Законодательство о выборах в Государственную думу РФ




Содержание

 

1.Законодательство о выборах в Государственную Думу РФ

. Гражданское общество в России

Список использованной литературы

 


Законодательство о выборах в Государственную думу РФ

 

Существуют следующие виды избирательных систем:

. Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» - большинство).

Согласно правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей. Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.). Существует три модификации мажоритарной избирательной системы:

· Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

· В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

· По правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.).

Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. В РФ применяется при принятии Федеральных конституционных законов (одобрен большинством не менее 1/2 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы)

.Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем, чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. В РФ при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей. Применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

. Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы - 5 лет.

Нормы, регулирующие порядок осуществления агитационной деятельности, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Объединяющим же их началом служит специализация правового регулирования вопроса предвыборной агитации, требующая интеграции различных по своему характеру отраслевых юридических норм в обеспечении надлежащих условий для реализации конституционных прав граждан на получение и распространение информации о выборах и их участниках. Вместе с тем доминирующая роль в механизме правового регулирования отношений по поводу предвыборной агитации принадлежит именно нормам избирательного права. Обусловлено это, прежде всего тем, что именно электорально-правовые нормы устанавливают принципы избирательного права - основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, которые и задают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений.

Таким образом, специфика феномена предвыборной агитации, ее конкретное содержание определяют и круг норм, регулирующих отношения в данной области: являясь неотъемлемой частью избирательного процесса, предвыборная агитация находится при этом на стыке нескольких отраслей права: информационного, права массовой информации, нормы которых зачастую конкурируют между собой. Так, из ст. 71 Конституции РФ следует что регулирование и защита прав (в том числе и права на предвыборную агитацию) и свобод человека находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем из содержания ст. 72 Основного закона следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и субъектов. Таким образом, из текста конституционных норм следует, что защита прав и свобод человека и гражданина находится одновременно как в исключительном ведении Федерации, так и в совместном ведении с субъектами. При этом Конституция не устанавливает четких критериев, позволяющих определить, какие именно полномочия субъекты Российской Федерации имеют в данной сфере. В качестве примера этому может служить действующий Федеральных закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который по сравнению со всеми предыдущими электоральными гарантийными законами во многом отступает от принципа минимального рамочного регулирования. Заложенная в нем формула «основные гарантии в одном рамочном законе - дополнительные гарантии во всех остальных законах», как показывает практика, неэффективна. Практически все электоральные законы субъектов, да и федеральные законы тоже, являются «актами-копиями» данного документа, а какие-либо серьезные дополнительные гарантии в них не устанавливаются.

Основные признаки предвыборной агитации, которые отражают ее наиболее существенные свойства:

прежде всего, срок - определенная продолжительность времени, в течение которой та или иная информационная деятельность квалифицируется как законная предвыборная агитация. Как и всякая сознательная деятельность человека, предвыборная агитация содержит в себе все основные элементы такой деятельности:

цели, которые в самом общем виде направлены на формирование определенной политической поведенческой установки в сознании избирателей;

субъекты, реализующие поставленную цель, - участники избирательного процесса;

объект, на который воздействуют субъекты, - сознание избирателей;

и, наконец, средства, при помощи которых объективируются заданные цели, - законные формы и методы проведения предвыборной агитации.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав» не устанавливаются обязательность предоставления бесплатной печатной площади, а также минимальные объемы предоставляемой бесплатной печатной площади государственными и муниципальными периодическими печатными изданиями. Это, безусловно, значительно снижает гарантии реализации прав кандидатов, избирательных объединений и может в ряде случаев привести к зависимостипобеды на выборах от их финансовых возможностей. В свою очередь, при проведении федеральных выборов законодатель закрепил предоставление бесплатной печатной площади кандидатам и избирательным объединениям, но даже в федеральных законах устанавливаются разные объемы предоставляемой печатной площади.

Так, например, в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что общероссийские государственные периодические печатные издания предоставляют бесплатно не менее пяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания, а в Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы» установлено, что общероссийские и региональные государственные периодические печатные издания предоставляют бесплатно не менее десяти процентовбесплатной печатной площади от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.

Такие различия в законодательном регулировании предоставляемых объемов даже на федеральном уровне могут привести к отсутствию единообразного регулирования данного вопроса в субъектах РФ, что уменьшает возможность закрепления реальных гарантий реализации избирательных прав кандидатов и избирательных объединений.

В законодательстве определено, что в случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня. Однако эта норма не учитывает порядок предоставления эфирного времени кандидатам, баллотирующимся на выборах одного уровня, проходящим одновременно на одной и той же территории, например, на должность главы муниципального образования и в депутаты представительного органа этого же муниципального образования.

В законодательстве определено, что в случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в государственных и муниципальных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня. Однако эта норма не учитывает порядок предоставления эфирного времени кандидатам, баллотирующимся на выборах одного уровня, проходящим одновременно на одной и той же территории, например, на должность главы муниципального образования и в депутаты представительного органа этого же муниципального образования.

Срок полномочий участковых комиссий начинается с установленного законом момента их формирования (например, участковые комиссии по выборам депутатов Государственной Думы должны быть сформированы не позднее чем за 28 дней до дня голосования) и заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позже одного месяца со дня голосования. Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов бывает гораздо быстрее, поэтому и сроки полномочий комиссий обычно короче максимально допустимых. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения окончательного решения по жалобе.

Суды соответствующего уровня должны принять жалобу на нарушение избирательных прав граждан РФ для ее разрешения по существу в сроки, установленные законодательством. Соблюдение данных сроков способствует планомерному ходу избирательной кампании, своевременному устранению в ней конфликтных ситуаций.

Если обжалуются результаты выборов, то жалоба на нарушение избирательных прав граждан, их права на участие в референдуме, допущенное в ходе избирательной кампании (кампании референдума), может быть подана в суд в течение одного года со дня опубликования итогов соответствующих выборов (референдума). По истечении этого срока жалоба судебному рассмотрению не подлежит. Таким образом, установленный срок способствует стабильности выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Поскольку избирательная кампания ограничена жесткими временными рамками, предусмотрены довольно сжатые сроки разрешения жалоб. Так, по заявлениям, поступившим в ходе избирательной кампании, подготовки референдума, решение должно быть принято в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования и следующий за ним - немедленно. Законодатель установил правило, согласно которому в случае, когда содержащиеся в жалобе факты требуют дополнительной проверки, решения по ним должны приниматься не позднее чем в 10-дневный срок. В этой связи нельзя не отметить, что жалоба, поступившая, в частности, к концу дня голосования и содержащая сведения о грубых злоупотреблениях одного из кандидатов, например, о подкупе избирателей, не может быть в полном объеме рассмотрена немедленно, в том числе и по организационным причинам.

Суду, чтобы вынести обоснованное решение, потребуется тщательная проверка фактов, приведенных заявителем. В то же время кандидат, неправомерные действия которого обжалуются, может оказаться избранным, а в ходе проверки выяснится, что волеизъявление избирателей по его вине было существенно искажено.

Тогда решение о его избрании подлежит отмене, а результаты выборов следует признать недействительными. В этой связи необходимо отметить, что законодательство о выборах устанавливает предельные сроки для принятия соответствующей комиссией решения об определении результатов выборов, которые в определенной мере (частично) учитывают вышеуказанный временной аспект.

Так, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепляет, что окружная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня голосования определяет результаты выборов (п. 1 ст. 83). Хотя указанный пятидневный срок только наполовину покрывает предельный 10-дневный срок для возможной дополнительной проверки изложенных в жалобе фактов, это, однако, не исключает возможность предпринять необходимые меры с целью принятия решения по существу жалобы.

Жалобу на состоявшееся решение суд обязан рассмотреть по существу и прийти к обоснованному выводу не позднее чем в двухмесячный срок со дня ее подачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: