Когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть
организации, все другие части в определенной степени также испытывают
воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей
эффективности организации в целом. Изначальный недостаток подходов различных
школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание
только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность
управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов.
Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу
увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно
переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать
вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике
управления.
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход— это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему.
|
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.
Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.
Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.
Ситуационный подход
|
(1960 – н.в.) – логическое продолжение системного. Центральным моментом
ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор
обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное
время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы
будут в большей степени способствовать достижению целей организации в
конкретной ситуации.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени
определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать
ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются
наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за
собой изменение одного или нескольких из них. Ситуационный подход представляет
собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную к
настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.