Семинарское занятие № 1
Тема: Понятие о содержании и задачах курса.
Вопросы.
- Проблема определения объекта и предмета языкознания.
- Ф. де Соссюр о предмете и объекте языкознания.
- Проблема определения языка. Типы дефиниций и их основания.
- Проблема датировки возникновения языкознания.
- Место языкознания в системе наук.
1). Проблема классификации наук. Традиционный подход. Предложение В.А. Звегинцева.
2). Языкознание и филология. Языкознание и другие гуманитарные науки.
3) Языкознание и естественные науки.
4) Языкознание и математика, кибернетика.
Литература
1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, гл. II.
2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 7-8.
3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, с. 9-16.
4. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1985, с. 51-56.
5. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985, с. 369-404.
6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Год любой, § 6.
Семинарское занятие № 2.
Тема: Основные этапы (направления, школы) в истории науки о языке.
Вопросы.
- Зарождение языкознания в Древнем мире: Индии, Греции, Риме.
- Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояль).
- Сравнительно-историческое языкознание. Его основоположники: Ф. Бопп, Р.К. Раск, Я. Гримм, А.А. Востоков.
- В. фон Гумбольдт – основоположник общего теоретического языкознания. Неогумбольдтианство в XX в..
- Натуралистическая школа А. Шлейхера.
- Школа младограмматиков.
- Логицизм в языкознании.
- Психологическое направление в языкознании.
- Структурализм в языкознании. Роль Ф. де Соссюр в его становлении. Краткая характеристика трех основных школ структурализма: Пражской функциональной школы, американского дескриптивизма, Датской глоссематики.
- Московская и Казанская лингвистические школы в России.
Литература
1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 9-21.
2. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 14-35, 51-55, 60-68.
3. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987, с. 8-26.
4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Глава I.
5. Тексты Приложения к УМК.
6. Приложение № 1, тексты № 30-33.
Семинарское занятие № 3.
Тема: Понятие знака в семиотике и лингвосемиологии.
Вопросы.
- История формирования теории знака: Ч.Пирс, Ф. де Соссюр.
- Понятие знака в семиотике. Семантический (семиологический) треугольник. Ч. Моррис о трех аспектах знакового отношения. Основные свойства знака.
- Понятие и свойства знака в лингвосемиологии Ф. де Соссюра.
- Типология знаков.
- Отличия знаков естественного человеческого языка от других знаков, от «языка» животных.
- Основные дискуссионные аспекты теории знака. Моно- и билатеральная концепции. Аргументы В.М. Солнцева в пользу первой. Соотношение между знаками языка и Пирсовской типологией знаков.
- Культура как знаковая система.
- Искусство как знаковая система особого рода.
- Литература с точки зрения семиотики.
Литература
1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с. 111-117.
2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, с. 123-130.
3. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 7-44.
4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000/2002, с. 57-61.
5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть II: Знак.
6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Введение, глава III, § 3; часть I, главы 1,2; часть II, глава IV; глава VI, § 3.
7. Приложение № 1, тексты № 1-4.
Семинарское занятие № 4.
Тема: Соотношение языка – речи – речевой деятельности.
Вопросы.
- Какая связь между темой семинарского занятия и проблемой определения языка? Компоненты содержательной структуры термина «язык» (Соссюр, Л.В. Щерба).
- Какова природа языка? Как соотносятся разные аспекты природы языка? Соотношения биологического и социального в природе языка. А.А. Реформатский о языке как общественном явлении.
- .А. Реформатский о значимости разграничения языка и речи. Ф. Соссюр о разграничении языка, речи и речевой деятельности: схемы в «Курсе» и схема Годеля.
- Дифференциальные признаки языка и речи.
- Прокомментируйте оценочное высказывания А. Реформатского «… за деревьями не видят леса». К кому относится эта оценка и на что направлена критика автора?
- В чем своеобразие представления темы в учебнике А.А. Гируцкого?
- Функции языка и функции речи.
- Единицы языка и единицы речи.
Литература.
- Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 27-28.
- Гируцкий А.А. Введения в языкознание. Минск, 2001, с. 32-42.
- Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава I. § 2,4.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Глава II, глава III, § 1, 2; глава IV.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977, с. 146-152.
- Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 11-17.
Индивидуальное творческое задание: сообщение об изоморфизме языка и генетического кода: А.А. Гируцкий. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 244-248.
Семинарское занятие № 5.
Тема: Язык как системно-структурное образование.
Вопросы.
- Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства систем и их элементов. Системность как общенаучный принцип. История его формирования.
- Типология систем.
- История формирования понятий системы и структуры в лингвистике. Вклад В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра.
- Терминологическая неоднозначность.
- Основные типы внутриструктурных отношений: синтаксические и парадигматические. Их представленность в «Курсе» Соссюра. Другие типы отношений в системе языка. Разграничение связей и отношений.
- Представление о внутрисистемных отношениях и связях в Датской грамматике.
- Специфика понимания системности языка в Пражской функциональной школе.
- Разные позиции относительно системности языка в синхронии и диахронии.
- Способы вычленения элементов системы языка.
- Структурализм как методологическая ориентация, принцип научного мышления в разных областях науки и как наиболее значимое направление в языкознании первой половины ХХ в.
Литература
- Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, глава V.
- Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, глава 8, §21,23.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть I, главы 1,2.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Часть II, глава 5.
- Тезисы Пражского лингвистического кружка // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М.,1960/1962, с. 69-71.
- Приложение № 1, тексты № 5, 33.