Л.Н. Толстой первый, кто обратил свой взор к детству, в это период развития литературы. Он показывает внутреннюю подвижность чувств, резкие переходы от отрицания к утверждению, от целого к частному, которые являются типичной чертой ребенка в его представлении. Детство, а вслед за ним и сам ребенок, не подчиняется определенным правилам и одной линии, оно живет многомерно, разнонаправлено, вгрызаясь во все, с чем оно соприкасается.

В это время тема детства преобладает в русской литературе. Некоторые писатели пытались разгадать загадку будущего, основываясь на том, какие предпосылки для этого закладываются в детстве. В это время тему детской проблематики затрагивают такие авторы как М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн и др.

В современной русской прозе сохраняется незыблемость образа ребенка как носителя этической нормы (показателен в этом плане художественный опыт зрелого В.Распутина). Ребенок воспринимается как единственная альтернатива абсурду и хаосу окружающего мира

И. С. Кон выделял следующие детские образы в русской культуре:

1)детство противопоставляется взрослой жизни

2)ребенок – объект воспитания, детство – период формирования личности, то есть подготовки к взрослой жизни

3)дети как ценность сама по себе, дети обладают уникальными характеристиками, которые теряются по мере взросления

4)«бедные, обездоленный дети, жертвы взрослой тирании»

5)детальные разнообразные образы детей

В каждую эпоху существовала своя главенствующая возрастная группа: XVI век – век молодости, XVIII и XIX век – века детства, XX век – век подростков. Тема детства является актуальной, так как приравнивается к той же категории, как жизнь или смерть. Однако зачастую детство рассматривается как переходный период, который необходимо просто пережить. Обращение к внутреннему миру ребенка привело в жизни понятие «имитация мира», как пишет И.С. Кон. В литературе эта «имитация» привела к возникновению автобиографических текстов, среди которых автобиографии знаменитых людей, хроники и исповеди.

П роизведения о детях никогда не утратят своей актуальности, потому что они талантливо и мощно раскрывают суть становления личности ребенка. Детство – самый важный период в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: