Экономические представления об организации рабовладельческого хоз-ва в Древнем Риме. Экономические воззрения оппозиционных слоев населения.




Экономические взгляды Аристотеля.

 

Аристотелю (384-322 гг до н.э) оптимальным представляется гос-во, основанное на полунатуральных хоз-вах среднего достатка. Люди не должны считать обогащение самоцелью, но человеку все же требуется какое-то количество материальных благ. Производство этих благ требует труда достаточно тяжелого. Он считает, что таким трудом должны заниматься рабы. Рабство он считает естественным, вытекающим из природных различий людей. Аристотель употребляет 2 термина – экономия и хрематистика. Под экономией Аристотель понимает богатство, как совокупность полезных вещей, т.е потребительных стоимостей. Под хрематистикой – богатство как накопление денег. Богатство 1 вида имеет границы. Границей служит потребление. Богатство, выраженное в денежной форме, не имеет предела. Существует две науки – экономия и хрематистика. Экономия 1 вид богатства, а хрематистика второй. В методологии Аристотеля решающую роль играют противопоставления естественного и неестественного. Как экономия – естественных, хрематистика – неестественных. Использование денег как меры стоимости и средства обращения – естественно. Использование их как стоимости, порождающее новую стоимость – неестественно. С меркой естественного и неестественного Аристотель подходит к анализу товара. Естественным способом употребления вещей, Аристотель считает их непосредственное потребление, использование товара для обмена он считает неестественным. Аристотель поставил вопрос о том, что делает товары равными при обмене. Он не дает точного ответа, но его заслуга в том, что он увидел эту проблему и поставил ее перед экономической наукой.


Экономические взгляды Ксенофонта.

 

Работа Ксенофонта (444-355 гг до н.э) «Экономика» - первое произведение, посвященное исключительно экономическим проблемам, составленная в форме диалогов, она содержит советы по вопросам управления с/х , торговлей, деньгами. Ксенофонт высказывает ряд мыслей о важности разделения труда. Он различает двух руководителей и исполнителей - умственный и физический. Последний считают уделом рабов. Он считает целесообразным кооперационное разделение производственного процесса и, по словам Маркса, близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда. Он отличал зависимость роста разделения труда от объема рынка в крупных городах, где много покупателей - разделение труда больше, т.к. работник может прокормиться, производя какой-либо вид продукции и не зная ремесла в целом.


Учение Платона об идеальном государстве.

 

В диалоге «Республика» он дает описание идеального государства, само гос-во возникает из-за существования разделения труда, которое он выводит из противоречия между разнообразными потребностями и односторонними способностями. В силу этого, люди вынуждены жить в сообществе и гос-во есть разрешение этого противоречия. Идеальное гос-во состоит из 3 сословий: 1) Правителей (философов), 2) Воинов, 3) Массы (ремесленники, землевладельцы). Рабы вне сословий- орудие производства. Высшие сословия живут в полной общности имущества, т.к они должны быть свободны от эгоизма. Второе сословие- воины, в мирное время должны заниматься спортом, а в военное время защищать страну и завоевывать новые территории. Масса живет семьями на основе частной собственности, лишь небольшая часть людей этой группы – наиболее умные и талантливые отбираются для воспитания в качестве воинов. Обязанность этого сословия доставляет средства существования высшим сословиям.


Экономические представления об организации рабовладельческого хоз-ва в Древнем Риме. Экономические воззрения оппозиционных слоев населения.

 

В эпоху Древнего Рима экономическая мысль не поднималась до таких высот, как в Древней Греции, но от этой эпохи до нас дошли экономические идеи, отражающие взгляды оппозиционных слоев население. Наиболее заметными были экономические представления раннего христианства. Новая религия, социальной базой которой вначале были рабы, колоны и др. неимущие слои населения, выдвинула идею равенства людей перед Богом, в том числе имущественного равенства. Она осуждала богатство, праздность и стяжательство, возвеличивала труд, напоминая, что Иисус был плотником, а апостолы – рыбаками. Хотя необходимость общей собственности не вытекала непосредственно из христианского вероучения, но поскольку первые христианские общины придерживались принципа общности имущества, идея осуждения частной собственности получила широкое распространение в первые века существования новой религии, что нашло отражение в трудах отцов церкви, так называемой патристике. Практика довольно быстро развенчала кажущуюся привлекательность подобной организации, но то, что она существовала, будет в дальнейшем рассматриваться, как аргумент в пользу коммунистической идеи.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!