Московский Государственный Университет Технологий и Управления
Реферат на тему
« Эффективность и проблемы применения методов поощрения и наказания на разных возрастных этапах »
Студент 2 к/сокр «Дизайн среды»
Евдаков В.В.
Преподаватель кафедры «Психология и педагогика»
Шишов С.Е.
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
2. МЕРЫНАКАЗАНИЯ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
В СЕМЬЕ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка.
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка.
Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Важно отметить, что оценка выступает основой формирования стиля родительского воспитания, то есть образа действий по отношению к ребенку, через который у ребенка формируется отношения к себе и к внешнему миру; выстраиваются взаимоотношения с людьми, принимаются многие решения, возникает уверенность в собственной правоте при выборе предпочитаемых объектов.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ФОРМ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Поощрение - это положительное подкрепление действий, поступков, деятельности, суждений и отношений, способствующее их утверждению в опыте отношений детей и родителей.
Соответственно, наказание - есть отрицательное подкрепление действий, поступков деятельности, суждений и отношений, вытесняющие их из опыта отношений детей и родителей.
Говоря в целом, поощрения и наказания – это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.
Главным признаком, по которому классифицируются виды и формы поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку Л.Ю. Гордин выделяет следующие виды поощрения и наказания:
1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
2.Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.
Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:
а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;
б) традиционные поощрения и наказания;
в) поощрения и наказания в форме экспромта.
Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения.
Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.
Одна из наиболее распространенных мер поощрения — присуждение почётного места в соревновании. Эта мера применяется как в дошкольном возрасте, так и на последующих этапах обучения в школе. Она сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются также различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами.