Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры. Появляется интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
Новая картина мира нашла выражение в гуманизме и проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но где оно твёрдо установилось только в XV веке. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета.
Реформация — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на преобразование церковной организации, перестройку взаимоотношений церкви и государства Его можно охарактеризовать антифеодальным и антикатолицистским.
Сторонники Реформации были согласны в том, что духовенство не должно принимать участия в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии. Известный немецкий теолог Мартин Лютер сформулировал религиозно-политические лозунги, которые вдохновили и сплотили в Германии практически всех сторонников Реформации. В основе его учений лежит тезис о том, что спасение достигается исключительно верой и не нужны посредники для очищения от грехов. Каждый верующий оправдывается лично перед богом и только ему обязан повиноваться. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне за пределами действия законов государства. Однако М. Лютер был далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить все несправедливости.
|
К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других — к погибели Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним. Поэтому человек должен целиком посвятить себя своей профессии, быть бережливым хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Наихудшей формой правления была для Ж. Кальвина демократия, так как всякую власть он объявлял божественной. Также Кальвин проповедовал жестокую религиозную нетерпимость к другим воззрениям.
Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Она вызвала массовые народные движения против феодальных порядков. В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств.
|
Просвещение. В XVIII в. в Европе все большую популярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразило широкое культурное движение, получившее позже название Просвещения. Просветители хотели сделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и в прогресс общества. Они пропагандировали гуманизм, критиковали тиранию, выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широком смысле – вот ценности европейского Просвещения. В формировании идей Просвещеня велика заслуга английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Уже в середине XVII в. в Англии быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную роль играла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничества политических партий.
Первые французские просветители (Вольтер, Монтескье и др.) были за сохранение монархии, управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия и религиозной толерантности. Жан Жак Руссо считал, что по своей природе люди равны, а социальное неравенство создается в процессе развития общества. «Естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства.
Ключевой принцип Нового времени – рационализм, Передовые идеи Просвещения провозгласили разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности. Интеллектуальное и художественное наследие этой эпохи заложило основы дальнейшего прогресса всей европейской культуры.