Семинарское занятие № 5.




Семинарское занятие № 1

Тема: Понятие о содержании и задачах курса.

Вопросы.

  1. Проблема определения объекта и предмета языкознания.
  2. Ф. де Соссюр о предмете и объекте языкознания.
  3. Проблема определения языка. Типы дефиниций и их основания.
  4. Проблема датировки возникновения языкознания.
  5. Место языкознания в системе наук.

 

1). Проблема классификации наук. Традиционный подход. Предложение В.А. Звегинцева.

2). Языкознание и филология. Языкознание и другие гуманитарные науки.

3) Языкознание и естественные науки.

4) Языкознание и математика, кибернетика.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, гл. II.

2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 7-8.

3. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, с. 9-16.

4. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. М., 1985, с. 51-56.

5. Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985, с. 369-404.

6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Год любой, § 6.

 

Семинарское занятие № 2.

Тема: Основные этапы (направления, школы) в истории науки о языке.

Вопросы.

  1. Зарождение языкознания в Древнем мире: Индии, Греции, Риме.
  2. Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояль).
  3. Сравнительно-историческое языкознание. Его основоположники: Ф. Бопп, Р.К. Раск, Я. Гримм, А.А. Востоков.
  4. В. фон Гумбольдт – основоположник общего теоретического языкознания. Неогумбольдтианство в XX в..
  5. Натуралистическая школа А. Шлейхера.
  6. Школа младограмматиков.
  7. Логицизм в языкознании.
  8. Психологическое направление в языкознании.
  9. Структурализм в языкознании. Роль Ф. де Соссюр в его становлении. Краткая характеристика трех основных школ структурализма: Пражской функциональной школы, американского дескриптивизма, Датской глоссематики.
  10. Московская и Казанская лингвистические школы в России.

Литература

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 9-21.

2. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 14-35, 51-55, 60-68.

3. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж, 1987, с. 8-26.

4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Глава I.

5. Тексты Приложения к УМК.

6. Приложение № 1, тексты № 30-33.

 

Семинарское занятие № 3.

Тема: Понятие знака в семиотике и лингвосемиологии.

Вопросы.

  1. История формирования теории знака: Ч.Пирс, Ф. де Соссюр.
  2. Понятие знака в семиотике. Семантический (семиологический) треугольник. Ч. Моррис о трех аспектах знакового отношения. Основные свойства знака.
  3. Понятие и свойства знака в лингвосемиологии Ф. де Соссюра.
  4. Типология знаков.
  5. Отличия знаков естественного человеческого языка от других знаков, от «языка» животных.
  6. Основные дискуссионные аспекты теории знака. Моно- и билатеральная концепции. Аргументы В.М. Солнцева в пользу первой. Соотношение между знаками языка и Пирсовской типологией знаков.
  7. Культура как знаковая система.
  8. Искусство как знаковая система особого рода.
  9. Литература с точки зрения семиотики.

Литература

1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, с. 111-117.

2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, с. 123-130.

3. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 7-44.

4. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 2000/2002, с. 57-61.

5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть II: Знак.

6. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Введение, глава III, § 3; часть I, главы 1,2; часть II, глава IV; глава VI, § 3.

7. Приложение № 1, тексты № 1-4.

 

Семинарское занятие № 4.

Тема: Соотношение языка – речи – речевой деятельности.

Вопросы.

  1. Какая связь между темой семинарского занятия и проблемой определения языка? Компоненты содержательной структуры термина «язык» (Соссюр, Л.В. Щерба).
  2. Какова природа языка? Как соотносятся разные аспекты природы языка? Соотношения биологического и социального в природе языка. А.А. Реформатский о языке как общественном явлении.
  3. .А. Реформатский о значимости разграничения языка и речи. Ф. Соссюр о разграничении языка, речи и речевой деятельности: схемы в «Курсе» и схема Годеля.
  4. Дифференциальные признаки языка и речи.
  5. Прокомментируйте оценочное высказывания А. Реформатского «… за деревьями не видят леса». К кому относится эта оценка и на что направлена критика автора?
  6. В чем своеобразие представления темы в учебнике А.А. Гируцкого?
  7. Функции языка и функции речи.
  8. Единицы языка и единицы речи.

 

Литература.

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 27-28.
  2. Гируцкий А.А. Введения в языкознание. Минск, 2001, с. 32-42.
  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава I. § 2,4.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Глава II, глава III, § 1, 2; глава IV.
  5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977, с. 146-152.
  6. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 11-17.

Индивидуальное творческое задание: сообщение об изоморфизме языка и генетического кода: А.А. Гируцкий. Общее языкознание. Минск, 2001, с. 244-248.

 

Семинарское занятие № 5.

Тема: Язык как системно-структурное образование.

Вопросы.

  1. Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства систем и их элементов. Системность как общенаучный принцип. История его формирования.
  2. Типология систем.
  3. История формирования понятий системы и структуры в лингвистике. Вклад В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра.
  4. Терминологическая неоднозначность.
  5. Основные типы внутриструктурных отношений: синтаксические и парадигматические. Их представленность в «Курсе» Соссюра. Другие типы отношений в системе языка. Разграничение связей и отношений.
  6. Представление о внутрисистемных отношениях и связях в Датской грамматике.
  7. Специфика понимания системности языка в Пражской функциональной школе.
  8. Разные позиции относительно системности языка в синхронии и диахронии.
  9. Способы вычленения элементов системы языка.
  10. Структурализм как методологическая ориентация, принцип научного мышления в разных областях науки и как наиболее значимое направление в языкознании первой половины ХХ в.

 

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, глава V.
  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, глава 8, §21,23.
  3. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть I, главы 1,2.
  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Часть II, глава 5.
  5. Тезисы Пражского лингвистического кружка // В.А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Часть II. М.,1960/1962, с. 69-71.
  6. Приложение № 1, тексты № 5, 33.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: