Какие другие работы Фидия вам известны?




 

Афина (Афина Паллада) – в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Среди наиболее известных изображений Афины – скульптурная группа «Афина и Марсий» (Мирон), колоссальные статуи «Афина Промахос» и «Афина Парфенос» на афинском Акрополе (Фидий; не сохранились) – все 5 века до н.э. [5, С. 64].

Мифы говорят о том, что богиня Афина была рождена самим Зевсом. Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Мойры, богини судьбы открыли ему эту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду, проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада [1, С. 25].

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину Палладу. А проглоченная мать ее, Метида, будучи бессмертной, так и осталась жить в голове Зевса, давая советы и помогая править миром.

Афина покровительствует героям Греции, дает им мудрые советы и помогает во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. А девушки Греции особо чтут Афину за ее покровительство в рукоделии.

Родившись из головы Зевса, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять.

И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Она научила дев вытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами. Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелей и художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти. И все они, ткачихи, скорняки, сапожники, плотники, художники и многие другие, кто стал создавать все нужное для людей и кормиться от рук своих, славили Афину, называя ее Работницей.

Особым покровительством Афины пользовался главный город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием, ибо она дала им масличное дерево [2, С. 76].

В древние времена внутри Парфенона стояла десятиметровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении. В правой руке Афина держала двухметровую скульптуру богини Победы Ники. Памятник имел деревянный каркас, обнаженные части статуи Афины и целиком скульптура Ники были исполнены из слоновой кости, а одеяние и шлем Афины – из съемных листов чеканного золота (отсюда и название статуи хрисоэлефантинная, т.е. сделанная из золота и слоновой кости).

В первые годы византийского периода памятник бесследно исчез. Сведения, которые имеются сегодня, почерпнуты из произведений древних авторов и из подробных описаний Павсания, знаменитого греческого путешественника II века. Ценным источником информации об утраченной статуе послужили также найденные копии, важнейшая из которых – Варвакиос Афина.

Богиня мудрости и справедливой войны, представленная великим скульптором Фидием в полном вооружении, держала, как убеждают ее изображения на монетах, копье и щит. Голову ее покрывал высокий шлем, украшенный сфинксом и грифонами, на плечи была наброшена свисавшая на грудь эгида – оружие Афины с головой горгоны Медузы в центре. От названия этого грозного оружия Афины – эгиды, при взгляде на которую каждый противник Афины, по мифу, обращался в камень, и сохранилось в современном языке выражение «под эгидой». У ног Афины сидела сова – символ мудрости, а слева змей – олицетворение древнейшего божества Аттики, бога Эрехфея. Выражение лица богини, если верить римским копиям, поражало мудростью, торжественностью и спокойствием. Слегка склонив голову, она смотрела на раскинувшийся у подножия Акрополя город, выбравший ее своей покровительницей. Величественно ниспадали складки ее одежд. Строго вертикальные, четкие, они, как и в других статуях, напоминали желобки стройных колонн. Образ воплощал в себе глубокую идею: в мифологическом, культовом произведении, отлитом из захваченного у персов оружия, нашло выражение живое, реальное напоминание о победе над огромной персидской деспотией.

Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н.э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно» [7, С. 112].

Большинство работ Фидия не сохранились, о них можно судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной.

Фидий (р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Фидий – один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470–450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями [7].

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой – трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос).

Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447–438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов).

Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, – в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму.

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, – и в первой четверти 4 в. до н.э.

 

 


Список литературы

 

1. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: [Текст] / Н.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 2005. – 370 с.

2. Колобова, К.М. Древний город Афины и его памятники: [Текст] / К.М. Колобова. – СПб.: Нева, 2001. – 250 с.

3. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 605 с.

4. Лурье, С.А. История Греции: [Текст] / С.А. Лурье. – СПб: Изд-во Санкт – Петербургского унив-та, 2003. – 430 с.

5. Любимов, Л. Искусство древнего мира: [Текст] / Л. Любимов. – М.: Просвещение, 2000. – 385 с.

6. Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры [Текст]: Учебное пособие для вузов / А.Н. Маркова. – М.: Высш. шк, 2005. – 540 с.

7. Соколов, Г.И. Акрополь в Афинах: [Текст] / Г.И. Соколов. – М.: Амфора, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: