Многообразие форм человеческого знания




Научное познание

 

Тот, кто учится, не размышляя,

впадет в заблуждение; тот, кто

размышляет, не желая учиться,

окажется в затруднении.

 

Конфуций

 

Многообразие форм человеческого знания

Следует отличать научное познание от различных форм ненаучного познания.

Þ донаучное, паранаучное, лженаучное, обыденно практическое знание, игровое познание.

 

Научное познание - это объективное изучение мира, незави­симое от взглядов и убеждений человека.

Научное познание воз­никло на основе обыденного познания. Однако между ними име­ются существенные различия.

1. наука имеет дело с особым набором объектов реаль­ности, не сводимых к объектам обыденного опыта.

2. наука использует специальный язык.

Научная аппаратура и язык науки - это результаты уже полу­ченных знаний, но в то же время они используются для дальней­шего исследования.

Считается, что объем научной информации, удваивается каждые 15 лет. В развитии науч­ного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к сме­не теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.

Специфика научного познаний состо­ит в том, что оно предметнои обращено к процессам и яв­лениям, существующим объективно (вне человека, незави­симо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их дей­ствие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личнос­ти ученого.

Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.

Научное познание универсально в том смысле, что мо­жет сделать предметом исследования любой феномен, мо­жет изучать все в человеческом мире - будь то деятель­ность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.

Научное познание имеет два уровня.

Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт От лат. factum — «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского матери­ализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует при­роду, но сама совершенствуется опытом... Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».

Теоретический уровень познания составляют идеи, кон­цепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоре­тика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятия­ми. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительно­сти все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоре­тик. Теоретический уровень познания направлен на форми­рование теоретических законов, которые отвечают требова­ниям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде ивсегда.

К формам научного познания относят вопрос, пробле­му, гипотезу, теорию, концепцию.

Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию

О проблеме говорят, что это знание о незнании.

Проблема - совокупность сужде­ний, включающая в себя ранее установленные факты исуж­дения о еще непознанном содержании объекта Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противо­речие между эмпирическим фактом и теоретическим опи­санием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.

Гипотеза - первоначальный этап создания теории.

Ги­потеза (от греч.) - основа, предположение.

Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит сужде­ние о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечи­вость, доказательность, проверяемость, системность.

Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории - это уже доказан­ные научные положения. Их можно назвать доказанными гипоте­зами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказа­тельств.

Конце́пция (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения

 

Научное познание опирается на систему методов, к ко­торым относятся эмпирические методы:

1. наблюдение – целенаправленное восприятие изучаемых объектов;

2. эксперимент – исследователь активно влияет на изучаемый объект, создавая специфические условия с целью получения определенных результатов.

теоретические методы:

1. анализ – метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей, с целью их всестороннего изучения;

2. синтез – это обобщение, сведенное в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей предмета;

3. индукция – общий вывод делается на основе частных посылок,

4. дедукция – из общих посылок следует заключение частного характера;

5. обобщение – выделение общих признаков и свойств;

6. формализации – построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность явления.

 

Методом называется орудие или способ решения познавательных задач. Применение к предмету ис­следования конкретных приемов и методов научного познания назы­вается методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания.

Научный метод характеризуется двумя важными каче­ствами: строгостью и объективностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: