Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними




Содержание

 

Введение

Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними

Ювенальная юстиция в России

Особенности назначения наказания несовершеннолетним

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности

Заключение

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов


Введение

Несовершеннолетний как субъект преступления.

Согласно ст.87 УК РФ несовершеннолетние – лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18лет.

Преступление (ст.14 УК РФ) – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК РФ.

Субъект преступления – само понятия субъекта не закреплено в уголовном кодексе, однако даются критерии субъекта преступления. Таким образом, субъект преступления – это физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного законом возраста.

Все лица, совершившие преступления, несут уголовную ответственность при условии, что они в момент совершения общественно опасного деяния осознавали фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководили ими. Эта способность именуется в уголовном праве вменяемостью.

Вменяемость тесно связана с возрастом лица, совершившего общественно опасное деяние, поскольку возможность управлять своим поведением зависит от возрастного развития. Возраст применительно к уголовной ответственности — не просто определенное количество прожитых лет, а еще и объективная характеристика способности лица осознавать значение своих действий (бездействия) и руководить ими.

Несомненно, что способность осознавать фактическую сторону и общественную опасность своего деяния и руководить им зависит от возрастного развития. Историческая практика применения мер уголовной ответственности закономерно привела к тому, что возраст лица, отражающий уровень интеллектуально-волевого развития, стал одним из необходимых признаков состава преступления.

В соответствие со ст. 20 УК РФ уголовная ответственность лица наступает, по общему правилу, по достижении им 16-летнего возраста. Установление этого возраста не является произвольным, он определяется с учетом исторического опыта уголовно-правового регулирования, данных педагогики, медицины, психологии и биологии об этапах формирования человеческой психики. В основе же определения возрастной границы лежит уровень сознания лица, его способность осознавать происходящее, а также общественную опасность совершаемых действий (бездействия) и руководить ими.

Согласно ч. 2 ст. 20 УК с 14 лет ответственность наступает за некоторые преступления (всего 20 составов). Законодатель выделил эти составы преступления, руководствуясь следующими основаниями (причинами): 1) традиционность, так как именно обычный для всех времен характер деяния позволяет считать, что общественно опасные последствия ясны для лиц, достигших указанного возраста; 2) относительно высокая степень общественной опасности ряда преступлений; 3) распространенность в среде несовершеннолетних. Устанавливая тот или иной возраст наступления уголовной ответственности, законодатель также принимает в расчет способность осознания не только самого факта нарушения закона (в таком случае ответственность за убийство или кражу можно было бы установить и с более раннего возраста), но еще и социальной ценности соблюдения соответствующих запретов.

За совершение отдельных преступлений уголовная ответственность наступает не с 16-летнего, а с более позднего возраста, который устанавливается непосредственно в статьях Особенной части УК (например, ст. 150, 151), либо вытекает из смысла закона (например, ст. 285, 286).

Лицо считается достигшим возраста уголовной ответственности с ноля часов, следующих за днем рождения суток. Если отсутствуют данные о дате рождения несовершеннолетнего, то его возраст устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы, а днем рождения подсудимого считается последний день года, который назван экспертами. При определении возраста максимальным и минимальным числом лет суд исходит из предполагаемого экспертизой минимального возраста несовершеннолетнего.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УК, если лицо хотя и достигло указанного в законе возраста, но не обладает необходимыми психофизическими свойствами, позволяющими ему правильно оценивать свое поведение, оно не подлежит уголовной ответственности. Эта норма позволяет органам предварительного следствия и суда учитывать явно выраженное отставание интеллектуального и волевого развития несовершеннолетнего. Таким образом, не вменяется деяние, совершенное лицом по достижении возраста, указанного в ч. 1 и 2 ст. 20 УК, если оно вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им.

Необходимо отметить, что развитие психических функций ребенка происходит в определенные возрастные периоды, и если он не получает в это время необходимой информации, то его созревание замедляется. Проявления отставания в психическом развитии достаточно разнообразны: кроме интеллектуальной недостаточности и незрелости психики встречаются также нарушения поведения и воли, эмоциональной сферы. У таких лиц не сформированы критические способности и способности адекватно прогнозировать последствия своих действий. Задержка психофизического развития на уровне детского или подросткового возраста именуется инфантилизмом.

Соответственно, для рассматриваемого понятия имеет значение только инфантилизм, обусловленный социальной или педагогической запущенностью, поскольку он не связан с психическим расстройством.

К определенному возрасту у несовершеннолетних формируется жизненный опыт, который позволяет им соотносить свои действия (бездействие) с общепринятыми нормами. Если же несовершеннолетний был лишен надлежащего обучения и воспитания, то ему значительно труднее, чем его сверстникам, ориентироваться в жизни. Недостаточное осознание своих действий (бездействия), а также слабость волевого процесса происходит из-за того, что психическое развитие таких подростков отстает от их фактического возраста.

Согласно краткому анализу состояния преступности за период с января по сентябрь 2006г. 8,1% или каждое 12-ое преступление в России совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Пугающая статистика. О том насколько сегодня актуальна тема преступности несовершеннолетних говорить не приходится – статистика – вот самый красноречивый оратор. Хотя, очевидно, что тенденция на снижение преступности несовершеннолетних четко наметилась (в 2005г. – каждое 11-ое преступление совершалось несовершеннолетним или при его соучастии, а в 2004г – каждое 10), тем не менее очевидно, что слишком вяло протекает эта самая тенденция.

Конечно, если вспоминать историю государства Российского, то своего апогея преступность несовершеннолетних достигла в 20-30-ых гг. прошлого столетия. Невыносимый голод в стране – вот что тогда заставляло несовершеннолетних объединяться в банды и грабить продуктовые магазины, а вместе с этим совершать и более тяжкие преступления.

Новая власть, новые ценности, построение правового государства в России, власти слишком увлеклись поднятием престижа России на мировой арене и забыли о том, что правовое государство невозможно без предоставления защиты и заботы наиболее слабым социальным категориям, а сами взрослые забыли об их главной обязанности – воспитании своих детей.

Каждому понятно, что проблема преступности в целом, а тем более преступности несовершеннолетних, это то, с чем общество и государство должны бороться в первую очередь. Но дабы эта борьба не была в холостую, необходимо определить первопричины, источники этого страшнейшего явления – преступности несовершеннолетних.


Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними

Подростковый возраст – трудный период психического развития, труден он в первую очередь для самого подростка. Действительно, в возрасте 10-16 лет организм ребенка претерпевает качественные изменения. В этот период происходит перестройка всей физиологической системы организма. Этому периоду жизни подростка свойственно неравномерное развитие различных органов, тканей, это вызывает усиленное сердцебиение, повышение давления, головные боли, быструю утомляемость и другие осложнения, снижающие внимание, а главное самоконтроль, скорость и адекватность реагирования на педагогические воздействия. Такие перемены в организме подростка как раз и становятся причиной раздражительности и неуравновешенности или проявляются в виде депрессивного состояния, вялости, апатичности

Причина многих преступлений среди школьников – вовлечение их в преступную деятельность. Деятельность взрослых организаторов и подстрекателей крайне негативно отражается на формировании личности подрастающего поколения. Именно они обучают подростков наиболее простым и легким способам совершения преступлений, препятствуют их исправлению и перевоспитанию. Часто, вместе со взрослыми подростки совершают такие тяжкие преступления, которые они самостоятельно совершить не могут.

В качестве еще одного основополагающего фактора совершения преступлений несовершеннолетними выступает воспитание, существенные дефекты которого обусловливают в большинстве случаев искаженное формирование личности и последующий переход несовершеннолетних на преступный путь. Именно в семье детям прививаются правила поведения. Весь дальнейший процесс становления личности основывается на нравственных устоях, заложенных в характере человека семьей. Практически все специалисты (социологи, психологи, педагоги, криминологи), посвящающие свои работы темам детства, подрастающего поколения, так или иначе, касаются проблем семьи как социального института семейного воспитания. И это не случайно: здесь все истоки абсолютного большинства качеств и свойств личности, будущих ее достоинств и пороков. Еще А.Б.Сахаров и Г.М.Миньковский в свое время предлагали все существенные отклонения от нормы в сфере семейного воспитания разделить на 3 группы:

1) материально-бытовые условия семьи;

2) состав семьи и структура;

3) нравственная и воспитательно-педагогическая позиция.

Итак, если говорить о материально бытовых условиях жизни семьи, то это один из важнейших факторов социализации подростка. «Бедность семьи сужает число жизненных шансов для детей, и вероятность «наследования» детьми бедности родителей очень высока». Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у подростков психологии изгоев общества, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, и как следствие преступного поведения. Хочется подчеркнуть, конечно, недопустимо представлять, что материальное неблагополучие автоматически и неизбежно приведет к вышеуказанным результатам.

Если говорить о составе и структуре семьи, то совершенно понятно, что сам по себе факт воспитания ребенка в неполной семье не может и не должен рассматриваться как фатально неизбежное криминогенное обстоятельство. Однако, многократно доказано, что в массе своей неполные семьи значительно чаще, чем нормальные по своей структуре оказываются «территорией криминогенного риска». На отсутствие в семье одного из ее членов: отца или матери – как обстоятельство, откладывающее серьезный отпечаток в сознании и характере подростка, имеющих важное значение для воспитания нравственно полноценной личности, - указывал А.Б.Сахаров еще в 1961г. в своей монографии.

Еще одним из ключевых моментов является нравственная атмосфера в семье. Нравственная обстановка в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, прежде всего отношениями между взрослыми ее членами и подрастающим поколением. Хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает что это окружение просто враждебно ему. Такая тенденция опасна тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки могут обратиться за помощью к лицам с асоциальной направленностью, которые, оказав подчас сомнительного характера помощь, становятся значимыми в жизни ребенка и оказывают в дальнейшем существенное влияние на его поведение. Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде является прямая агрессивность родителей по отношению к нему. Между тем это явление в последние годы стало особенно распространенным. Таким образом, лишенные в морально неблагополучной семье эмоционального комфорта подростки попадают под влияние улицы. Здесь-то они и получают то, чего не получили ни в школе, ни в семье: удовлетворение потребностей в общении и самоутверждении, зачастую перенимая антиобщественные установки. Одну из основных ролей в воспитании и формировании личности наряду с семьей играет школа, функции которой заключаются не только в том, чтобы дать полный багаж знаний, но и в создании у ребенка морально-нравственных устоев. На самом же деле вся воспитательная работа сводится к занесению в дневник замечаний относительно поведения. Сейчас в большинстве учебных заведений практически не ведется работа по воспитанию учащихся, а она особенно нужна тем, кто нуждается в индивидуальном подходе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: