Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности




В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 содержится указание судам о недопустимости применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ.

Применение к несовершеннолетнему лицу принудительных мер воспитательного воздействия является исключительной компетенцией суда (п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК РФ).

Принудительные меры воспитательного воздействия перечислены в ч. 2 ст. 90 УК, а их содержание раскрыто в ст. 91 УК. Перечень принудительных мер является исчерпывающим.

В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, назначаются на основе данных о личности виновного и условиях его жизни.

Уголовный кодекс предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению (ходатайству) специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются прокурору для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК, п. 5 ст. 427 УПК), если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 94 УК.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст. 92 УК РФ).

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Правовые последствия применения ч. 1 ст. 92 и ст. 90 УК различаются. Несмотря на то, что в обоих случаях применяются принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение несовершеннолетнего от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК влечет судимость. Лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии со ст. 90 УК, судимым не признается.


Заключение

 

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью. Однако главная ответственность, конечно, лежит на семье. Смогли ли родители сделать для подростка дом родным, или он бежит из него куда подальше. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет? Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для своих детей.


Список использованной литературы и нормативно-правовых актов

 

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета, N 237, 25.12.1993.

2. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы») (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.)//Информационно-правовая база Консультант Плюс.

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990). //Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

4. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.)//Информационно-правовая база Консультант Плюс.

5. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 24.05.1996г. № 63-ФЗ, с изм. От 05.01.2006г. № 11-ФЗ//СЗ Российской Федерации. 17.06.1996г. № 25, ст.2954

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18.12.2001г. № 174-ФЗ, с изм. от 03.07.2006г. № 98-ФЗ//СЗ Российской Федерации. 24.12.2001г. № 52 (Ч.1), ст. 4921

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»//Российская газета, N 50, 14.03.2000.

8. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 N 926(ред. от 29.05.2006) «О подразделениях милиции общественной безопасности»//Собрание законодательства РФ, 11.12.2000, N 50, ст. 4905,

9. Постановление пленума верховного суда РФ от 11.06.1999 № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»//Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, 1999.

10.Уголовное право России: в 2 т. Т.1. Общая часть: Учебник для студентов вузов/ А.Э. Жалинский [и др.]. - М.: Норма – Инфра - М, 2000.- 624с.

11.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Ред. В.В Мозякова.- М.: Экзамен, 2002.- 864с.

12.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: с постатейными материалами и судеб. практикой / В.Б.Боровиков [и др.]; Минюст РФ.- М.: Юрайт, 2001.- 1182с.

13.Иванов, Н.Г. Российское уголовное право: В 2 т. Т.1. Общая часть: Учеб./ Н.Г. Иванов, В.С.Комиссаров, Н.А.Лопашенко. - М.: Профобразование, 2001.- 598с.

14.Агаев, Г.А.Уголовное право Российской Федерации: Общая часть, Учеб. Пособие, Курс лекций/ Г.А., Агаев, Н.П.Берестовой, С.Н.Бычков.- С.-Петерб. ун-т МВД России: Университет, 2001.- 415с.

15.Наумов, А.В. Российское уголовное право: Общая часть: Курс лекций/ А.В.Наумов; изд. 2-е, перераб. и доп. - РАН. Ин-т государства и права: Б.м.: Бек, 2002.- 573с.

16.Наумов, А.В. Практика применения УК РФ: комментарии судебной практики и доктринальное толкование. Постатейный/А.В. Наумов; М.: Волтерс Клувер, 2005. – 237с.

17.Якушин, В. Цели уголовной ответственности / В.Якушин, О. Тюшнякова //Уголовное право.- 2003.- № 2. - С. 88-89.

18.Камынин, И.Д. Проблемы совершенствования института наказаний в уголовном законодательстве / И.Д. Камынин //Государство и право. – 2003. - № 6. - с. 86-89.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: