Истоки развития управленческой мысли
Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период формирования античной парадигмы, возникшей в Древней Греции в IV в. до н.э. Ее творцами были Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). В классических трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и теории организации государства и права. В трудах Аристотеля - ученика Платона, превзошедшего своего учителя (диалог «О философии», «Органон», «Категории», «Политика», «Риторика», «Метафизика», «О душе»), излагаются основы логики и теории познания, политически-правовых наук и этики, искусствознания, политической экономии. Это была подлинная энциклопедия накопленных за время трех первых цивилизаций знаний о рациональной организации общества и была общепризнанной в течение почти двух тысячелетий. В Римской империи, Византии, арабских халифатах эти взгляды развивались и дополнялись в частностях, но основы их сохранялись.
Другая, более ранняя разновидность античной парадигмы, возникшая в Китае, была сформулирована в трудах Конфуция (551 - 470 г.г. до н.э.) и его последователей. Центральное место в учении Конфуция занимает человек, концепция гуманности, человечности отношений в семье, обществе, государстве, в основе чего лежит уважение к родителям, старшим, властям. Конфуций разрабатывал основы философии, политики, этики. Элементы учения конфуцианства сохранились в Китае до наших дней, равно как и реликты парадигмы обществоведения, сложившейся и Индии в IV - III вв. до н.э.
Факторы развития ИУМ
1) Базис и надстройка – материальные условия жизни и производственные отношения. Политическая и правовая надстройка.
|
2) Состояние общество: классы, культура, демографическая ситуация и т.д.
3) Внешние факторы
Классификация научных основ управления организацией
Фундаментальные науки: экономическая теория, философия, политология, социология.
Прикладные науки: налогообложение, статистика, право
Обще-теоретическо-исторические науки: теория управления организацией, история управления организацией, история управленческой мысли
Уровни исследования управленческой мысли:
1)Развитие научных знаний и методов
2)Развитие научного сообщества
3)Развитие отношений наука-общество
Основные этапы системных представлений об управлении государством
Управление полицейским государством (от 1тыс. до нашей эры до конца 18ого века.)
Во главе - монарх, фараон, государь; жесткая регламентация со стороны монарха всей деятельности государства
Управление правовым государством – (конец 18 – начало 19 века.)
-В результате технич.прогресса прошлые регламенты исчезают
-появление класса буржуазии.
-во главе- человек и его права
-Полиция – безопасность личности и собственности.
- Функции государства – административная деятельность
Управление культурным государством – учет специфики национальностей, культур, обычаев и т.д.
Развитее управленческой мысли в древнем Китае
Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного строительства и проблем взаимоотношения личности и общества.
|
Китай не занимался мифологизацией, акцентируя ум на проблемах общества, управления государством. В эпоху борющихся царств в 3 веке до нашей эры верх взяла империя Цинь и стала объединять Китай.
Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI--X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл.
На стыке VIII--VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» -- правление, основанное на силе, и «ван-дао» -- правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший--младший».
Влияние на развитее управленческой мысли Конфуцианства, Даосизма, Легизма
Конфуций, «Беседы и высказывания». Управление людьми не по средствам жестоких законов, а через исторически сложившиеся нормы поведения и ритуалы. Люди делятся на тех кто руководит и тех, кто подчиняется. Основа управления государством – доверие, а не насилие. Доверие по Конфуцию завоевывается через заботу и любовь к людям, соблюдение ритуалов и самосовершенствование.
|
Лао Цзы «Пути и достоинство». По Лао Цзы все недостатки общества в отклонении от подлинного дао (пути). Лао Цзы выступал против соц.несправедливости. Дао - независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная верная закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны. Только следование дао способно уничтожить все социальные несправедливости. Принципу воздержания от активных действий. Все неестественное – является отклонением от дао.
Легизм. Шан Ян. «Книга правителя области Шан». Государство, по мнению легистов, является машиной по принуждению, опирающийся на суровые законы и систему наказаний.