Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.
Чтобы дети могли претворить в играх разнообразные замыслы, воспитатели большое внимание уделяют формированию у них способов реализации задуманного: больше разговаривает с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью они задают детям вопросы по содержанию игры. Воспитатель помогает детям договориться в игре, вступить в общение со сверстниками, пригласить новых партнеров по игре и т.д.
Далее приведены примеры перспективного и календарного планирования сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
Тематический (перспективный план) руководства развитию игровых навыков у детей по теме «Парикмахерская»
Обогащение представлений детей | Развитие игровых навыков (совместная игра) | Обогащение РППС | Активизирующее общение воспитателя с детьми |
Рассказ воспитателя: - «Как я ходила в парикмахерскую, - «О профессии парикмахера» Беседы: - «О назначении парикмахерской» (были ли дети в парикмахерской и что там делают (стригут, моют, красят, сушат волосы, вытирают их полотенцеми т.д.). - «Эти добрые словечки» (закреплять правила этикета и общения). - «Мальчики и девочки» (побеседовать с детьми об их интересах, выяснить какие прически любят девочки, а какие мальчики). - «Каждой вещи свое место» (формировать представление детей о хранении вещей). - «Помощники парикмахера» (закрепление названия и назначения атрибута, необходимого для работы парикмахера. Чтение - Б.Житкова «Что я видел», - С.Михалкова «В парикмахерской». Рассматривание -сюжетной картины «В парикмахерской» из серии «Кем быть» Работа с родителями: попросить родителей рассказать своим детям о том, как они посещали парикмахерскую. Дидактические игры - «Что нужно парикмахеру»; - «Кому что нужно для работы?»; - «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»; Просмотр мультфильма «Стрижка льва». | Прием «подключения к игре ребенка» - Мне сегодня нужно пойти в гости, но в парикмахерскую, я не успеваю. Помогите. Прием «втягивая» - Новая кукла – неумеха, помочь, сводить ее в парикмахерскую. Прием «Игра рядом» - В парикмахерской ремонт | Внесение новых атрибутов для игры (привлекая родителей): использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней. Ремонт старых атрибутов: - заколок, стирка резинок и др. Изготовление новых атрибутов: - изготовление игрушечной расчески. - изготовление журнал с образцами причесок. Продуктивная деятельность: - «Нарисуем расческу для Львенка», | Вопросы - Какую прическу Вы бы себе хотели? - Заплести косичку или завязать хвостик? - Вам хочется вот такую прическу? - Оксана очень торопится, может, пропустим ее без очереди?; - Сломались ножницы, что делать (Развивать умение детей самостоятельно решать проблему). |
Конспект руководства сюжетно-ролевой игрой детей младшей группы (3-4 года)
|
Тема сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»
Цель: Развитие личного игрового опыта детей по теме «Парикмахерская»
Задачи:
- Учить принимать на себя роль парикмахера (надевать атрибуты, готовить игровое пространство и обозначать для других детей выполняемую роль).
|
- Отображать в игре действия парикмахера.
- Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера
- Закреплять правила поведения в общественном месте.
Предварительная работа представлена в перспективном (тематическом) плане
Сюжетные линии:
1) В группе появилась очень растрепанная кукла. Ей нужно помочь, кто отведет куклу в парикмахерскую.
2) Воспитатель обращает внимание детей на свою прическу, объясняет, что хотелось бы сделать новую прическу. Как быть?
3) В парикмахерскую привезли новое оборудование.
ХОД
1) Мотивация (постановка проблемной ситуации)
- Ребята, посмотрите у нас новая кукла, но что она мне не очень нравиться ее прическа. Ей нужно помочь.
2 ) Распределение ролей
Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера.
А кто отведет куклу в парикмахерскую.
3) Организация игрового пространства.
Воспитатель – парикмахер надевает атрибуты, организует пространство. «Открывает парикмахерскую»
4) Совместная игра
Построение ролевого диалога.
«Проходите, пожалуйста, присаживайтесь», сейчас мы Кукле сделаем красивую прическу.»
- А вы не ходите поменять прическу?
- Какую прическу Вы бы себе хотели?
- Заплести косичку или завязать хвостик?
- Вы хотите две косички? Очень хорошо, Пожалуйста!
- Вам понравилось?,
-Я тоже рада, что Вам понравилось,
- Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу,
- Пожалуйста, следующий!.
5) Способы выхода из игры
Парикмахерская скоро закроется на обед, осталось совсем мало времени, поэтому обслуживается последний клиент. Не успевшие могут придумать себе прическу и прийти после обеда или завтра.
|
Вариант 2 ситуации:
1) Мотивация (постановка проблемной ситуации)
Воспитатель говорит, что ему сегодня нужно идти в гости, но он не успевает в парикмахерскую и просит помочь ему.
Для этого нужно открыть парикмахерскую (если ни кто из детей не играет в эту игру)
2 ) Распределение ролей
- Кто будет парикмахером? Клиентом буду я (воспитатель)
3 ) Организация игрового пространства.
(Воспитатель – клиент может вежливо подсказать, если ребенок – парикмахер, что-то забыл)
4) Совместная игра
Посторенние ролевого диалога:
- приветствие,
- воспитатель – клиент вежливо предъявляет свои требования (подсказывает: как завить бигуди, помыть волосы, украсить прическу заколками).
- благодарность и уход.
5) Способы выхода из игры
Наши парикмахеры сегодня хорошо потрудились, всех сделали очень красивыми. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите.
Вариант 3 ситуации:
1) Мотивация (постановка проблемной ситуации)
Сегодня парикмахерская работать не может, так как в ней будет производится ремонт.
Воспитатель «подготавливает» новые атрибуты для игры, вслух объясняя игровые действия с каждым атрибутом.
Кресло – чтобы клиенту удобно сидеть;
Пелеринка – чтобы клиенту не запачкать красивый наряд;
Расческа – для причесывания.
Шампунь для мытья головы.
Полотенце, фен – сушить волосы.
Бигуди – накрутить волосы для красоты.
Заколка – для красоты.
Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.
Закончив «ремонт» и расстановку нового оборудования воспитатель может пригласить детей к торжественному открытию «новой» парикмахерской.
2 ) Распределение ролей
- Кто будет парикмахером? Клиентом буду я (воспитатель)
3 ) Организация игрового пространства.
4) Совместная игра
5) Способы выхода из игры
Звонок воспитателя – слесаря о поломке в электрической сети и закрытии парикмахерской. Завтра она опять будет работать. Обязательно пусть приходят клиенты.
Перспективные планы развития игры с транспортом «Шофер»
II младшая группа