Традиционное ремесло Дымковская игрушка




Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России, и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами.

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины. [3]

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. [4]

Сохранился традиционный процесс изготовления дымковской игрушки, включающий в себя лепку из красной глины, сушку, обжиг, побелку, роспись темперными красками и украшение сусальным золотом. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только руку автора, но его внутренний мир, эмоциональный настрой. [5]

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки. [3]

В XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. В слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

Дымковская игрушка – явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого. [4]

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности. Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Дымковская игрушка в начале XXI века – явление сложное и многогранное. Тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость в цвете, тщательная проработка в деталях и орнаментах характерна для произведений современных мастериц. Эту игрушку с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении ХХ века постоянно изменялась и развивалась.

Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.

Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения.

Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, - это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование). [6]

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. [3]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: