ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ




Методика «Несуществующее животное»

Для изучения личности старшего школьника вполне можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и ре­зинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мяг­кости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

ИНСТРУКЦИЯ: Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим именем.

 

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок распо­ложен по средней линии стандартного вертикального листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем боль­ше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недоволь­ство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — обратные показатели; неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нереши­тельность, неуверенность, незаинтересованность в своем соци­альном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутвер­ждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (головаили заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осу­ществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размыш­лению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Неред­ки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как - эгоцентризм. На голове расположены детали, соот­ветствующие органам чувств, — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего че­ловеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин — женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы — это также заинтересованность в восхищении ок­ружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по ихсочетанию определяется, предприни­мает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только даст соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «рот» можно оценивать следующим образом. Приотк­рытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и дру­гое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опа­сений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждении или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию у себя и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами), Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчерки­вание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основатель­ность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положе­ния. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединенные совсем. Это характер контроля за своими рассужде­ниями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части — конформность суждений и установок впринятии решений, стацио­нарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей го­ворит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о твор­ческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ, могутбыть функциональные или украшающие. Крылья, дополнитель­ные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе. Самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в боль­шем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соот­ветственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые — демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, ма­нерность.

Хвосты — выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направле­нии хвоста. Вверх — уверенно, положительно, бодро. Хвост же, па­дающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо — по поводу своих действий или поведения, влево — по поводу своих мыслей, решений, пропущен­ного момента, собственной нерешительности.

КОНТУР ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий кон­тура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рису­нок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх — против лю­дей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е, против старших во возрасту, родите­лей, учителей, начальников, руководителей. Направленность защи­ты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — не­дифференцированная опасливость, готовность к защите и самоза­щите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных де­талей: только ли необходимое, чтобы дать представление о живот­ном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных, линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструк­цию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий; при ас­тении — слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), что не анергия, а трепет­ность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность), Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным обра­зом, к чему приказана тревожность,

ТЕМАТИЧЕСКИ животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное — представитель самого рисующего.

УПОДОБЛЕНИЕ ЖИВОТНОГО ЧЕЛОВЕКУ: начиная с поста­новки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одеж­ду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки — свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внут­реннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, на­конец, нежелание подвергаться тестированию. Обратить внимание на акцент сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного — постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов и тело или конечно­сти, рукояток и клавиш, антенн и т. д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количе­ством сочетающихся в фигуре элементом. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего жи­вотного.

НАЗВАНИЕ может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты сло­вообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое — рацио­нальность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе — демонстративность {разума, эрудиции). Встречаются на­звания поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пуэыриес»), характеризующие соответ­ствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия име­ют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаше всего защитного порядка) выражается непо­мерно длинным названием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: