III. Организация предметно-игровой среды




Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой

 

I. Ознакомление детей с окружающим в активной деятельности

Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависит от представлений и впечатлений детей об окружающем. С этой целью проводят экскурсий, наблюдения, рассказы взрослых, просмотра телепередач, чтения художественной литературы.

На разных этапах развития игры детей интересуют разные стороны окружающей действительности, это надо учитывать при ознакомлении с окружающим. Так, на начальном, этапе развития игры дети принимают роли и увлекаются выполнением разнообразных действий, например, выполняя роль шофера, они перевозят грузы, пассажиров, ремонтируют машину, заправляют ее бензином и т.п. Учитывая эту особенность, при ознакомлении с окружающим детям показывают, что делают люди, а также обращают их внимание на личные качества, например, шофер внимательный, заботливый, это нужно делать для того, чтобы вызвать у детей желание принимать роль.

На этапе развитой сюжетно-ролевой игры детей интересуют не столько действия, сколько взаимоотношения людей, их общение. Именно это и надо им продемонстрировать во время ознакомления с окружающим, организовав наблюдение не за одним человеком, а как минимум за двумя, например, за врачом и пациентом. Обязательно надо дать возможность детям послушать, о чем люди разговаривают друг с другом в той или иной ситуации.

Это требование надо учитывать и при подборе художественной литературы. Для детей, находящихся на начальном этапе сюжетно-ролевой игры, подбирают произведения, в которых рассказывается о том, что делают люди. Если же у детей развитая сюжетно-ролевая игра, то в произведениях должно быть показано взаимодействие и общение людей, т.е. крайне необходимо наличие диалогов действующих лиц. Это требование соблюдается в сказках и почти не учитывается в произведениях современных писателей.

Нельзя забывать о том, что в играх полученные знания дети не копируют, а комбинируют. Причем какие-то события могут и не заинтересовать детей, поэтому не возникают игры на эти темы. А произойдет такой перенос или нет, будет зависеть от того, насколько интересны каждому ребенку сообщаемые события.

Таким образом, при ознакомлении с окружающим нужно: во-первых, определить, с какими событиями детей надо знакомить, во-вторых, учитывать, на какие стороны окружающей действительности обращать внимание дошкольников; в-третьих, выбрать эффективную методику; в-четвертых, предусмотреть возможность переноса полученных впечатлений в игру.

II. Обогащение игрового опыта детей

В период формирования сюжетно-ролевой игры у детей уже есть определенный игровой опыт. Что они умеют? Дети могут переносить свои впечатления в игру, поэтому у них появляются разнообразные замыслы. Для их реализации они самостоятельно ставят игровые задачи, решают их предметными способами.

Дальнейшее обогащение игрового опыта дошкольников происходит благодаря формированию у них ролевых способов решения игровых задач.

Ролевые способы решения игровых, задач можно формировать во время игры – совместная игра воспитателя с детьми (приемы «втягивания», «подключения»), так и вне игры, например, во время самостоятельной деятельности, на прогулке, (приемы «телефонный разговор», «по мотивом знакомых сказок», «прием придумывания или расшатывания сказки» и др.). Вне игры можно успешно формировать не только выразительные действия, но и ролевые высказывания. Например, на занятии по развитию речи воспитатель может предложить детям вступить в диалог от имени действующих лиц. Посоветовать позвонить кому-нибудь по телефону, например, маме или другу и рассказать им о чем-то. Это делается для того, чтобы ребенка включить в ролевые высказывания с воображаемым собеседником.

 

III. Организация предметно-игровой среды

В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы, др. Костюмы не нужно закреплять за определенной ролью, как это часто бывает в детских садах. Дети любят их комбинировать, даже белый халат, который обычно предназначен для роли врача, дети иногда надевают как плащ. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Но в практике в старших группах костюмов обычно очень мало.

Для игр детям нужны разные ролевые атрибуты, это могут быть игрушки, например, руль, бинокль, сумки, др. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре.

Появлению ролевых высказываний помогает специально оборудованная предметно-игровая среда. Нужны игрушки-партнеры, у девочек ими становится кукла, с ней девочки разговаривают и тем самым у них формируются ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру. Для мальчиков порой такого партнера не находится, хотя ими могут быть игрушечные животные, например, собака, обезьяна и др.

Чтобы появились ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику, можно предложить телефон или телефонную будку, в которой ребенок уединяется от остальных детей, и в спокойной обстановке может сосредоточиться на разговоре, преодолеть стеснительность. Телефонная будка может использоваться в играх и в других значениях, например, как ракета, как лифт и др.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие, поэтому им нужны игрушки для совместных игр. Объединению играющих помогает крупный игровой материал. Это могут быть крупные игрушки, например, макеты машины, теплохода, др., а также крупные предметы-заместители: средообразующие модули, фанерные ящики, выполненные по типу кубов-вкладышей, крупный строительный материал. Используя крупный игровой материал, дети замещают в игре не один предмет, а целый комплекс объектов, например, построили корабль, вокруг разбросали кубы, как будто лодки или льдины, поставили треугольники, а это скалы или акулы. Такая обстановка создает у детей иллюзию подлинности переживаемых событий. Ценность крупного материала и в том, что, играя с ним, дети много двигаются. Установлено также, что чем разнообразнее отображаемые в играх события, тем более обобщенный игровой материал требуется, вот поэтому, наряду с игрушками, предлагаются крупные и мелкие предметы-заместители.

Итак, предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от игровых интересов детей и уровня развития их игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: