Тема 1.1. Категории композиции, композиционные законы, основы построения фотоснимка.




Фотокомпозиция.

Вопросы:

1) Понятие композиции в фотографии.

2) Понятие картинной плоскости и кадра в фотографии.

3) Изобразительные средства фотографии: точка съемки и расстояние от объекта съемки. Планы изображения.

4) Точка съемки и ее высота. Ракурс в фотографии.

5) Точка съемки и ее направление.

 

1.Слово «композиция » произошло от латинского «сочинение, составление, расположение» и означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Задача создать «гармоничное целое» непростая. Здесь требуется чувство меры и хороший вкус, понимание основ психологического восприятия зрительных образов, богатый личный эмоциональный опыт. Однако правила фотокомпозиции помогают «выстраивать» кадр в любой ситуации и любому «пользователю» фотоаппарата.

Когда фотография только родилась (а открытие фотографии относиться к 1939 году), она имела документальный характер, так как в начале восхищала поклонников именно фиксацией окружающего мира и людей. Этот период продлился недолго, так как фотохудожники стали искать самые разнообразные пути и средства для достижения художественности. Сначала творческий процесс был перенесен в лабораторию (сложные способы печати и обработки: бромойль, озобром). Умением не копировать, а изображать фотохудожники учились у живописцев. Так как фотография в раннюю пору не имела своих традиций, то многое было позаимствовано из живописи. Не редко на фотографию сказывалось прямое влияние моды в живописи, так например, импрессионистское направление. С помощью мягкого оптического рисунка фотографы стремились достичь поэтичности пейзажных снимков, обобщенности и образности портретов. Но такое подражание было не всегда. Понятие композиции в живописи первым ввел Леон Батиста Альберти в 1436 году. В фотографии первым применял законы композиции Дагер, так как имел художественное образование. Существуют разные точки зрения на композицию фотоснимка. Одни считают, что надо строго соблюдать правила композиции, другие наоборот, предлагают их игнорировать. Но большинство фотографов относятся к композиционным законам более прагматично и считают, что если их усвоить и разумно применять, то можно получить хорошие фотоснимки. Приступая к знакомству с правилами фотокомпозиции, необходимо помнить, что сами по себе они не гарантируют успеха. Иногда сознательное нарушении этих правил может усилить воздействие фотоснимка на зрителя.

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения, т.е. имеется главное и второстепенное.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли, она служит средством для выражения авторской мысли. Смысл композиции состоит в том, чтобы рассматривание снимка, с одно стороны, доставляло эстетическое удовольствие, с другой стороны – не требовало особых усилий. Глаз зрителя легко отвлекается, и задача фотографа – помешать этому.

Фотокомпозиция строить с помощью средств:

- изобразительные средства фотографии (выбор точки съемки, ракурс, выделение главного, передача глубины пространства, лаконизм композиции, ритмическая основа композиции);

- выразительные средства фотографии.

Элементы композиции - это признаки составляющие основу композиции, которые можно измерить глазом. Ими являются:

- форма;

- цвет;

- объём;

- фактура;

- свет и тень;

- глубина и перспектива (линейная, воздушная);

- точка съемки или ракурс;

- планы;

- формат или тип кадра.

 

2. Фотограф или художник создает изображение на определенной картинной плоскости. У фотографа картинной плоскостью является прямоугольник видоискателя, в пределах которого он будет «рисовать» и компоновать элементы композиции.

Работа по компоновки кадра начитается с определения границ кадра, т.е. фотографу надо ориентироваться с каким типом кадра он работает.

Картинная плоскость – это ограниченное пространство с изображением чего-либо и ограниченное границами кадра. Кадр (поле кадра, кадровое пространство) – (с фр. рамка) это ограниченное изображение, заключение некоторого пространства.

Кадр фотографический — единичное фотографическое изображение объекта съёмки. Границы кадра устанавливаются кадрированием на этапах съёмки, обработки и печати.

Кадрирование – это процесс установления определённых границ кадра, а также уточнение этих границ, обрезание краевых участков изображения, за счет чего исключается из сферы внимания зрителя то, что попало в кадр случайно, например детали и подробности, не существенные для раскрытия содержания и общего рисунка изображения.

Формат кадра — размеры единичного изображения на фотоматериале, определяющиеся конструкцией фотоаппарата или оборудования и соответствующие размерам кадрового окна аппарата.

Формат кадра прежде всего выбирается в зависимости от содержания и творческого замысла фотографа. Имеет значение и изобразительная трактовка, которую автор хочет придать снимаемому материалу. Важной стороной творческого процесса является не только разработка сюжета, но своеобразие найденного рисунка изображения. И здесь большое значение имеет характер самого снимаемого объекта, его пропорции, соотношение отдельных его частей, их положение в пространстве. С нахождения границ кадра, выбора фрагмента пространства, которое должно быть зафиксировано на снимке, по существу и начинается композиционное построение фотографической картины.

Когда выполняется кадрирование, где границы кадра как бы повторяют естественные границы самого объекта, что приводит к образованию законченной, уложенной композиции, которую принято называть «замкнутой». Главные линии замкнутой композиции как бы замыкаются в самой картинной плоскости, не выходя за ее пределы.

Кадр может быть вертикальным, горизонтальным или квадратным. Формат кадра зависит от основополагающей линии: вертикальной или горизонтальной.

Квадратный кадр – это равенство всех линий, которые придают устойчивость кадру.

Вертикальный кадр изображения чаще подсказывается пропорциями выбранного для съемки объекта (высокое архитектурное соображение, человек в полный рост). Конечно некоторые сюжеты могут быть вписаны и в горизонтальный кадр, но нередко этот формат оказывается принудительным: угол поля зрения объектива захватывает слишком большое пространство в горизонтальном направлении, и тогда в обилии второстепенного материала теряется главный объект изображения, а одновременно утрачивается и эффект его высоты.

К вертикальному формату часто прибегают при съемке ростового, поколенного, поясного портрета, а также бюстового, а также и крупных планов.

Горизонтальный формат кадра используется при съемки объектов, имеющих значительную протяженность по горизонтали при их относительно небольшой высоте. Такой объект хорошо вписывается в картинную плоскость данного формата, изображаемое пространство и пространство картинной плоскости в этом случае увязываются друг с другом.

Помимо основополагающей линии на формат кадра влияет и другие нюансы при фотосъемки. Как правило, в кадре в направлении происходящего в нем движения либо поворота, жеста, взгляда человека в снимках портретного жанра оставляется некоторое свободное пространство. Это пространство как бы оставляет место для развития, продолжения движения. Поэтому построение динамичного снимка с учетом найденной закономерности очень важно для придания ему живости, подвижности. Даже значительные пространства, оставленные в кадре по направлению движения или взгляда человека в портрете не вызывают ощущения просчета, незаполненной пустоты и не нарушают равновесия композиционного рисунка.

Неприятное ощущение вызывает такой обрез изображения, когда граница возникает непосредственно перед движущимся объектом: она словно становится препятствием на пути развивающегося движения. При этом движение как бы тормозится и теряет динамику. Таким же композиционным диссонансом оказывается свободное пространство, оставленное позади движущегося объекта. Зритель оценивает его как случайное в снимке, ничем не оправданное.

Если у автора есть иной изобразительный замысел, существующие закономерности могут быть нарушены.

 

3. Системы изобразительных средств фотографии многообразны. К основным изобразительным средствам фотографии относятся выбор точки съемки и ракурса, выделение главного, передача глубины пространства, лаконизм композиции, ритмическая основа композиции. Известно, что общая композиция кадра во многом зависит от точки зрения на объект, от места установки фотоаппарата, т.е. от точки съемки. Именно точка съемки определяет размещение в кадре элементов композиции, и их взаимосвязи, проекцию на определенные участки фона.

 

Положение всякой точки в пространстве определяется тремя координатами:

1) удаленность от снимаемого объекта;

2) высота установки фотоаппарата;

3) направление съемки.

Приближение точки съемки или удаление от снимаемого объекта дает прежде всего возможность изменить масштаб изображения. Чем ближе к объекту съемки, тем крупнее его изображение на снимке. Таким образом выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, зависит от желаемой крупности изображения, или, крупности плана. Приближая или удаляя аппарат от объекта съемки определяется пространство, охватываемое углом зрения объектива. С точки съемки начинается формирование кадра, закладываются основы будущего композиционного рисунка снимка.

Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы. Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображены фигуры, предметы, происходящие действия.

Общим планом называют кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительное пространство и показывающий объект съемки в целом. Ясно и четко показывая общее и целое, такой снимок не в состоянии передать частное и детали, зачастую важные и интересны.

Средний пла н показывает объект с наиболее близкого расстояния, в более крупом масштабе. Приближая зрителя к происходящему и способен привлечь внимание к конкретному человеку или определенному моменту действия. Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурой одного человека или нескольких людей. Но в то же время здесь достаточно места для того, чтобы можно было ввести в композицию детали фона и предметы обстановки. У планов различной крупности нет жестких границ. Поэтому ля плана конкретной крупности масштаб изображения не является строго постоянной величиной.

Крупный план всегда ограничивает малые пространства и чаще всего связан с портретной съемкой или с натюрмортом. Позволяет показывать лицо со всем богатством и многообразием мимики через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, душевный мир человека. При этом ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, но это не значит, что отсутствует динамика в кадре.

При съемки предельно малого пространства, когда в кадре остается только отдельный элемент объекта съемки, фрагмент, получается сверхкрупный план.

Наиболее распространенной ошибкой при выборе крупности плана является неоправданное применение слишком удаленных точек съемки. При этом изображение объекта съемки получается в мелком масштабе, что ведет к утрате композиционной формы снимка.

Часто фотографы совмещают в одном кадре планы различной крупности. Например, человек, главный объект изображения находится вблизи от точки съемки. Он изображен на снимке средним, и иногда и крупным планом, а за ним виден широкий общий план места действия.

 

4. По высоте точки съемки подразделяются на:

- нормальные;

- низкие;

- высокие.

Если съемка проводится фотоаппаратом, установленным по высоте на уровне глаз человека, то считается что это нормальная точки съемки. Точки съемки, расположенные ниже нормальной, называются низкими, а выше нормальной – высокими. Однако это принятое деление очень условное и зависит во многом от размеров снимаемого объекта, его удаленности от фотографа и места расположения. Если небольшой объект съемки находится близко к фотоаппарату и расположен ниже фотоаппарата, то съемка с уровня глаз будет практически съемкой с высокой точки. При этом если объект будет более крупным а расстояние останется тоже, то это уже будет съемка с низкой точки съемки. Точка съемки по высоте зависит не только от высоты расположения фотоаппарата, но и от его положения относительно объекта, от направления съемки.

При съемки с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Даже невысокие предметы переднего плана оказываются на снимке с крупными сооружениями дальнего плана на одной высоте или проецируется на фон неба. Съемка с низкой точки несет в себе большие выразительные возможности.

Можно придать высоту чему-либо или динамику, а также освободить кадр от пестрого загруженного деталями фона.

При съемки с высокой точки фигуры и предметы проецируются на фон земли, выглядят как бы прижатыми к земле, потерявшими свою высоту. Они способствуют выразительному показу широты пространства и выявлению расположения фигуры и предметов на этом пространстве.

Высокие и низкие точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, должны выбираться исходя из содержания снимка и идей автора.

Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу – ракурс.

Ракурс – (фр. укороченный. сокращенный) это перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве. Ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укорочением вертикальных линий. Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разность расстояний от объектива фотоаппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. Когда фотоаппарат находится на значительном расстоянии от объекта съемки, расстояние от него до верхней точки объекта и до нижней точки примерно одинаковы. Съемка с такой точки дает правильно, не искаженное изображение объекта. Если аппарат поместить близко, то искажение будет тем больше, чем больше разность расстояний. Ракурсом можно подчеркнуть высоту, грандиозность и т.д.

 

5. Третьей координатой, определяющей точку съемки в пространстве, является направление, с которого ведется съемки.

При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция, т.е. объект занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только с одной своей стороны. При фронтальной композиции часто на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере объемная форма. В результате изображение выглядит плоским (если нормальна точка съемки). Фронтальная композиция устойчивая, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Композиционный прием здесь не выделяет в картине какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит в целом. При фронтальной композиции кадра возникает общая статичность изображения, монументальность, спокойствие и строгость в трактовке темы. Такой прием редко применяется при съемки динамичных сюжетов, больше подходит для съемки пейзажа и архитектуры. Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.

При смещении точки съемки от центрального положения становится видимой вторая сторона объекта. Это усиливает эффект объемности, пространственности изображения. Эффект становиться тем большим, чем дальше отнесена точка съемки от центрального положения. Положение между фронтальной и диагональной точкой съемки, называется боковой точкой съемки.

Компоненты кадра иначе распределяются на картиной плоскости и по-разному воспринимаются зрителем; равнозначность частей композиции, характерная для симметричного рисунка кадра, теряется, и это дает возможность создания акцентов на тех фигурах и предметах, которые автор считает важными, значительными, помогающими восприятию смысла происходящего. Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя. В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

Дальнейшее смещение точки съемки от ее центрального положения приводит к образованию диагональной композиции кадра. Она имеет сугубо подчеркнутую направленность; главные линии образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Применятся для создания динамичных композиций. Если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласуется с этим направлением: объект движется вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.

 

 

Литература:

Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» 1988г. М.: Высшая школа

Мусорин, Привалов «Фотография» 2003г. М.: Владос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: