Глава 2. Образ ребенка в рассказе М. Шишкина «Пальто с хлястиком»




В произведениях современного писателя Михаила Шишкина именно мотив ребенка появляется очень часто. И это не удивительно, так как он считает тему детство одной из наиболее важных для общего вопроса происхождения жизни.

Образ ребенка создан через определенные ситуации, в которые он попадает, через образ семьи.

Главным героем является повествователь. Он рассказывает о своей жизни с точки зрения взрослого человека, но при этом сохраняет восприятие мира глазами ребенка.

Повествование начинается с обычной поездки на отдых вместе с
матерью - директором школы, которая "преподавала русский и литературу". Для ребенка это оказалось одним из "первых путешествий". Сначала ему там не понравилось, о чем говорят эпитеты "отсыревший комариный домик", но все изменилось с появлением дяди Вити, и их жизнь "преобразилась". Главный герой перестает обращать внимание на все неудобства поездки и просто наслаждается временем, проведенным с окружающими его людьми.

Фраза "мамин новый знакомый мне очень понравился" показывает читателю, что ребенок не умеет врать, а говорит то, что на самом деле думает. Возможно, причиной симпатии стало то, что мужчина "работал в тонвагене" или же его забавные и запоминающиеся истории.

С появлением дяди Вити меняется мама главного героя, что он и сам замечает. «Однажды мама заговорила со мной каким-то непривычным голосом». Шишкин использует бессоюзие, чтобы передать стремительность произошедших изменений. «Странно было смотреть, как мама румянилась, пудрилась, подводила глаза, красила губы, прыскала себе на шею духами, делала маникюр..."

Также мы узнаем про отца главного героя. Он больше не живет со своей семьёй. Воспоминания, связанные с ним, не несут какого-то отрицательного посыла для ребенка, ведь "он просто переехал".

Далее идет упоминание о месте жительстве рассказчика: «Я ездил...через весь город – сперва с Пресни,... потом из Матвеевской...», а также о его некоторых предпочтениях. «Я хотел пойти в английскую группу…». Ему очень легко давалась учеба. «Я учился хорошо…». Но несмотря на это, мама главного героя влияет на его выбор изучения иностранных языков.«…но мама записала меня именно туда, куда я не хотел».

Сама "школа находилась... напротив Канадского посольства.», где рассказчик увидел своих "кумиров" - хоккеистов. Метафора "наши боги" и эпитет "восторженные вопли" показывают восхищение, а также радость от встречи. Одним из самых запоминающихся моментов из детства повествователя является то, как один из хоккеистов бросил жвачку именно ему, хотя ребят было много, это было настоящее "чудо". Этот момент успели заснять иностранные корреспонденты, от чего все дети получили упреки со стороны матери главного героя. Он воспринял эту ситуацию по-своему, "чувствовал в этих обвинениях несправедливость".

Одной из причин конфликта с матерью писатель называет в рассказе советское время. Одновременно он говорит о воспитании детей в те времена, определяя этот процесс как задачу без решения - взрослые должны были «учить говорить детей правду, вводя их в мир лжи». Возникшие из-за отличия идеалов и образов жизни матери и сына разногласия привели к конфликту. В 17 лет отношения между ними обостряются, и рассказчик перестаёт разговаривать со своей матерью, потому что, как ему тогда казалось, борьбу с ненавистной системой надо было «начинать с себя, с семьи, с самых близких».

Также непосредственно с детством героя связан момент с бабушкой - верующей женщиной "с тремя классами приходской школы", а точнее её поступок. Она тайком крестила своего внука в церкви. Поэтому герой считал свою бабушку необразованной.

И последнее, о чем хотелось бы упомянуть - это смысл названия данного произведения. В раннем возрасте героя произошла одна ситуация, о которой он рассказывает нам глазами взрослого человека. Она оказала на него огромное влияние в детстве, поэтому он помнит её уже на протяжении многих лет жизни.

Главный герой со своей матерью отправляется на станцию, где они должны были сесть на электричку, но платформа была слишком скользкой, и,сделав неосторожный шаг, ребенок "устремился" щель между краем платформы и дверью, но мама смогла удержать его за хлястик, который был на пальто. Рассказчика потрясло это событие, о чем говорят слова "огромная щель", "к счастью".

Итак, создавая образ ребенка, автор делает акцент ни столько на его действия, окружение и внешний вид, сколько на его особое восприятие окружающего и мировоззрение. Это важно для того, чтобы показать различия с другими персонажами, а также выделить его индивидуальные черты.

 


 

Заключение

Образ ребенка создан его чувствами, а также внутренним миром. Кроме того, Шишкин обращает внимание на отношения с родителями и к родителям, разногласия между взрослыми и детьми, воспитание.

В прозе автора не важно, например, национальное происхождение героев, место и время жизни, а важно их экзистенциальное положение вообще и, особенно, ситуации страдания, беспомощности, кризиса.

Становление чего-нибудь, в том числе и самого себя, невозможно без борьбы, особенно, внутренней активности, своего рода войны. Проза автора нередко представляет также попытку детей и особенно подростков самоопределиться по отношению к собственному происхождению, родителям и судьбе.

Прозаик изображает детские страхи, драмы и смятения. О них говорится чаще всего с точки зрения взрослого человека, вспоминающего прошлое и способного к рефлексии, а не только к эмоциям.

Фигура ребенка позволяет писателю сосредоточить внимание на самых чувствительных темах, травматических переживаниях и существенных аспектах бытия.

 

Список использованной литературы

1. Крупенина Мария Игоревна «Концепция детства в литературе» https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-detstva-v-literature

2. Скотницка Анна «Мотив ребенка и семьи в прозе Михаила Шишкина. Постановка вопроса» https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-rebenka-i-semi-v-proze-mihaila-shishkina-postanovka-voprosa

3. Статья «Образ детства в литературе второй половины 19 века» https://infourok.ru/obraz-detstva-v-literature-vtoroy-polovini-veka-1131859.html

4. Электронный вариант произведения «Пальто с хлястиком» https://mybook.ru/author/mihail-shishkin/palto-s-hlyastikom-korotkaya-proza-esse/read/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: