ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РСЧС




Янников И.М., д.т.н., профессор

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Россия, г.Ижевск

Митрофанова Н.В., студент кафедры «Техносферная Безопасность»

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Россия, г.Ижевск

Васильева В.А., студент кафедры «Техносферная Безопасность»

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Россия, г.Ижевск

Тихонова К.А., студент кафедры «Техносферная Безопасность»

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Россия, г.Ижевск

 

В статье обсуждается информационное обеспечение органов повседневного управления РСЧС. Обоснованна необходимость в совершенствовании системы обработки, хранения и передачи информации в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрено программное обеспечение и информационные системы, используемые в органах повседневного управления. А также представлены пути и методы решения проблемы.

 

Ключевые слова: информационное обеспечение; органы повседневного управления; система РСЧС; информационный обмен; паспорт безопасности.

 

 

Ежегодно в России происходит большое количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Часто, они усугубляются в связи с недостаточностью необходимой информации невозможностью вовремя ликвидировать их.

Для организации и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации создана и функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней.

Органы повседневного управления создаются и функционируют на всех уровнях РСЧС. К ним относятся центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурные и дежурно-диспетчерские службы организаций [1-2].

На сегодняшний день в органах повседневного управления на всех уровнях существует проблема обработки, хранения и передачи информации в связи с ее огромными объемами, в том числе на бумажных носителях, являющихся выписками из соответствующих планов. Основной объём сведений хранится в многочисленных приложениях и текстовых частях планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов ликвидации аварийных ситуаций, планов защищённости критически важных и потенциально опасных объектов, планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, паспортов и деклараций безопасности, разработанных на бумажных носителях и находящихся в постоянно действующих органах управления РСЧС. Указанное обстоятельство делает крайне неудобной процедуру обращения с этими документами и использования хранящейся в них информации.

Кроме того в органах повседневного управления по каждой чрезвычайной ситуации собирается целый пакет документов, который в свою очередь передается на каждый уровень реагирования системы РСЧС.

Между всеми уровнями происходит информационный обмен, который регламентируется законодательством Российской Федерации. Схема информационного обмена между органами повседневного управления представлена на рисунке 1.

Ниже перечислен неполный список тех документов, которые обрабатываются ОДС ЦУКС при любых чрезвычайных ситуациях [3]:

1) Информационное донесение (оперативная информация) о ЧС;

2) Справка-доклад по информированию населения через ОДС ЦУКС ПРЦ
МЧС Росси;

3) Схема организации управления и взаимодействия при ликвидации ЧС;

Рис. 1. Схема информационного обмена между органами повседневного управления РСЧС

 

4) Справка по силам и средствам, привлеченных для ликвидации чрезвычайной ситуации, с расчетом доставки в район ЧС сил и средств усиления, резерва;

5) Пояснительная записка;

6) Паспорт территории, города, района, объекта;

7) Карта и схема района ЧС;

8) Прогноз наихудшего развития ЧС;

9) Схема места ЧС (схема н.п., схема объекта), ТТХ объекта, на котором (с которым) произошла ЧС;

10) Анализ оповещения и организации информирования;

11) Анализ организации оповещения, приложение к анализу;

12) Скриншот сайта ГУ МЧС России по УР и социальной сети «Твиттер»;

13) Таблица оповещения;

14) Вывод информационных материалов о ЧС на терминальные комплексы;

15) Схема организации связи при ликвидации ЧС;

16) Схема оповещения населения в районе ЧС;

17) Распоряжение по связи;

18) Отчеты по формам 1ЧС, 2ЧС, 3ЧС, 4 ЧС;

19) Списки пострадавших, погибших, списки размещенных в ПВР;

20) и другие.

В связи с вышеизложенным встает вопрос о совершенствовании существующей системы информационного обеспечения данных органов.

В соответствии с приказом МЧС России [4] органы повседневного управления РСЧС являются ответственными за сбор, обработку и передачу оперативной и плановой информации. В целях ведения автоматизированного учета оперативной информации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует разработку программного обеспечения (далее – ПО) для сбора, обработки и хранения оперативной информации и электронные формы документов, являющиеся обязательными для заполнения при обмене оперативной информацией.

Для каждой территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается паспорт безопасности, задачами которого являются: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории[5].

Паспорт безопасности разрабатывается в формате презентаций Microsoft PowerPoint. В нем указывается следующая информация: общая характеристика района (объекта); руководящий состав администрации; схема звена КЧС и ОПБ территории администрации и его работа; сведения о гарнизоне пожарной охраны; риски возникновения природных, техногенных, биолого-социальных чрезвычайных ситуации на конкретной территории; информационно-справочные материалы по резервам материальных и финансовых средств и другие. Основным недостатком паспорта безопасности является сосредоточение большого количества информации в одном месте, что весьма затрудняет её визуальное восприятие. Человек, не имеющий опыта работы с таким документом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации не сможет вовремя и полноценно передать нужную информацию в вышестоящий орган.

Помимо всех вышеуказанных документов органы повседневного управления каждого уровня составляют ежедневные, ежесуточные доклады. Исходя из изложенного очевидно, что объем информации собираемой, хранящейся и обрабатываемой информации действительно очень велик. В ряде случаев она своевременно не доводится по назначению, не проводится её своевременная корректировка.

На наш взгляд, для совершенствования и улучшения качества работы с паспортом необходимо введение отдельных гиперссылок, которые, в свою очередь, перенаправят к конкретной интересующей информации.

Конечно же, существуют информационные системы и ПО, позволяющее обрабатывать, хранить и передавать информацию.

Сегодня существуют и работают такие информационные системы и ПО, как[6]:

¾ ГИС «Космоплан». Система предназначена для отображения космических снимков мониторинга паводковой обстановки и для получения архивных космических снимков района ЧС;

¾ ИИУС трансляции и сбора информации на базе геоинформационной технологии «ГРАНИТ». Система предназначена для ввода данных о рисках подтопления населенных пунктов РФ;

¾ Единая государственная система информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО). Система предназначена для доступа к информации об обстановке в мировом океане;

¾ «Волна». Программа предназначена для определения волны прорыва, возникающей при аварии на гидросооружении;

¾ Лесные пожары. Прогнозирование развития крупных лесных пожаров;

¾ Факел. Программа предназначена для расчета параметров выбросов вредных веществ от факельных установок сжигания углеводородных смесей;

¾ а также ряд других информационных систем и ПО в различных областях, где может возникнуть авария или чрезвычайная ситуация.

Сегодня, указанные информационные системы работают, но в них отсутствует возможность передачи данных с одного уровня реагирования на другой. Поэтому перспективой их развития является установка системного и программного обеспечения во взаимодействующие службы реагирования на чрезвычайные ситуации. Несмотря на то, что работа в данном направлении ведётся достаточно давно [7-10]

Таким образом, для обеспечения нормального функционирования информационного обмена между органами повседневного управления необходимо:

во-первых, усовершенствование паспорта безопасности территорий, в части наиболее полного насыщения информацией его приложений;

во-вторых, обеспечение доступа к существующим информационным системам и ПО всех участников информационного обмена на всех уровнях реагирования на чрезвычайные ситуации, а также разработка новых программ для обработки, передачи и хранения информации;

в-третьих, обучение для персонала, осуществляющего информационный обмен и корректировку существующих баз данных.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. №794 (в ред. от 14.04.2015) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

3. Приложение №15 к приказу ЦУКС ГУ МЧС России по УР от 25 декабря 2015 г. №685 «Об организации оперативного дежурства в ФКУ ЦУКС ГУ МЧС России по УР на 2016г».

4. Приказ МЧС России от 26.08.2009 г. №496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. (в ред. от 11.09.2013) «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

6. Сведения о информационных системах и ресурсах ЦУКС ГУ МЧС России (ЦУКС РЦ), органов повседневного управления ФиТП РСЧС субъекта РФ ЦУКС ГУ МЧС России по Удмуртской Республике.

7. Янников, И.М. Применение информационных технологий в системах поддержки принятия решений органами управления в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / И.М. Янников, П.М. Фомин, Е.В. Булдаков – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. – 86 с.

8. Янников, И.М. Создание автоматизированного рабочего места оперативного дежурного пункта управления ГО / И.М. Янников, П.М. Фомин, Е.В. Булдаков, А.А. Роголев // Производство.Технология. Экология: Материалы конференции и школы. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2010. с.322

9. Янников, И.М. Об организации управления, оповещения и реагирования на ЧС в муниципальном образовании // Проблемы безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Безопасность – 2012): сб. науч. ст. II Всероссийской научно – практической конференции с международным участием. Том II. – Уфа: ФГБОУ ВПО УГАТУ – ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, 2012 – С. 91 – 94

10. Янников, И.М. Вопросы организации комплексной безопасности потенциально опасных объектов / И.М. Янников, Д.В. Прокофьев //Безопасность государства в руках отечественных производителей. Сборник научных статей VIII Международной научно-технической конференции «Электронный город - электронная губерния - электронное государство). – Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. - С. 161 - 166



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: