Моя профессиональная позиция




Принципы, которыми руководствуюсь при работе с детьми

 

1. Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и стараюсь все сделать для этого.

2. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому живу по принципу: относись к детям так, как бы ты хотел, чтоб они к тебе относились.

3. Я не всезнайка, поэтому я и не притворяюсь им.

4. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, поэтому я позволяю детям учить меня.

5. Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать детей.

6. Я люблю, когда меня принимают таким, какой я на самом деле, поэтому я переживаю вместе с ребёнком и ценю его.

7. Я человек и склонен ошибаться, поэтому я терпелив к ошибкам детей.

8. Почти всему, что знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт.

9. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я признаю и поддерживаю чувство самостоятельности в ребенке.

10. Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и упорства. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.

11. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я стараюсь смягчить удар.

12. Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я прикасаюсь к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

1. Входить в класс с улыбкой.

2. При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо.

3. Быть всегда выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным.

4. Не искать легкого пути в общении.

5. Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации.

6. Не принижать и не завышать планку трудностей.

7. Постараться вселять в ребенка веру в себя.

8. Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам.

9. Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске.

10. Не бояться извиниться, если не прав, быть терпимым к ошибкам детей.

11. Не иметь среди детей «любимчиков”, в каждом можно найти предначертанное ему.

12. Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут.

13. Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.

14. Нести детям добрую энергию.

 

Мои принципы общения с родителями

1. Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство.

2. Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Моя профессиональная позиция

Личностно ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы, все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искажение какой-либо одной части влечет изменение всего целого.

 

Роль классного руководителя
в профессиональной ориентации учащихся


Профориентационная работа не занимает должного места в планах воспитательной работы, программах воспитания большинства классных руководителей сегодняшней школы. Система профориентационной работы осуществляется лишь косвенно, посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательнымобластям».
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа.
Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях.
Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят любит растения и животных, кто читает технические журналы, кто с удовольствием работает на уроках технологии. Классный руководитель может судить, как долго сохраняется тот или иной интерес, устойчивый он или поверхностный. Одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности.
Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком, к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно с этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Классный руководитель должен помочь учащимся разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения, помочь определиться с путями получения профессионального образования.
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Главная задача профинформации – воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий. Когда начинать эту работу? А начинать можно с 5 класса, постепенно расширяя и усложняя круг сведений.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания – воздействие учителя на ученика. Без них не обойтись, но это пассивные методы. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей.
Встречая новых воспитанников в 5 классе, классный руководитель может запланировать классный час «Все профессии важны». Его можно провести в форме КВН и включить работу с пословицами о труде, загадками о профессиях, решение кроссвордов, а также использовать литературный материал. Знают ли наши дети, пришедшие из начальной школы, так хорошо известные нам когда-то «Чем пахнут ремёсла» Д. Родари, «А что у вас?» С. Михалкова. Почему бы не инсценировать эти произведения? Возможен конкурс на лучшего толкователя слов работа, труд, профессия, карьера. Возможен конкурс ораторов на тему «Что даёт людям труд», а затем заключительная беседа, подводящая к выводу, что труд даёт всё необходимое для жизни – жилище, одежду, пищу. Трудом создаются ценности – здания, машины, произведения искусства, архитектуры. Труд помогает сохранить и увеличить богатства природы, в процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.
Разговор о важности выбора профессии может возникать случайно.
Предложите пятиклассникам написать сочинение «Кем быть?» В центре внимания могут быть такие вопросы: Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем? Почему тебе нравится именно эта профессия? Что делают люди этой профессии? Какие качества нужны человеку этой профессии, чтобы хорошо работать? Есть ли у тебя такие качества? Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда. Заботливый классный руководитель прибережёт эти сочинения до 9 класса, а ребята смогут посмотреть, сохранились ли их детские предпочтения, связанные с выбором профессии.
В 6-8 классах можно провести игру «Аукцион». Цель: актуализация знаний о профессиях. Учащиеся знакомятся с делением профессий на несколько типов: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника» и т.д. Класс делится на команды. Игроки каждой команды должны назвать как можно больше профессий того или иного типа до третьего удара гонга. Ход игры представляет собой живой диалог ведущего с игроками в условиях дефицита времени на обдумывание. Игра позволяет легко и непринуждённо обнаружить степень общей информированности о профессиях.
Такая игра может стать «мостиком» к устному журналу «Новое время – новые профессии». Учащиеся готовят «страницы» журнала, подбирая материал о редких и новых, не известных широкому кругу людей профессиях.
Ребятам средних классов можно предложить долгосрочный проект «Кем мне стать?». Цель такого проекта: расширять представление детей о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, пробуждать интерес детей к поиску информации о профессиях.
В ходе реализации проекта учащиеся подбирают информационные материалы, литературные произведения о людях различных профессий, рисуют к ним иллюстрации, встречаются с людьми интересных профессий и берут у них интервью, совершают экскурсии на предприятия (в организации таких экскурсий неоценимую помощь могут оказать родители). При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества.
Результатом работы может стать итоговый классный час – презентация. На нём будет представлена «Энциклопедия профессий», созданная в ходе проекта. На каждой её странице будет представлен рассказ о той или иной профессии, интересные факты, иллюстрации, фоторепортажи, интервью, стихи и т.д.
В 9 классе можно проводить деловую игру «Оптимисты и скептики». Цель игры – осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. С помощью этой игры школьники учатся объективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием требуемых качеств. Обсуждать можно профессии, предложенные самими учащимися. Иногда разговор заходит сам собой. Например, 13 января отмечается день российской печати. Кого будем поздравлять с этим праздником? Журналистов, сотрудников средств массовой информации и одноклассников, участвующих в создании школьной газеты. А легко ли работать журналистом? Назовите плюсы и минусы этой профессии. Одна группа ищет положительные стороны профессии, т.е. становится оптимистами, другая – все отрицательные стороны профессии и должна отнестись к данной профессии достаточно скептически.
Оптимисты: работа имеет огромное общественное значение, т.к. благодаря работе журналиста население получает информацию о важнейших событиях; встречи с интересными людьми; командировки, дающие возможность многое увидеть; использование современной техники.
Скептики: трудности, связанные с устройством на работу; очень беспокойная профессия, частые командировки, осложняющие личную жизнь; трудности получения образования; большая ответственность; нервные перегрузки; ненормированный рабочий день; постоянное общение с людьми.
В совместном диалоге выявляются требования к профессии: широкая эрудиция, активное отношение к жизни, умение находить ответы на самые острые вопросы, умение быть объективным и высоко ответственным перед обществом, умение общаться с людьми.
В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. Профессиональная диагностика – один из элементов профориентации. С помощью анкетирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. Ведь ещё Эзоп сказал: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться». Именно поэтому каждому классному руководителю стоит уделять должное внимание вопросам профориентации, способствовать формированию мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии.

 

 

 

Практическая работа: Разработка плана профориентационной работы классного руководителя в образовательной организации

Цель: знакомство с деятельностью классного руководителя в образовательной организации связанной с профориентацией.

Задание:

1. Изучить цель, задачи и содержание профориентационной деятельности классного руководителя. Особенности организации профориентационной работы на различных ступенях обучения. Формы и методы организации профориентационной работы классного руководителя. Основные положения записать в тетрадь.

2. Изучить методику проведения внеклассных мероприятий профориентационной направленности, классных часов. Основные положения записать в тетрадь.

3. Рассмотреть особенности организация профориентационной работы с родителями, формы массовой и индивидуальной работы с родителями. Роль средств массовой информации в пропаганде профессий. Развитие интереса обучающихся к профессиям в процессе внеклассной и внешкольной работы. Основные положения записать в тетрадь.

4. Изучить методику подготовки и проведения родительского собрания профориентационной направленности. Основные положения записать в тетрадь.

5. Разработать родительское собрание профориентационной направленности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: