Литература 234
Рассматриваются региональные объекты хозяйствования и управления, а также социально-экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях, районах, краях, областях и республиках. Определенное место в книге отведено теориям размещения регионального производства, организации и задачам регионального управления, регулированию региональных пропорций. Показаны факторы, обеспечивающие конкурентоспособность регионов.
Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов,слушателей школ бизнеса, руководителей регионов, предприятий и организаций, специалистов, занимающихся проблемами региональной экономики и управления.
ISBN 5-238-00415-Х © А.И. Гаврилов, 2002 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА,2002
ВВЕДЕНИЕ
Есть области знаний и жизненный опыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферам относятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь эко-
номика — наука эмпирическая, непосредственно связанная с практикой, Каждый человек повседневно сталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы — активные участники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полное представление о том, чем является экономика в действительности.
Как наука экономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использовать ограни-
ченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резерни. Подобно всем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не может быт* национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание — накопляемой.
|
Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества, подверженным воздейст-
вию традиций, национального менталитета, политических институтов и пристрастий. Поэтому инструментарий экономиста имеет национальную специфику. Наука формируется примерно так же,
как строится здание, фундаментом которого служит микроэкономика. Великие экономисты прошлого создали теорию — микроэкономику, которая изучает отношения между предпринимателями
и наемными работниками, продавцами и покупателями. Отправляясь от аксиом, экономическая наука формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда и капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для
бизнесмена. Вместе с тем группы предприятий и отрасли государства тоже работают в соответствии с какими-то правилами, подчиняются действию определенных экономических законов, которые изучает экономическая теория.
В XVIII—XIX вв. была создана классическая экономическая теория. Она отвечала потребностям развития индустриального общества, основанного на частной собственности и свободе эко-
номического выбора. Ее основоположником считается Адам Смит, значение учения которого подобно изобретению колеса; «колесо» национального хозяйства «вращает» сложные системы взаи-
мозависимых отраслей, формирует мировое хозяйство. Между тем в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты начинают интересоваться вопросами общего порядка, совокупного спроса, денежного обращения. Нельзя не вспомнить в этой связи о Леоне Вальрасе, создателе теории общего экономического равновесия.
|
XX век явился в истории экономической мысли этапом макроэкономики. Большая система — это не только множество малых подсистем (фирм и отраслей), но уже и новое качество. Ее действиями управляют иные механизмы. Макросистема не может быть описана категориями микроэкономики (ценой, прибылью, конкуренцией и др.). Здесь необходимы новые макропоказатели, новые методики и инструменты.
Обычно экономику относят к наукам гуманитарным. Это неверно и спорно. Сегодня экономики без математики просто не существует. Что касается макроэкономики, то она специально
изучает количественные и пространственные соотношения с помощью формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Западные экономисты в основном математически формализуют свои идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, уравнение Фишера, парадокс Леонтьева и т.п.
Есть еще одна сфера человеческого знания, с которой у экономики обнаружилось совпадение интересов и методов анализа: это психология — социальная и личностная. Появившись на свет
в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался в ткань экономики. Великое открытие XIX в. — рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом взаимопроникновения этих наук. Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д. Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной политики, опирается на нее.
|
Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции и понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы предви-
деть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих региональных структур или правительств.
Подводя итог сказанному, отметим, что экономика — это наука об общих законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и во взаимосвязях с
внешней средой. Однако кроме понятия экономики как науки существует понятие «конкретная экономика», или «реальная экономика», которая может быть представлена различными уровнями хозяйствования: общегосударственным, региональным, корпораций, предприятий, организаций и т.д. С этими понятиями и категориями| нам и предстоит ознакомиться в предлагаемом вашему вниманию пособии.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов
Понятие национальная экономика введено в научный оборот в XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель —Густав Шмоллер (1838—1917) сформулировал «генетический подход» к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже ан-
тропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на «экономическую психологию» того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и
другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.
Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864—1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды «Протестантская этика и дух капитализма» и «Экономическая этика мировых религий» снискали мировую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах: мистическом, призывающем к уходу от мира, к пассивному созерцанию событий, общению с Богом, и аскетически активном самоограничении, направленном на преобразование мира в соответствии с заветами Его. В мировых религиях присутствуют оба начала, однако в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве — религии первых американских переселенцев и европейских (британских) предпринимателей XVIII в. Он становится символом рационального поведения, формирует «дух капитализма». Согласно религиозному учению Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Предпринимательство получало тем самым нематериальный стимул активной деятельности.
Русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) в основу своего учения о путях национального ведения хозяйства заложил следующие начала:
• предпочтение соборности, общности личной свободе,
• отказ от корыстолюбия и предпринимательского отношения к природе;
• отчуждение от матери-земли.
С. Булгаков исследовал историческое значение церковного раскола, считая его аналогом протестантского движения, свойственного раннему капитализму в Европе. О национальном он гово-
рил, что «... национализм есть форма человеческого единства, которая не только соединяет, но и разъединяет. И национальное мессианство слишком легко переходит в национальную исключи-
тельностью. Российское православие несло в себе глубокое нравственное чувство, но мало способствовало воспитанию характера, активного отношения к жизни. «Благовест плыл над Нижним Новгородом!» (М. Горький). Немалую роль здесь сыграли и потеря церковью (еще со времен Бориса Годунова), независимости, ее подчинение властям, повлекшие за собой потерю доверия прихожан.Еще одним энциклопедически образованным представителем исторической школы является немецкий экономист, социолог и философ Вернер Зомбарт (1863—1941). Он предложил типизацию экономи- ческих систем и периодизацию экономической истории, основываясь на следующих постулатах:
• исходным является «жизнь духа», которая определяет национальный образ мыслей и активность тех интеллектуальных компонентов, которые отвечают за хозяйственную ориентацию;
• психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода и такое, свойственное в первую очередь американцам качество, как способность после провала начать все с нуля.
В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на «завоевателей», «организаторов» и «торговцев». Каждому виду соответствуют характерные черты: уверенность в себе, настойчивость и воля за-
метны у первых; умение соединять людей в трудовом процессе —вторых; способность завоевать доверие и расположить к себе, побуждая людей к покупкам, — у третьих. Ученый связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью.
б
Ьогатство фактического материала, поражающая интуиция и блестящее перо В. Зомбарта до сих пор привлекают внимание читателей. В то же время у него встречаются спорные идеи. Размышляя над будущим «социальным плюрализмом», т.е. естественной множественностью вариантов социального развития, он вместе с тем настаивает на необходимости государственного
контроля и планирования индустриального прогресса. Идеал для Германии состоит, по его мнению, в системе государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта «Герои и торговцы», где торговцам — англосаксам противостояла героическая германская нация.
Институциональное направление в общественной науке, родиной которого являются США, разделяет по сути дела многофакторный подход исторической школы. Институционалисты
считают экономику сердцевиной многообразных общественных процессов и институтов (государственных форм, законодательства, политических организаций, обычаев, образа мыслей и психологического склада). Но все же большая часть ученых-экономистов прошлого и настоящего пропагандирует рыночные начала в организации экономики и воспевает те или иные принципы,
присущие различным типам рыночной экономики и придающие определенную специфику организации воспроизводственных процессов в разных странах.
Говоря о реальной экономике, мы прямо или косвенно подразумеваем организованный способ ведения процессов воспроизводства отношений, материальных благ (товаров, услуг) на территориях стран, регионов, корпораций и т.д. Характер организации воспроизводственных процессов зависит от ряда факторов и в первую очередь от специфики территорий, национальных особенностей, обеспеченности ресурсами, что предопределяет специфику ведения хозяйства и разнообразие типов рыноч-
ных экономик.
С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сфор-
мулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1.1).
1 - производство, 2 - распределение,
3 - перераспределение, 4 - обмен, 5 - потребление
Рис. 1.1. Сфера национальной экономики
1.2. Понятия «регион», «экономический район»
Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей
ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий. В связи с этим не-
обходимы:
• учет местных ресурсов и специфики при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;
• опора на экономическое состояние и уровень развития муниципальных образований и регионов;
• страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная организация управления и принятие решений местными органами власти и управления. Проблемы совершенствования управления социально-эконо-
мическим потенциалом в целях ускорения социально-экономического развития регионов, муниципальных образований в процессе регионального воспроизводства в условиях децентрализации — тема новая, мало изученная в отечественной науке и практике.
Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального
воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются
недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными — в практической деятельности.
В их числе:
• эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;
• соотношение местных, региональных и федеральных интересов;
• формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;
• инвестиционная политика;
• управление имуществом при различных формах собственности;
• повышение эффективности использования местных ресурсов;
• интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.
Что касается вопросов отработки методики оценки влияния специфики территориальной организации и развитости социально-экономического потенциала на финансово-экономическое со-
стояние муниципальных образований и регионов, выработки инновационных подходов в управлении экономическим развитием с учетом объективных внешних и внутренних факторов, то они на
сегодня остаются на уровне дискуссий.
К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, от-
носится явная недооценка территориального (регионального) факмедленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Фе-
дерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.
Исключительная важность действительно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формирова-
нием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.
В данном курсе нам предстоит изучить две главные проблемы регионального развития:
1) формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона;
2) региональное управление (политическое, экономическое, социальное, экологическое) в новых условиях.
Такое изучение предполагает региональный анализ всех факторов и явлений, воздействующих на региональное развитие: исторических, природно-ресурсных, этнических, религиозных, экологических, политических, а также внутрирегиональных и межрегиональных связей. Мы обратимся к научным методикам, использующим управленческие и юридические науки, экономи-
ческую историю, экономическую и социальную географию, демографию, социологию, статистику, религиоведение, этнографию, экологию и т.д.
Рассматривая методологические аспекты, важно определиться с понятийным инструментарием, и в первую очередь с понятием «регион». Дело в том, что и в нашей, и в зарубежной научной ли
тературе нет четкого определения данного понятия, что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях в России и за рубежом.
В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями «регион» и «район» ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.
Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие «регион» по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий «регион» и «район», американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании «Все возможные миры» пишут: «Обычно под словом «регион» понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами
Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово «регион», или «район», применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся пецифической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории». В работах американских ученых, впрочем, как и в отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия «район». Так, профессор Гарвардского университета Грае писал: «Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную исто-
рию. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей»1.
На запрос подкомитета по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, были получены следующие ответы:
— Чикагский университет, профессор В. Джонс: «Район —это территория, внутри которой имеется однородность в одном или нескольких отношениях».
— Северная Каролина, профессор Вуфтер: «Район — это территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической и социальной структуры».
— Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: «Район — это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном и
культурном) ландшафте».
Еще один ученый из Чикаго — Р. Платт сказал, что понятие «район» — это «территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования».
На основании полученных суждений, а также исходя из собственных взглядов Комитет по районированию дал такое толкование: «Под районом вообще следует понимать территорию, ха-рактеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах)»1.
Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин, не раз подчеркивали, что при выделении районов США сами американцы обращали
внимание на разнообразие физико-географических условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также на экономические и социальные различия. Региональное самосознание американцев — это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопоставление себя жителям других регионов, у ко-
торых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие экономические и социальные, а нередко и иные политиконациональные интересы.
С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время «рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран»2.
Кстати, Э. Куклински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. «Регионы, которые — благодаря сво-
ей более высокой конкурентоспособности — могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети»3.
Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Вели-
кобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались «региональные идеи» в Европе. 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различными территорией, политико-администра1 Бутов В. И. Основы регионоведения. — Ростов на Дону, 1998.
1 Бутов В. И. Цит. произв. 2 Там.оке. 3 Там же.
тивным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации — стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран. Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к признанию регионализма не только в Европейском союзе, но и за его пределами.
В Декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».
В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.
Понятию «регион» уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия «регион» являются:
• географические (расположение, величина территории и количество населения);
• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
• социологические (нормы общения, поведения).
Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.
Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов.
В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.
Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
• системообразующая база;
• системообслуживающий комплекс;
• экология;
• население;
• инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть на-
селения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.
Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.
Регион — это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политикоадминистративных органов управления.
Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделя-
ют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.
Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропор-
циональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества
людей с определенными традициями и образом жизни.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами
хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция — специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.
Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции меж-
отраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального
хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
• индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
• индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
• общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административнотерриториальным делением страны
И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует цело-
стность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей — торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают оп-
ределенной пространственной и временнбй устойчивостью.
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и от-
ветственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Выделим еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической литературе, посвященной региональным проблемам. Рассмотрим такой термин, как «национально-террито-
риальное устройство». В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания националь-
но-территориальным образованиям элементов государственности.
Непосредственно с регионом связано и другое понятие — «территориальная организация общества». В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориаль-
ного разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды;
региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.
Можно выделить и такое понятие, как «региональное разделение труда» — специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.
Необходимо иметь представление и о следующих терминах.
Промышленный узел — группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспо-
могательные объекты и сооружения.
Агломерация — территориально-хозяйственное сочетание, которое:
• возникает на базе крупного города (нескольких городов) и • создает значительную зону урбанизации;
• отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
• оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
• показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.
Территориально-производственный комплекс (ТИК) — значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологиче-
скую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.
Межотраслевой территориальный комплекс — интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.
Экономический район — целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в
системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию «регион».
Экономические зоны — группы укрупненных районов, выдляемые по ряду признаков, (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.
2. ТИПЫИ ВИДЫЭКОНОМИК. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫИ ИХ СУЩНОСТЬ
2.1. Экономическая система и ее элементы
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой эконо-
мическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
Элементы экономической системы. Основными элементами экономической системы являются:
• социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
• организационные формы хозяйственной деятельности;
• хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;
• конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная эконо-
мика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-ко-'
мандная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Рыночная экономика со свободной конкуренцией (чистый капитализм). Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое-существование в конце XIX — в первых десятилетиях'XX в. (в разных странах по-разному), однако очень многие ее элементы вошли в современную рыночную систему.