Методика «Учебная деятельность»
Направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого
Инструкция
Детям говорится: «Сейчас мы будем рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды крестиков, кружочков и квадратиков. Вы будете соединять крестики и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:
1) два крестика, два квадрата или квадрат с крестиком можно соединять только через кружок;
2) линия узора должна идти только вперёд;
3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.
Посмотрите на листочке, как можно соединить крестики и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два крестика, крестик с квадратом, два квадрата, квадрат с крестиком».
В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребёнку, в чём тот ошибся.
После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать сами. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибётесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора.
|
Материал для диктантов предлагают следующий:
Диктант для первой серии
Соедините крестик с квадратом, квадрат с крестиком, два крестика, Крестик с квадратом, два квадрата, квадрат с крестиком, крестик с квадратом, два квадрата, квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом.
Диктант для второй серии
Соедините квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом, два квадрата, два квадрата, квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом, квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом.
Диктант для третьей серии
Соедините два квадрата, квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом, два квадрата, квадрат с крестиком, крестик с квадратом, квадрат с крестиком, два крестика, крестик с квадратом, квадрат с крестиком, два крестика.
Ошибки могут быть двух типов. Первый может быть связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединений, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счёт нарушения правил: соединения фигур, минуя кружок, разрывы между соединениями, соединения фигур, находящихся одна под другой.
Количественная оценка результатов
Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом, а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон соединения).
Все остальные ошибки не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов. Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии — 24, а за выполнение всего задания — 72.