Доводы из единогласного мнения сподвижников Посланника Аллаха




Послание, подготовленное по книгам ученых, подробно разъясняющее хукм оставившего обязательную молитву, и опровержение доводов противоположной стороны.

Вступление

Воистину, мы восхваляем Аллаха, Господа Миров, прибегаем к Нему за помощью, просим у Него прощения, и прибегаем к Нему за убежищем от наших грехов и зла наших душ. Воистину, кого Аллах наставил – того никто не собьет, а кого Аллах сбил, того никто не наставит. Мы свидетельствуем, что воистину, нет никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, посланный перед Судным Днем с мечём, до тех пор, пока не будет поклонение принадлежать Одному лишь Аллаху, а затем:

Это послание, ин ша Аллах, станет хорошим разъяснением, по теме, вокруг которой множество споров, различных мнений, обсуждений, обвинений, и неудивительно, что простой мусульманин может запутаться во всем этом. Поэтому мы решили осветить эту тему – «Хукм оставившего намаз», простым языком, так, чтобы это было, понятно простым людям, и четко структурировать нашу работу, чтобы не было путаницы и один раздел не заходил в другой.

Если кто-то спросит – в чем цель написания подобного послания, ведь на эту тему сказано уже достаточно много?
Ответ: цель – опираясь на Коран, Сунну, в понимании саляфов этой Уммы и тех, кто последовал за ними – разъяснить этот важный вопрос, чтобы вероубеждение людей было соответствующим Корану и Сунне, за которыми обязан следовать каждый.
И следование за Кораном и Сунной – это причина успеха и причина победы, поэтому обязательно следование за Кораном и Сунной в понимании праведных сподвижников во всех вопросах, и не отклоняться от этого в пользу страстей, традиций, неподкрепленных мнений и тому подобного.
Более того, этот раздел – отклонение в нем представляет опасность тем, что именно через него пытаются воздействовать на мусульман мурджииты, которые заблудились сами и вводят в заблуждение других.
И мурджиизм – одно из самых опасных заблуждений, от которого предостерегали праведные предшественники, поэтому обязательно нам знать их заблуждения и остерегаться их.

В данном исследовании мы опирались на книги праведных ученых, и не писали ничего от себя,
лишь передавая аргументы людей знания. Мы использовали написанные в этом разделе
книги имама Ахмада, имама аль Марвази, шейх-уль-Ислама Ибн аль Каййима аль Джаузи,
и также многие книги, написанные в вопросах Имана у Ахлю-Сунна уаль-Джамаа, и работы требующих знаний об этом вопросе, да воздаст им благом Всевышний Аллах.

Мы разделили книгу на две части – первая часть будет посвящена доводам из Корана, Сунны,
и иджма (единогласного мнения), вторая – опровержению доводов противоречащей стороны,
и также сделали небольшие примечания в конце.
Просим Всевышнего Аллаха, Свят Он и Велик, принести пользу в будущей жизни нам, и всем мусульманам, посредством этой работы, и защитить нас от заблуждений, и даровать нам райские сады. Амин!

ЧАСТЬ 1.
ДОВОДЫДОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕВЕРИЕ ОСТАВЛЯЮЩЕГО НАМАЗ

Доводы из Корана

Первый довод
Слова Всевышнего Аллаха: «Неужели Мы мусульман приравняем к преступникам? Что с вами? Как вы судите? Или у вас есть Писание, из которого вы узнали, что там у вас будет все, что вы выберете? Или у вас есть Наши клятвы, которые сохранятся до Дня воскресения, о том, что у вас будет все, что вы присудите? Спроси их, кто из них поручается за это? Или у них есть сотоварищи? Пусть же они приведут своих сотоварищей, если они говорят правду! В тот день, когда обнажится Голень Аллаха, их призовут сделать земной поклон, но они не смогут сделать этого. Их взоры потупятся, и унижение покроет их. А ведь их призывали сделать земной поклон, когда они пребывали во здравии» (Аль-Колям, 35-43)

Сказал имам Ибн аль Каййим аль Джаузи: «Суть доказательства из аята — то, что воистину Он, Свят Он и Велик, поведал, что Он неприравняет мусульман к преступникам, и что это не подобает Его Мудрости, и Его Решению. Затем упомянул Он положение преступников, которые на противоположной стороне от мусульман, и сказал: » В тот день, когда обнажится Голень Аллаха..» – воистину, они будут призваны к земному поклону своему Господу, Благороден Он и Велик, и будет поставлено препятствие между ими и между Ним, и не смогут они сделать земной поклон вместе с мусульманами, будучи наказанными за то, что они оставляли земной поклон Ему вместе с молящимися в этом мире. И это доказывает то, что они вместе с кафирами и мунафиками, чьи спины станут как бока коров. И если бы они (оставившие молитву) были бы вместе с мусульманами, то воистину, было бы дано им разрешение сделать земной поклон, как было дано мусульманам» («Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 27-28)

Второй довод
Слова Всевышнего Аллаха: «Выстаивайте молитву, выплачивайте закят, и подчиняйтесь Посланнику – быть может, вы будете помилованы» (Ан-Нур, 56)

Сказал имам Ибн аль Каййим аль Джаузи: «Суть доказательства в том, что воистину Он, Пречист Он, связал достижение Его Милости для них с выполнением этих вещей, и если бы оставление ими молитвы не делало бы обязательным их такфир и вечное нахождение в Огне, то они непременно были бы помилованными и без выполнения молитвы, и Всевышний Господь дал им надежду на Милость только лишь в случае выполнения молитвы» («Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 28)

Третий довод
Слова Всевышнего: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они встретят «гоййя», кроме тех, которые раскаялись, уверовали и совершали праведные деяния. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо» (Марьям, 59-60)

Сказал АбдуЛлах Ибн Масуд в тафсире этого аята: «Это река в Аду, мерзкого вкуса и очень глубокая»

В этом аяте доказательство на то, что воистину тот, кто оставляет молитву, не является верующим, и основа в отрицании качества от описываемого им — это полное отрицание, кроме того, когда придет доказательство, что подразумеваемое под отрицанием – частичное отрицание этого качества.
В данном аяте ставится условие для вхождения в Рай для того, кто оставил намаз и стал потакать страстям
– раскаяться, уверовать, и совершать праведные деяния. И необходимость уверовать подразумевает то, что в предыдущем состоянии Иман от него отрицался.

Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Если бы был оставивший молитву верующим, то не было бы обусловлено для его таубы уверовать» («Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 29)

Четвертый довод
Слова Всевышнего: «Если же они раскаются, будут совершать молитву, и выплачивать закят – то они станут вашими братьями по вере» (Ат-Тауба, 11)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «Связал Всевышний Аллах их братство с верующими с выполнением молитвы, и если они не будут ее делать, то не будут братьями для верующих и не будут верующими, по причине слов Всевышнего Аллаха: «Воистину, лишь верующие – братья» (аль-Хаджарат, 10) («Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 29-30)

И некоторые имамы сказали, что под их совершением молитвы и выплачиванием закята подразумевается убеждение в их обязательности, однако это неправильно, поскольку если человек покается от ширка и неверия, и признает обязатльность молитвы и закята, но не признает обязательность всего остального – то он не станет братом по вере, а останется кафиром.

Сказал имам Ибн Батта: «Если какой-то человек уверовал во все, с чем пришли Посланники, кроме какой-то одной вещи и он отверг эту вещь, то он считается кафиром у всех ученых мусульман» (Аль-Ибана, 211)

Более того, покаяние от ширка и неверия обязательно уже включает в себя признание и веру во все то, с чем пришел Посланник, поэтому такое понимание неправильно.

Поэтому, для братства в религии после ширка Всевышний Аллах поставил три условия:
1. Покаяние от ширка
2. Выстаивание молитвы
3. Выплачивание закята

И что касается выплачивания закята, то пришли другие доказательства[1], которые указывают на то, что это не будет неверием, поэтому выплачивание закята здесь не будет непременным условием действительности веры, в отличие от таубы от неверия и многобожия, и выстаивания молитвы.

Пятый довод
Слова Всевышнего Аллаха: «Он не посчитал правдой и не совершал намаз. Напротив, он счел ложью и отвернулся» (Аль-Кыяма, 31-32)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «И так как является Ислам считанием истиной повествования (Корана и Сунны) и подчинением приказам – сделал Он, Пречист Он, для него две противоположности – это отсутствие считания истиной и отсутствие молитвы, и противопоставил считанию истиной – считание ложью, а молитве – отворачивание, и сказал: «Напротив, он счел ложью и отвернулся». И как является посчитавший ложью кафиром, так и отвернувшийся от молиты будет кафиром, и как уходил Ислам со считанием ложью, точно также уходит с отворачиванием от молитвы» (см.»Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 30)

И также подобный довод привел шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, см. «Маджмуа аль фатауа», 7-142.

Сказал имам-саляф аль-Марвази, аргументируя этим аятом на куфр оставившего молитву: «Не добавил Всевышний Аллах к подтверждению сердцем что либо, кроме молитвы» (см. «Тазыму кодри ас-соля», 1-129)

Шестой довод
Слова Всевышнего Аллаха: «Выстаивайте молитву и не будьте из числа многобожников» (Сура ар-Рум, 31)

Сказал имам аль-Марвази: «И разъяснил Всевышний, что воистину, признак бытия многобожником – это оставление намаза» (см. «Тазыму кодри ас-соля», 2-1005)

Аргументировали ученые также и другими аятами, однако аргументация ими менее ясная, либо ее можно оспорить, поэтому мы опустим их, и будем ссылаться только на ясные доводы.

Доводы из Сунны

Первый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и между многобожием и неверием оставление намаза» (Муслим, 82, Абу Дауд, 4678, Тирмизи, 2618, Ахмад, 14989, Ибн Хиббан, 1453, Табарани, 799, Бейхакы, 3-366, и другие, и его иснад достоверен)

«Он ясен в том, что оставивший намаз – кафир, поскольку привязка многобожия к неверию дает сильнейшее усиление на то, что он кафир» (см. «Адвауль-баян», 4-311)

Провел Посланник Аллаха ясную границу между Исламом и неверием, и это – оставление молитвы, и кто выполняет намаз – тот муслим, а кто оставляет его, то он – неверный.

Второй довод
Сказал Посланник Аллаха: «Завет между нами и ими – молитва, и кто оставил ее, тот стал кафиром» (Ан-Насаи, 463, Тирмизи, 2621, Ибн Маджа, 1079, Ибн Хиббан, 1454, Ахмад, 5-355, и другие, и иснад его сахих)

Сказал хафиз аль-Ираки в шархе этого хадиса: «Воистину, местоимение «ими» возвращается к неверным и мунафикам, и смысл его – между мусульманами, и неверными и лицемерами оставление молитвы» («Торху ат-тасриб шарх ат такриб», 2-145)

«Завет который между нами и кафирами, то есть: разделяющая вещь, которая между нами и ими – это молитва, и кто оставил ее, стал кафиром, стал из них, а не из нас» (см. «Шарх рияд ас-солихин», 1-68)

«И этот хадис и тот что до него (первый довод) – очевиднейшее доказательство на куфр оставившего молитву» (см. «Сабилю ан-наджати фи баяни хукми тарики ас-соляти», 26)

Третий довод
Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и иманом и куфром – молитва, и кто оставил ее – тот сделал многобожие» (Лялякаи, 1521, хадис достоверным)

Суть доказательства им такая же, как и у предыдущих хадисов.

Четвертый довод
Передали имамы Бухари, Муслим, и другие, что когда Посланник Аллаха внезапно нападал на селение, перед наступлением молитвы фаджр, если он слышал азан, то он воздерживался от нападения, а если не слышал, то внезапно нападал на них. (Бухари, 610, Муслим, 382, и другие)

Суть доказательства этим хадисом: то, что отсутствие азана – указание на отсутствие молитвы, а отсутствие молитвы — доказательство на то, что воистину это деревня многобожников.

Пятый довод
Передал имам Ан-Насаи и другие от Михджана, что был он в маджлисе с Посланником Аллаха, и был дан азан на молитву, и поднялся Посланник Аллаха и провел молитву, затем вернулся, а Михджан был там же, и не молился с ним. И сказал ему Посланник Аллаха: «Что удержало тебя от того, чтобы помолиться с людьми? Ты что, не мужчина-мусульманин?» И ответил он: «Да, о Посланник Аллаха, однако я молился со своей семьей». Сказал Посланник Аллаха: «Если пришел, то молись с людьми, даже если ты уже молился» (Ан-Насаи, 930, Малик, 298, Хаким, 1-244, Абдур-Раззак, 3932, и другие, хадис достоверный)

Сказал имам-саляф Ибн Абдуль Барр: «И в этом – а Аллах знает лучше – доказательство на то, что тот, кто не молится – тот не мусульманин» (см. «Ат-Тамхид», 4-224)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «И сделал Посланник Аллаха различением между муслимом и кафиром молитву, и как будто ты находишь подразумеваемым в словах этого хадисе – «Воистину, если бы ты был муслимом – то молился бы» (см. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 36)

И в этом хадисе есть передатчик по имени Буср, и в нем есть разногласие, однако Ибн Хаджар аль-Аскалани назвал его правдивым, и признали этот хадис достоверным, однако даже если предположить, что он недостоверен, то это далеко не единственный ясный довод в этом вопросе.

Шестой довод
Cказал Посланни Аллаха: «Для того, кто соблюдает молитву, она станет светом, доказательством и спасением от Огня в День Воскресения. А для того, кто не соблюдает ее, не будет ни света, ни доказательства, ни спасения от Огня, и в День Воскресения он будет воскрешен вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеем ибн Халяфом» (Дарими, 2721, Ибн Хиббан, 1467, Ахмад, 6576, Тахауи, 3181, Табарани 1767, хадис хасан)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «Воистину, он выделил их в упоминании лишь потому, что они из глав куфра. И в этом чудесная тонкость — то, что оставивший укреплять молитву делает это по четырем причинам – либо занимают его деньги, либо власть, либо высокое положение, либо торговля, и тот, кого от молитвы удерживает его богатство, то он будет с Каруном. Тот, кого удерживает от молитвы его власть, будет с Фараоном. Тот, кто оставляет молитву из-за своего высокого чина, будет с Хаманом. И тот, кого от молитвы удерживает его торговля, будет с Убеем ибн Халяфом». (См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 33)

Некоторые имамы ответили на аргументацию этим хадисом тем, что он будет с ними не вечно, однако, а Аллах знает лучше, более верным является мнение Ибн аль Каййима, поскольку спасение от Огня в хадисе отрицается полностью, и пока нет доказательства, что это временное отрицание спасения, то не возможно отклонить хадис от очевидного смысла.

И этот хадис – яснейшее доказательство на куфр оставившего молитву, поскольку отрицание света, доказательства, и спасения, и их бытие вместе с Фараоном, Хаманом, Каруном, и Убеем ибн Холяфом в День Воскресенья – яснейшее доказательство на куфр.

Седьмой довод
Сказал Посланника Аллаха: «Головой всему является Ислам, его опора — молитва, а вершина его — джихад на пути Аллаха» (Тирмизи, 2616, Насаи, 11394, и другие, имам Тирмизи, имам Ибн аль Каййим и другие назвали его достоверным)

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «Не знаешь ли ты, что шалаш, когда упадет его опора – то упадет и сам шалаш, и не принесет пользы ни веревка, ни колышки, а когда стоит опора шалаша, то принесут ему пользу и веревка, и колышки?» (см. «Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 16)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства в том, что воистину, Посланник Аллаха рассказал, что молитва в Исламе в статусе опоры, на которой держится шатер, и как падает шатер при падении опоры, также и уходит Ислам при уходе молитвы» (См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 34)

Восьмой довод
Сказал Посланник Аллаха: «Тот, кто молится нашу молитву, и обращается к нашей кибле, и ест зарезанное нами мясо – тот муслим, которому безопасность от Аллаха, и безопасность от Его Посланника, так не нарушайте же безопасность от Аллаха» (Бухари, 378, Ан-Насаи, 2030, и др)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «Суть доказательства будет с двух сторон. Первое: то что воистину он сделал его муслимом только при наличие этих трех, и не будет он муслимом без них. Второе: то, что воистину он, когда молится в сторону запада, не будет муслимом, до тех пор, пока не будет молиться в сторону киблы мусульман, так что же говорить, если он вообще оставит молитву?!» (См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 35)

Подразумеваемое под «..ест зарезанное нами мясо..» – запрещение запретного, и разрешение разрешенного.
И согласно этому, данный хадис пригоден для того, чтобы аргументировать им в данном разделе.

Девятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Первое что вы потеряете из вашей религии – это амана, а последнее, что останется из вашей религии- это молитва» (Табарани, 8699, Бейхакы, 5283, и др, и он достоверный по сумме всех свидетельств)

Сказал имам Ахмад Бин Ханбаль: «И наша молитва – это конец нашей религии, и это первое за что мы будем спрошены в завтрашнем дне из наших дел, и нет Ислама и религии после ухода молитвы, и если стала молитва последним, что уйдет из Ислама, то каждая вещь, у которой уходит последняя ее часть – ушла полностью» (см.»Рисаляту ас-соля» имама Ахмада, 1-39)

Десятый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Воистину, моя Умма в День Воскресенья будет созвана по звезде на лице и круглым кольцам на ногах и руках от следов вуду, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» (Бухари, 136, Муслим, 246, и др.)

Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: «Воистину, будет звезда и кольца только для тех, кто делал омовение и молился, и засияло его лицо от вуду, и засияли его ноги и руки от вуду, и молился он со звездой и кольцами. Кто же не делал вуду, и не молился, не было у него звезды и колец, и не будет у него особенности мусульман, которая как герб для Пророка.., и не будет такой из Уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» (см. «Маджмуа аль фатауа», 35-107)

Одиннадцатый довод
Сказал Посланник Аллаха: «Первое за что будет рассчитан раб в День Воскресения – это молитва, и если она была годной, то будут годными все его деяния, а если она была негодной, то будут негодными все его деяния» (Табарани, 1859,)

Пришло в другом варианте хадиса: «Если она будет годной, то он преуспел, а если негодной, то он потерпел неудачу и убыток» (Табарани, 3872, Тирмизи, 378, Ан-Насаи, 461,)

Сказал имам Ибн аль Каййим: «Если бы принималось от оставившего молитву что-либо из благих дел, то не был бы он (назван) в числе потерпевших неудачу и убыток» (См. «Ас-Соляту уа хукму тарикиха», 23)

Двенадцатый довод
Хадис о заступничестве, где пришло среди рассказа о событиях Судного Дня: «..До тех пор, пока Аллах не захочет Милости тому, кому пожелает из Людей Огня, и прикажет ангелам вывести из Огня тех, кто поклонялся Аллаху, и не придавал ему ничего в соучастники, и выведут они их, и узнают их по следам от суджуда, и запретил Аллах Огню есть следы суджуда, и они выведут их из Огня, и узнают по следам суджуда, и всего сына Адама сьест Огонь, кроме следа от земного поклона, и выведут их из огня, и сгорели они.. и затем завершит Аллах суд между рабами» (Бухари, 764, Муслим, 267)

И из этого хадиса ясно, что последний, кто выйдет из Огня по заступничеству – это люди со следами суджуда, делавшие молитву, а кто не совершал ее – останется в Огне навечно.

Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия приведя часть этого хадиса: «И тот, кто не будет из людей суджуда Единственному достойному поклонения, Прощающему, Любящему, Обладателю Великого Трона – сьест его всего Огонь» (см. «Маджмуа аль фатауа», 35-117)

И более подробно, инша Аллах, придет обьяснение этого во второй части работы, в разделе обьяснения хадиса заступничества.

Тринадцатый довод
Аcар от Джабира Ибн Абдуллаха, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, иснад его – хасан)

И как сказали ученые по основам фикха, слова сподвижника «..во времена Посланника Аллаха» – это указание на икрар (признание Посланника Аллаха), и являются Сунной, и это – ясное свидетельство в нашем вопросе.

Сказал аш-Шаукани: «Если говорит сподвижник:»делали мы во времена Посланника Аллаха то-то и то-то», то сказали аль-Амиди, Ибн Хаджиб, Ас-Сафи аль-Хинди, что большинство ученых по усулю на том, что это довод, и суть этого в том, что это передано как действия их джамаата вместе с признанием Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (См. «Иршадуль фухуль», 1-165)

И невозможно такое, чтобы сподвижники во времена Посланниа Аллаха считали оставление молитвы куфром, а хукмом Шариата было отсутствие куфра, и Посланник Аллаха никак не поправил своих сахабов!

Более того, это включает в себя единогласное мнение сподвижников, ведь если они считали так во время Посланника Аллаха, то тем более, после его смерти они не вводили никаких нововведений! И подкрепляют это другие асары от сподвижников, которые придут ниже, и то, что никто из сподвижников не противоречил в этом вопросе.

И есть еще много доводов из Сунны, которыми аргументировали ученые, однако их указание на куфр оставившего молитву либо косвенное, либо его можно оспорить, поэтому мы не будем удлиннять работу с этой стороны, и думаем, что уже приведенного будет вполне достаточно. И перейдем к следующей части – а это единогласное мнение сподвижников.

Доводы из единогласного мнения сподвижников Посланника Аллаха

3.1 Необходимость следования за сподвижниками в их понимании религии
Сказал Аллах: «Первые опередившие, из числа мухаджиров и ансаров, и те, кто искренне последовали за ними — Аллах доволен ими, и они довольны Им. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Тауба, 100)

И Аллах в аяте связал свое довольство со следованием по пути сподвижников.

Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Разделится моя Умма на 73 течения, из них 72 в Огне, а одно – в Раю». Сподвижники спросили: «Кто же они?». Пророк ответил: «Те, кто на том, на чем я и мои сподвижники» (Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479.)

И сподвижники – это люди, кто взяли религию непосредственно от Пророка, и они были лучшим поколением.

Аш-Шаби сказал: «Бери то, что рассказали тебе от сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своем мнении, помочись!»
(‘Абдур-Раззакъ 11/256).

Саид ибн Джубайр сказал: «То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии». (См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.)

Имам аль-Ауза’и сказал: «Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием». (См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420).

И вышеприведенного, ин ша Аллах, хватит для разьяснения важности следования по пути сподвижников, и оставления противоречия им.

3.2 Единогласное мнение сподвижников Посланника Аллаха в вопросе оставления молитвы
Сказал Абу Хурейра: “Сподвижники Мухаммада не считали какую-либо вещь из деяний, чье оставление будет неверием, кроме как молитву.” (Хаким 1/12)

Все передатчики этого асара достоверны, кроме Джарири, о котором разногласили по причине того, что он запутался. И отрицал имам Ахмад то, что он запутался, а другие имамы говорили, что все-таки он запутался. И возможно это более правильное мнение.

Однако: является утвержденным, что передатчик этого асара Башар ибн Муфаддаль слышал от Джарири до того, как он запутался.

Сказал Хафиз ибн Хаджар: “Не передал Бухари из хадисов Джарири ничего, кроме как от Абдуль-Аля, Абдуль-Уариса и Башара ибн Муфаддаля, и они слышали от Джарири до того, как он запутался». (Худа ас-Сари 406).

И поэтому является асар достоверным сам по себе. И также он подкрепляется асаром Джабира, асаром Хасана аль Басри и Абдуллаха ибн Шакыка:
Сказал Джабир Ибн Абдуллах, когда было спрошено у него: «Что разделяло у вас между куфром и иманом из деяний во времена Посланника Аллаха?», и он ответил: «Молитва». (См. «Тазыму кодри ас-соля», 893, иснад его – хасан,)

Сказал Хасан Аль Басри из числа больших табиинов: «Дошло до меня, что сподвижники Посланника Аллаха говорили: «Между рабом и тем, чтобы он совершил многобожие и впал в неверие — оставление молитвы без причины» (Халяль, 1372, Ибн Батта, 877, Лялякаи, 1539)

Его иснад достоверный до Хасана, и это аль-Басри, и известно, что Хасан встречался и слышал от большого множества сахабов.

Сказал Абдуллах ибн Шакик, из числа больших табиинов: «Не считали сподвижники Посланника Аллаха что либо из дел, оставление чего будет куфром, кроме как молитву» см. «Сахих таргиб ва тархиб», 1\227, иснад сахих

Это ясный текст, подтверждающий единогласное мнение сподвижников в этом вопросе, который нельзя истолковать никак иначе.

В самом деле, если истолковать его, как оставление, не веря в его обязательность – то получится ересь, поскольку оставление любого из пяти столпов и других утвержденных обязательств, отрицая обязательность этого – неверие по единогласному мнению, и приписывать сподвижникам такой мазхаб, что они считали, что оставление например закята, отрицая его обязательность – не является куфром – это ересь и заблуждение.

А если кто-то скажет: «Почему бы нам тоже не отнести это иджма на малый куфр (куфр дуна куфр)?»

Ответ: это отвергаемое толкование, потому что есть множество деяний, оставление которых будет куфр дуна куфр (малое неверие), помимо молитвы. И если отнести этот асар к малому неверию, то получится ложный смысл, будто бы сподвижники не видели ни одного деяния, чье оставление было бы малым неверием, кроме молитвы.

И так поняли это иджма ученые, и никто из них не говорил, что сахабы имели ввиду малый куфр.

Сказал имам Аш-Шаукани, процитировав слова Ибн Шакика: «И очевидно из этого, что на этом были все сподвижники « (см. «Нейл альАутор», 2-16)

Сказал Мубаракфури: “Это слово АбдуЛлаха ибн Шакыка своим очевидным смыслом указывает на то, что сподвиники Посланника Аллаха были убеждены в том, что оставление молитвы – куфр. И очевидно из формы предложения, что это слово было тем, на котором собрались все сподвижники.” (Тухфатуль Ахузи” 7/370)

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия: «Воистину, на то, что куфр оставляющего молитву — большой куфр — есть иджма (единогласное мнение) сахабов!» (см. «Шарх Аль Умда», 2/75)

И данный асар – ясный в нашем вопросе, и не опровергается ничем, напротив, его подкрепляют другие сообщения от сподвижников Посланника Аллаха.
а) Асар Умара Ибн аль Хаттаба
Передал Сулейман бин Ясар, что когда смертельно ранили Умара ибн аль-Хаттаба, а затем, когда пришло время намаза, он сказал: «Нету доли в Исламе тому, кто оставил намаз» или как в другой передаче: «Нет Ислама для того, кто оставил намаз» (см. Малик, 1/39; Ибн Аби Шейба, 11/25; Байхаки, 1/367; Даракутни 2/52; Абдурразак, 5010; Найсабури, «аль-Икна», 2/690, и его иснад достоверный)

Сказал имам Ибн аль Каййим, передав этот асар: «Сказал это Умар в присутствие сподвижников, и никто выразил этому порицание. И предшествовало подобное этому от Абдуррахмана Ибн Ауфа, и Абу Хурейры, и не известно противоречие им в этом от сподвижников!» (см. «Ас Соляту уа хукму таркиха», 50)

Сказал также Умар ибн аль Хаттаб с минбара: «Нет Ислама у того, кто не совершает молитву» (Маруази, 930, 931, иснад достоверный)

б) Асар Абдуллаха Ибн Масуда
Сказал АбдуЛлах Ибн Мас’уд: «Кто не молится, то нет для него религии» (Ибн Аби Шейба, 30388, Марвази, 938, Халяль, 1387, Табарани, 8942, и другие)

в) Асар Али Ибн Аби Толиба
Сказал Али Ибн Аби Толиб: «Тот, кто не совершает молитву – тот кафир» (Ибн Аби Шейба, 20427, Марвази, 933, Халяль, 1393, и другие)

И в иснаде этого асара есть неизвестный передатчик – Макаль аль-Хасами, и хотя сказал о нем Ибн Хиббан, что он достоверен, но имам Ибн Хиббан известен легким подходом к удостовериванию неизвестных передатчиков, поэтому более правильное мнение, что он неизвестный.

Однако на этот асар есть другой асар, который является свидетельствущим за него, и усиливающим его, а это асар Али через другую цепочку, который передал Аль Марвази, что сказал Али: «Кто оставил одну молитву преднамеренно, то он непричастен к Аллаху, и Аллах непричастен к нему» («Тазыму кодри ас-Соля», 2-934)

И этот иснад слабый, поскольку в нем есть передатчики которые допускали ошибки, однако вместе с тем он не очень слабый, так как там нет очень слабых передатчкиков. Поэтому он является усиливающим вариантом. И также для этого асара есть второе подкрепляющее свидетельство у Ибн Аби Шейбы, 30427.

г) Асар АбдуЛлаха Ибн Аббаса
Передано от Ибн Аббаса, что он сказал: «Кто оставил молитву, тот стал кафиром» (Аль-Марвази, 939)

И в этом хадисе есть 2 проблемы в иснаде – во первых, передатчик Яхья Ибн Абдуль Хамид – хафиз, однако он был обвинен в воровстве хадисов, во-вторых, передатчик Шарик Коды – правдив, однако много ошибался. И это делает иснад слабым, однако у него есть усиливающие варианты.

Передано от Ибн Аббаса, что он сказал: «Узлов ислама и столпов религии, на которых он возведен — три. И тот, кто оставляет один из них становится неверующим, и его кровь является дозволенной, и это свидетельство, обязательная молитва, и пост в Рамадан» (передал Абу Яла, 2349, Табарани, 12-174, и другие)

И в его иснаде есть слабость, а это передатчик Умар ибн Малик, в котором есть разногласие. И многие имамы сказали, что иснад этого хадиса хасан, и в любом случае, он является хорошим усиливающим свидетельством для первого асара.
Окончательно же закрепляет мазхаб Ибн Аббаса в этом вопросе то, что он присутствовал при смерти Умара ибн Аль Хаттаба, когда тот сказал о куфре оставляющего намаз, и никак не возразил на это, как и другие сподвижники.

д) Асар Абу Ад-Дарда
Сказал сподвижник Абу Ад-Дарда: «Нет Имана у того, у кого нет молитвы» (Марвази, 945, Халяль, 1384, Лялякаи, 1536, и другие)

е) Асар Саида Ибн Имара
Сказал сподвижник Саид Ибн Имара: «Воистину, нет молитвы у того, у кого нет омовения, и нет имана у того, у кого нет молитвы» (Халяль, 1397, Марвази, 903, 904, Табарани, 5459, и др)

ж) Асар Джабира ибн Абдуллаха
Спросили у Джабира Ибн Абдуллаха: «Что между рабом и куфром?» Он ответил: «Оставление молитвы» (Марвази, 947)

з) Асар Биляля
Увидел муаззин Пророка Биляль, да будет им доволен Аллах, человека, который молился, не выдерживая земной и поясной поклоны столько, сколько надо чтобы они были действительными (т.е. молился их очень быстро), и сказал: «О молящийся, если ты умрешь сейчас, то умрешь не на религии Исы ибн Марьяма, мир ему и его матери» (Ибн Аби Шейба, 1/259, Халяль, 394, Табарани, 1085, и другие)

Сказал имам Аль Хейсами: «Все его передатчики достоверные» (см. «Маджмуа аз-заваид», 2-121)

И в нем – ясное указание на такфир оставившего молитву, поскольку религия Исы, мир ему – единобожие, как и у всех Пророков.

и) Асар Хузейфы ибн Йамана
Увидел Хузейфа, да будет доволен им Аллах, мужчину, который молился очень быстро, и спросил: «Сколько лет ты так молишься?» Он ответил: «40 лет». Сказал Хузейфа: «Ты не молился 40 лет, и если бы ты умер так, то умер бы не на фитре Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует» (Ан-Насаи, 608, асар сахих)

Пришло в другом варианте: «..то ты умер бы не на пути Мухаммада» (Ахмад, 23408, иснад достоверный)

Мазхаб табиинов

Передал имам аль-Марвази от Аюба Ас-Сахтияни, табиина, что тот сказал: «Оставление намаза куфр, и нет в этом разногласий» см. «Тазыму кодри соля», 2/925, иснад достоверный

Сказал Махкуль: «Кто намеренно оставил предписанную молитву, то спала с него безопасность от Аллаха, а с кого спала безопасность от Аллаха, тот кафир» (см. Ибн Аби Шейба, 30429, сказал шейх Мариби: «Его иснад хасан»)

Сказал Нафии, воспитанник Абдуллаха Ибн Умара, когда спросили у него: «Человек признает то, что ниспослал Всевышний Аллах, и то, что разьяснил Его Посланник, затем говорит: «Я оставлю ее, и я признаю, что она – истина от Всевышнего Аллаха». Ответил он: «Это кафир!», и выдернул свою руку от спрашивающего, разозлившись. (Маруази, 977 иснад хороший)

И в заключение этого раздела приведем еще два слова от ученых

Сказал имам Мухаммад ибн Наср аль Маруази: «Упомянули мы сообщения от Посланника Аллаха о тех, кто оставляет намаз, что такой кафир, и то, что такой выходит из религии, и то, что пришло от Посланника Аллаха убийство тех, кто не делает намаз (т.е. по приговору суда и т.д.), потом пришло от сподвижников тоже самое, и не пришло ни от одного из них противоречия этому!» см. «Таъзым кодри Салят» 2\925

Сказал хафиз Ибн Батта: «И эти асары, сообщения, и Сунны от Посланника Аллаха, а также сподвижников и табиинов — все это указывет разумным людям, и тем, у кого в сердце есть хоть немного стыда, на неверие оставляющего намаз, и также отрицающего фарды, и вывождение его из религии» см. «АльИбана АльКубра», 3\418

И также отметим, что из имамов четырех мазхабов это мнение Ахмада, а также Шафии и Малика в одной из передач от них (из более достоверной передачи от них). А что же касается мнение Абу Ханифы то скоре всего не достоверна от него, Аллаху аълям, по любому на это мнения нельзя даже оборачиваться ибо оно противоречат иджме сахабов, а противоречие иджме сахабов это куфр.

ЧАСТЬ 2:
ДОВОДЫТЕХ, КТО СЧИТАЕТ ЧТО ВООБЩЕ НЕ СОВЕРШАЮЩИЙ НАМАЗ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕРНЫМ, И ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЕ.

Примечание: ответ на доводы оппонентов взят из книг ученых, которые исследовали этот вопрос, и не является с нашей стороны проявлением иджтихада, а лишь изложением доводов в более кратком и упрощенном для простого мусульманина виде.

Первый довод
Слова Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает придавание Ему сотоварищей, но прощает всё, что кроме этого (меньше этого – дуна залика), кому пожелает» (Ан-Ниса, 48)
Говорят аргументирующие этим аятом: слово «дуна залика — кроме этого» – в него входит и оставление намаза, поскольку оно не является ширком.

Ответ на это:
1. Во-первых, оставление намаза названо ширком в достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Посланник Аллаха: «Между рабом и иманом, и куфром – молитва – и кто оставил ее – тот сделал многобожие» (Лялякаи, 1521, хадис достоверным)

2. Во-вторых – именно такое понимание слов «дуна залика» как «кроме этого» неправильное, потому что Всевышний Аллах не прощает также и куфр (неверие), поэтому будет правильным понимание этих слов как «меньше этого».
Смысл слова «дуна залика» – не то, что все, что кроме ширка, по доказательству того, что если человек посчитал ложью сообщение Аллаха и Его Посланника, то он неверный, неверием, которое не прощается, хотя это и не ширк, по захиру и изначально. И даже если мы согласимся, что слово «дуна залика», означает то что «кроме ширка», то это будет общим текстом, который конкретизируются частными текстами о куфре в том, что кроме ширка. Ведь есть такие куфры которые выводят из религии – и это грех который не прощается, даже если внешне это не называется ширком.

Второй довод
Аргументация хадисом Хузейфы: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, до тех пор, пока люди перестанут знать о посте, намазе, паломничестве и о подаянии. И будет поднята в небеса Книга Аллаха Всемогущего и Великого за одну ночь, и не останется из нее ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха которые говорят: “Мы застали своих отцов говорящих: «Ля иляха илля Ллах», и мы говорим это”».

Сыля Ибн Зуфар спросил Хузайфу, передавшего этот хадис: “Чем поможет им это «Ля иляха илля Ллах», если они не знают о намазе, посте, паломничестве и о подаянии?” Хузайфа отвернулся от него, а он повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа отворачивался, а потом повернулся и сказал трижды: “Оно спасет их от Огня!” (Ибн Маджах 4049, аль-Хаким 4/473. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 87).
Говорят сторонни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: