Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»
ТЕМА 3.5.4. Страстная Седмица. Великий Четверг.
Великий Четверг. Евангельский смысл. Гимнография. Канон «Сеченое сечеся»
Великий Четверг — Вспоминаются: Тайная Вечеря, на которой было установлено Таинство Евхаристии; омовение ног ученикам; Гефсиманская молитва; продолжает развиваться тема предательства Иуды.
Утр. - Лк., XXII, 1-39. Лит. - Ев. составное: Мф., XXVI, 1-20. Ин., XIII, 3-17. Мф., XXVI, 21-39. Лк., XXII, 43-45. Мф., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., XIII, 12-17.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ. ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ | |
ПОВЕЧЕРИЕ | |
Трипеснец прп. Андрея Критского Сень небесная явися горница, идеже Пасху Христос соверши. Вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенных Таин, мысленный жертвенник. Пасха Христос есть великая и всечестная, снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча: Той бо вознесеся о нас Жертва. Того Тела благочестно, и Того Крове вси тайно причащаемся. Аминь глаголя, рече рождиям Лоза, апостолом Христос истина: отселе не имам пити от лозы питие, дондеже пию е новое, во славе Отца Моего, с вами наследники Моими. | Перевод: Скинией небесной явилась горница, где Христос Пасху совершил, вечерю бескровную и разумное служение; трапеза же там совершенных Таинств – мысленный жертвенник. Христос есть Пасха, великая и священная, съеденный как хлеб и заколотый как овца; Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва. Его Тела благоговейно и Его Крови мы все таинственно причащаемся. Сказала ветвям виноградная Лоза – апостолам – Христос-истина, возглашая: "Истинно, отныне Мне пития из винограда не испить, доколе не выпью его новым во славе Отца Моего с вами, наследниками Моим. |
УТРЕНЯ | |
Тропарь.Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе. | Когда славных учеников омовение ног на Вечери просвещало, Тогда Иуду нечестивого недуг сребролюбия помрачал; И беззаконным судьям он Тебя, праведного Судию, предает. Смотри же, искатель наживы, как наживы ради пришлось повеситься! Беги от алчной души, осмелившейся такое (сделать) Учителю: Ты же, ко всем благой Господи, слава Тебе! (Пер. О. Седакова) |
Избранные отрывки из Канона прп. Косьмы Маюмского «Сеченое сечеся», VIII век | |
Песнь 1. Ирмос. Сеченое сечется море Чермноме, волнопитаемая же изсушается глубина, таяжде купно безоружным бывши проходима и всеоружным гроб. Песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш. Всевиновная и подательная жизни, безсмертная Мудрость Божия, созда храм Себе от чистыя неискусномужныя Матере: во храм бо телесный оболкийся, славно прославися Христос Бог наш. | Под ударом (жезла) рассекается Красное море, и иссушается вздымающая волны глубина: то же самое сделалось для безоружных удобопроходимым, а для вооруженных могилой; и песнь богоугодная воспевалась: "Славно прославился Христос, Бог наш!" Виновница всего и Подательница (Причина и Податель) жизни, беспредельная Премудрость Божия создала Себе дом от чистой не познавшей мужа Матери; ибо облекшись в храм телесный, славно прославился Христос, Бог наш. |
Песнь 3. Ирмос. Господь сый всех и Зиждитель, Бог созданное безстрастный обнищав Себе соедини, и Пасха за еже хотяше умрети Сам Себе сый, Себе предпожре: ядите, вопия тело Мое и верою утвердитеся. Избавительною всего рода человеча, Твоею, Блаже, Твоя ученики напоил еси веселия Чашею, наполнив ю, Сам бо Себе священнодействуеши, пийте, вопия, Кровь мою, и верою утвердитеся. Седален. Езера и источники и моря Сотворивый, смирению нас наказуя изрядному, лентием опоясався, учеников ноги умы, смиряяся премножеством благоутробия, и возвышая нас от пропастей злобы, един Человеколюбец. | Будучи Господом и Создателем всего, Бог бесстрастный, обнищав, создание с Собой соединил, и, Сам являясь Пасхой, тем, за кого собирался умереть, Себя в снедь заранее предлагал, взывая: "Вкусите тело Мое и верою утвердитесь!" Спасительной для всего рода смертного, напоил Ты, Благой, Своих учеников собственною чашей, наполнив её веселием; ибо Ты Сам над Собою священнодействуешь, взывая: "Пейте кровь Мою, и верою утвердитесь!" Озера, и источники, и моря Сотворивший, благороднейшему смирению нас научая, опоясавшись полотенцем, омыл ноги учеников, смиряясь по множеству милосердия, и возвышая нас от пропастей порока, Единый Человеколюбец |
Песнь 4. Ирмос. Провидев пророк тайну Твою неизреченную, Христе, провозгласи: положил еси твердую любовь крепости, Отче Щедрый: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. На страсть всем сущим из Адама источившую безстрастие, Христе грядый, другом Твоим рекл еси: с вами Пасхи сея причаститеся возжелах: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть. Питие новое паче слова, аз глаголю, во Царствии Моем, Христос другом, пию, якоже бо Бог с вами боги буду, рекл еси: Единороднаго бо Мя очищение Отец в мир послал есть. | Предвидя неизреченное таинство Твое, Христе, пророк провозгласил: "Приготовил Ты крепкую любовь силы Твоей, Отче милосердный: ибо единородного Сына Ты, Благой, в мир послал умилостивлением". Шествуя на страдание, всем потомкам Адама источившее бесстрастие, Ты возгласил друзьям Своим, Христе: "С вами возжелал Я этой Пасхи причаститься; ибо Меня, единородного, Отец в мир послал умилостивлением". "Питие новое превыше разума, говорю Я, буду пить во Царствии Моем", – сказал Ты, Христе, друзьям своим, – "когда вместе с вами буду там, как Бог с богами; ибо Меня, единородного, Отец в мир послал умилостивлением". |
Песнь 5. Ирмос. Союзом любве связуеми апостоли, Владычествущему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищах благовествуще всем мир. | Узами любви соединяемые Апостолы, владычествующему над всем Христу себя предав, принимали омовение ног прекрасных, благовествующих всем мир. |
Песнь 6. Ирмос. Бездна грехов обыдет мя, и волнения не ктому терпя, яко Иона Владыце вопию Ти: от тли мя возведи. | Крайняя бездна грехов окружила меня, и волнения уже не вынося, как Иона, взываю к Тебе, Владыке: "Из погибели меня изведи! |
Песнь 7. Ирмос. Отроцы в Вавилоне пещнаго пламене не убояшая, но посреди пламене ввержени, орошаеми пояху: благословен еси Господи Боже отец наших. | Отроки в Вавилоне пламени печи не устрашились, но вверженные посреди огня и орошаемые воспевали: "Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших!" |
Песнь 8. Ирмос. За законы отеческия блажении в Вавилоне юноши предбедствующе, царюющаго оплеваша повеление безумное, и совокуплени иже не сваришася огнем, Державствующему достойную воспеваху песнь: Господа пойте дела, и превозносите во вся веки. | За законы отеческие блаженнейшие юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности, презрели царское повеление безрассудное и, охваченные не расплавившим их огнем, пели достойную Владычествующего песнь: "Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!" |
Песнь 9. Ирмос. Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившася, Егоже величаем. | Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой на высоком месте с возвышенными мыслями давайте, верные, насладимся, высочайшее слово услышав от Слова, Которое мы величаем. |
Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя. | Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. |
В Четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия св. Василия Великого.
ВЫВОДЫ ______________________________________________________________________