Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию любви к родному городу у детей среднего дошкольного возраста в рамках программы «Растим петербуржца»




Глава 2 Изучение уровня сформированности любви к родному городу у детей среднего дошкольного возраста

2.1. Цели и задачи констатирующего эксперимента

Изучение уровня сформированности любви к родному городу у детей среднего дошкольного возраста проводилось в ГБДОУ №142 Невского района. Нами был проведен констатирующий эксперимент.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление уровня сформированности любви к родному городу у детей среднего дошкольного возраста. В эксперименте учувствовало 18 детей.

Цель исследования: выявить уровень знаний о национальных героях, памятниках истории и культуры родного города. Для решения этой задачи был выбран следующий метод: проведение бесед с показом картин, иллюстраций, фотоальбомов. Констатирующий эксперимент был проведён в виде занятия - беседы с группой детей на тему «Наш город – Санкт-Петербург».

Задачи:

· Воспитывать у детей любовь к своему родному городу;

· Развивать чувство гордости за свой город.

· Закреплять знания детей о символике города.

· Продолжать знакомить детей с историей и культурой города Санкт-Петербурга.

 

Методы: беседа, показ, чтение художественных произведений, указания, поощрение, анализ.


 

 

Были определены следующие критерии исследования знаний о родном городе у средних дошкольников:

• знания о родном городе;

• знание символики города;

• наличие представлений об истории, культуре и традициях города;

• определение личностного отношения детей к родному городу.

Детям были заданы следующие вопросы:

• Назови страну, в которой ты живешь?

• Какой город в котором ты живешь?

• Народы каких национальностей живет в Санкт-Петербурге?

• Назови свой адрес?

• Назови символы нашего города.

• Что изображено на флаге города?

• Что изображено на гербе города?

При этом были определены следующие критерии оценки уровня представлений детей о родном городе:

Низкий:Называют страну, город, адрес. Не называют цвета флага, не могут их растолковать. Не знают изображений герба города.

Средний: Называют страну, город, адрес, цвета флага, знают изображение герба. Имеют представления о том, что герб и флаг нужны городу, чтобы объединить людей, живущих в нем.

Высокий: Называют страну, город, адрес, цвета флага, изображение герба. Имеют представления о символическом значении изображений на гербе, цвета флага. Знает о том, что государственные символы объединяют людей и служат отличительными знаками.

 

 

2.2. Результаты констатирующего эксперимента

 

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень представлений детей о родном городе. Результаты исследования показали, что для формирования любви к родному городу у ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него положительно-эмоционального отношения к окружающему, знания и представления о родном городе. Результаты проявления любви к родному городу на этом этапе были следующие:

· высокий уровень сформированности представлений о родном городе показал один ребенок (6 %);

· средний уровень 5 детей (27%);

· низкий уровень: 12 детей (67 %), они смогли назвать только страну, город, адрес.

Средний уровень сформированности представлений о родном городе показали: Александр И, Кирилл С, Михаил П, Ирина С, Марина В. Эти дети Называют страну, город, адрес, цвета флага, знают изображение герба. Имеют представления о том, что герб и флаг нужны городу, чтобы объединить людей, живущих в нем.

Низкий уровень сформированности представлений о родном городе показали: Карина К, Жанна С, Василий И., Олеся Г., Софья Т, Ульяна Г., София А., Артем Г., Мария Б., Екатерина В., Виктория А., Руслан Х., Руслан З. Эти дети знают название страны, города, адрес, но не называют цвета флага, не могут их растолковать. Не знают изображений герба города.

Александр И показал высокий уровень сформированности представлений о родном городе.

Результат констатирующего эксперимента в виде диаграммы представлен в (Приложении №1)

Вывод: Нам представляется важным, что результаты оказались неравномерными, что свидетельствует о вероятном отсутствии систематической работы по патриотическому воспитанию и формированию чувства любви к родному городу в средней группе ДОУ Поэтому мы разработали программу «Растим петербуржца».

 


 

Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию любви к родному городу у детей среднего дошкольного возраста в рамках программы «Растим петербуржца»

1.1. Содержание деятельности по реализации программы «Растим петербуржца»

Формирующая работа в рамках программы «Растим петербуржца» и воспитание любви к родному городу у детей средней группы ДОУ обусловлена следующими факторами:

-Применением в детском саду целенаправленной системы патриотического воспитания, обеспечивающей целостное воздействие на ребёнка.

-Грамотностью и эрудицией родителей в данной области.

В период с сентября 2015года по май 2016года мы разработали и попытались реализовать в средней группе ДОУ№142 программу «Растим петербуржца» Приложение №4

Перед нами стояли задачи:

- воспитать у детей бережное отношение к городу, желания узнать свой город, познакомиться ближе с ним;

- воспитать любовь к родному городу;

- сформировать начальные знания о родном городе;

- воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры;

- рассказать о истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательных петербуржцев;

В реализации программы использовались виды деятельности:

· Беседы

· Экскурсии

· НОД

· Продуктивная деятельность

· Музыкальный досуг

 

В сентябре месяце проведены:

Разработка программы

Беседа «Город, в котором я живу», целью которой было познакомить детей с некоторыми сведениями из истории возникновения города;

Экскурсия в библиотеку района, главной идей которой было познакомить детей с некоторыми сведениями из истории возникновения города.

В октябре месяце проведены:

НОД «Невский проспект», основной темой, которой было познакомить детей с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте;

Экскурсия по невскому проспекту проводилась с целью закрепления знаний, полученных на НОД «Невский проспект».

В ноябре месяце проведены:

Беседа «Нева», задачами беседы были познакомить детей с историей возникновения Невы, обсудить значение реки для жителей города, дать представление о разводных мостах.

Экскурсия к берегу Невы проводилась с целью - закрепить знания, полученные на занятия по «Неве» в ДОУ.

В декабре месяце проведены:

Беседа «Город на островах. Васильевский остров», целью беседы было уточнить знания о том, что наш город стоит на островах.

Продуктивная деятельность Лепка "Родной город", задачами для деятельности были развивать представление детей о том, что в нашем городе есть разные дома, улицы, магазины, аптеки, кинотеатры, закреплять приемы лепки (вытягивание, сглаживание).

В январе месяце проведены:

НОД «Подвиг нашего города в дни блокады», цель беседы - формировать представление о героическом блокадном прошлом города.

Продуктивная деятельность (рисование) «Мой город» основными задачами деятельности были: закреплять представление о форме предметов, величине, уточнить представление о родном городе, закреплять цвета и их оттенки.

В феврале месяце проведена:

Беседа «Дворцовая площадь», задачами которой были уточнить знания детей о профессиях петербуржцев, познакомить с памятниками архитектуры, составляющими ансамбль Дворцовой площади.

В марте месяце проведена:

Беседа «Знаменитые петербуржцы» цель, которой была познакомить детей с именами некоторых выдающихся петербуржцев, памятными местами, с ними связанными.

В апреле месяце проведена:

Беседа «Все флаги в гости будут к нам» цель, которой было учить «читать» символы Петербурга (герб и флаг).

В мае месяце проведен:

Музыкальный досуг «День Победы».

Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня представлений детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния развивающей предметно-пространственной среды можно выявить ряд существующих проблем:

· у детей дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;

· дети не понимают значение слова «достопримечательности» и соответственно не могут назвать знаменательные места города;

· дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;

· минимальны познания детей произведений и авторов санкт-петербургских поэтов и писателей.

 

Для того, чтобы начать работу с детьми по формированию любви к родному городу, в первую очередь, мы пополнили развивающую предметно- пространственную среду. В работе с детьми классическим методом для знакомства с объектами города является беседа. По содержанию в основном все беседы носят познавательный характер. Во время беседы каждый раз к нам приходил герой, который рассказывал детям какие-то исторические сведения, с опорой на знания детей. В основном беседы строились на вопросах и ответах, но мы разбавляли это рассматриванием иллюстраций, фотографий, постановкой проблемных ситуаций, для того чтобы детям было более интересно.

Большое значение мы уделяли тематическим экскурсиям. Во время экскурсий, прогулок с детьми мы учили видеть красоту окружающего их природного и предметного мира, бережно к ней относиться. Во время таких экскурсий дети видели жизнь своего города. Экскурсии сочетали с чтением художественной литературы, рассматриванием иллюстраций, фотографий, рассказы с описанием отдельных мест города с целью узнавания. Дети в своих рисунках отображали свои наблюдения и свои отношения к тем объектам, которые они наблюдали. Результатом проведенных экскурсий явились приобретенные знания детей о городе, чувства гордости и уважения за свой город.

Работа с детьми по ознакомлению с городом Санкт-Петербург велась и в совместной деятельности в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно-дидактический материал.

Через настольно-печатные игры мы закрепляли знания детей о городе: «Экскурсия по городу», «Собери герб» (по типу собери из частей целое), «Зажги свою звезду», «Что лишнее», «Узнай предмет», «Узнай и собери», «Что это и откуда», «Прогулка по городу». В конструктивных играх мы закрепляли умения детей используя технические навыки строить разнообразные здания, как по образцу, так и по замыслу. Дети строят новые интересные здания для города: цирк, зоопарк, детский развлекательный центр, планетарий. Близки к конструкторским играм игры и задания по ориентированию в пространстве, целью которых является умение детей ориентироваться по маршруту карты, в определенном помещении.

Актуальна и особенно трудна работа с родителями по вопросам патриотического воспитания, она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом, не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. В нашей группе мы привлекали семьи к работе по воспитанию любви к родному городу, соблюдая особый такта, внимание и чуткость к каждому ребенку. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, мы рекомендовали родителям тематику экскурсий. Итоги таких экскурсий были отображены в фотовыставке которая прошла в группе. Для привлечения родителей к различным совместным мероприятиям мы периодически предлагали совместные домашние задания: выставки совместных детско-родительских рисунков на тему «Город и мы», «Мое любимое место в городе», по которым дети составляли рассказы. (Приложение№5)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: