Влияние на развитее управленческой мысли Конфуцианства, Даосизма, Легизма




Истоки развития управленческой мысли

Началом научного становления организаторской мыс­ли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государства и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, пре­взошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Органон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафизика», «О душе»), излагаются основы логики и теории по­знания, политически-правовых наук и этики, искусство­знания, политической экономии. Это была подлинная эн­циклопедия накопленных за время трех первых цивилиза­ций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение поч­ти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.

 

Другая, более ранняя разновидность античной парадигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.

 

Факторы развития ИУМ

1) Базис и надстройка – материальные условия жизни и производственные отношения. Политическая и правовая надстройка.

2) Состояние общество: классы, культура, демографическая ситуация и т.д.

3) Внешние факторы

 

Классификация научных основ управления организацией

 

Фундаментальные науки: экономическая теория, философия, политология, социология.

Прикладные науки: налогообложение, статистика, право

Обще-теоретическо-исторические науки: теория управления организацией, история управления организацией, история управленческой мысли

 

Уровни исследования управленческой мысли:

1)Развитие научных знаний и методов

2)Развитие научного сообщества

3)Развитие отношений наука-общество

 

Основные этапы системных представлений об управлении государством

Управление полицейским государством (от 1тыс. до нашей эры до конца 18ого века.)

Во главе - монарх, фараон, государь; жесткая регламентация со стороны монарха всей деятельности государства

Управление правовым государством – (конец 18 – начало 19 века.)

-В результате технич.прогресса прошлые регламенты исчезают

-появление класса буржуазии.

-во главе- человек и его права

-Полиция – безопасность личности и собственности.

- Функции государства – административная деятельность

Управление культурным государством – учет специфики национальностей, культур, обычаев и т.д.

Развитее управленческой мысли в древнем Китае

Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного строительства и проблем взаимоотношения личности и общества.

Китай не занимался мифологизацией, акцентируя ум на проблемах общества, управления государством. В эпоху борющихся царств в 3 веке до нашей эры верх взяла империя Цинь и стала объединять Китай.

Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI--X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл.

 

На стыке VIII--VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» -- правление, основанное на силе, и «ван-дао» -- правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший--младший».

 

 

Влияние на развитее управленческой мысли Конфуцианства, Даосизма, Легизма

 

Конфуций, «Беседы и высказывания». Управление людьми не по средствам жестоких законов, а через исторически сложившиеся нормы поведения и ритуалы. Люди делятся на тех кто руководит и тех, кто подчиняется. Основа управления государством – доверие, а не насилие. Доверие по Конфуцию завоевывается через заботу и любовь к людям, соблюдение ритуалов и самосовершенствование.

Лао Цзы «Пути и достоинство». По Лао Цзы все недостатки общества в отклонении от подлинного дао (пути). Лао Цзы выступал против соц.несправедливости. Дао - независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная верная закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны. Только следование дао способно уничтожить все социальные несправедливости. Принципу воздержания от активных действий. Все неестественное – является отклонением от дао.

Легизм. Шан Ян. «Книга правителя области Шан». Государство, по мнению легистов, является машиной по принуждению, опирающийся на суровые законы и систему наказаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: