Научное познание
Тот, кто учится, не размышляя,
впадет в заблуждение; тот, кто
размышляет, не желая учиться,
окажется в затруднении.
Конфуций
Многообразие форм человеческого знания
Следует отличать научное познание от различных форм ненаучного познания.
Þ донаучное, паранаучное, лженаучное, обыденно практическое знание, игровое познание.
Научное познание - это объективное изучение мира, независимое от взглядов и убеждений человека.
Научное познание возникло на основе обыденного познания. Однако между ними имеются существенные различия.
1. наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. наука использует специальный язык.
Научная аппаратура и язык науки - это результаты уже полученных знаний, но в то же время они используются для дальнейшего исследования.
Считается, что объем научной информации, удваивается каждые 15 лет. В развитии научного познания чередуются революционные его периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, а также периоды «нормального» развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.
Специфика научного познаний состоит в том, что оно предметнои обращено к процессам и явлениям, существующим объективно (вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества). Закон тяготения, квадратные уравнения, периодическая таблица химических элементов, законы термодинамики объективны. Их действие не зависит ни от мнений, настроений, ни от личности ученого.
Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки индивидуальное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям.
|
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны его закономерностей и причин.
Научное познание имеет два уровня.
Эмпирический уровень выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей. Факт От лат. factum — «сделанное, свершившееся». Факты фиксируют фрагмент бытия. Роль опыта, наблюдения и эксперимента велика настолько, что родоначальник английского материализма Ф. Бэкон утверждал: «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом... Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнять опытом».
Теоретический уровень познания составляют идеи, концепции, идеальные объекты. В основе деятельности теоретика лежит выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями. Согласно данным органов чувств солнце восходит и, описав дугу вокруг Земли, заходит. Создается впечатление, что оно вращается вокруг Земли. Однако в действительности все обстоит иначе. Задача теоретического уровня познания состоит в обнаружении за видимыми проявлениями скрытых, внутренних, сущностных связей и отношений. И то, что ускользает от наблюдателя, должен выявить теоретик. Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т. е. действуют везде ивсегда.
|
К формам научного познания относят вопрос, проблему, гипотезу, теорию, концепцию.
Вопрос - форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть узнать какую-то информацию
О проблеме говорят, что это знание о незнании.
Проблема - совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты исуждения о еще непознанном содержании объекта Проблема выглядит как выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием. Постановка и решение проблемы служит средством получения нового знания.
Гипотеза - первоначальный этап создания теории.
Гипотеза (от греч.) - основа, предположение.
Гипотеза - это такого рода умозаключение, в форме которого происходит выдвижение предположения. Энгельсу принадлежит суждение о том, что формой развития естествознания является гипотеза. Когда гипотеза оказывается в состоянии объяснить весь круг явлений, для анализа которых она предложена, она перерастает в теорию. Научное познание представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
Благодаря выдвижению гипотез научное познание получает возможность прогнозирования развития тех или иных явлений в будущем. Так выдвигаются теории - особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по какому-либо вопросу в единую систему. Теории - это уже доказанные научные положения. Их можно назвать доказанными гипотезами. Тем не менее при применении теории в каждом конкретном случае новые данные должны быть включены в контекст доказательств.
|
Конце́пция (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения
Научное познание опирается на систему методов, к которым относятся эмпирические методы:
1. наблюдение – целенаправленное восприятие изучаемых объектов;
2. эксперимент – исследователь активно влияет на изучаемый объект, создавая специфические условия с целью получения определенных результатов.
теоретические методы:
1. анализ – метод исследования целостного предмета путем рассмотрения его составляющих частей, с целью их всестороннего изучения;
2. синтез – это обобщение, сведенное в единое целое данных, полученных путем анализа ранее выделенных частей предмета;
3. индукция – общий вывод делается на основе частных посылок,
4. дедукция – из общих посылок следует заключение частного характера;
5. обобщение – выделение общих признаков и свойств;
6. формализации – построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность явления.
Методом называется орудие или способ решения познавательных задач. Применение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания называется методологией. Этим термином также определяется наука, изучающая методы научного познания.
Научный метод характеризуется двумя важными качествами: строгостью и объективностью.