Рабочая программа дисциплины
Цветоведение и колористика
Художественная керамика
Форма обучения:
очная
Чебоксары
2015
Рабочая программа дисциплины «Цветоведение и колористика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Художественная керамика», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
_____________________________ и ООП ВПО _____________________________________
(дата утверждения и № приказа) (указывается код и наименование направления подготовки)
Рабочая программа дисциплины предназначена для__________________
_____________________________________________________________________________.
Составитель рабочей программы Гайнутдинова С. И.
Программа одобрена на заседании кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания
)
от ____________года, протокол № _________________.
Подписи:
Автор
Зав. кафедрой
Декан факультета
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины «Колористика и цветоведение» – подготовка квалифицированных специалистов в области ДПИ, умеющих определять специфику и сущность, взаимосвязь и особенности воздействия на зрителя колористических композиций в произведениях ДПИ.
Изучение предмета способствует решению следующих задач профдеятельности:
Овладение основными законами колористики и цветоведения;
Закрепление теоретических знаний и закономерностей цветоведения в практических упражнениях по выявлению особенностей взаимодействия цвета на плоскости, в объеме и ансамбле ДПИ в архитектуре;
Использование психологических аспектов науки о цвете в восприятии предметов ДПИ;
Развитие у студентов интереса к предмету;
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина «Колористика и цветоведение» относится к вариативной части профессионального цикла.
2.1.Освоение дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» является необходимой основой для:
-гармонизации цветовых отношений на занятиях по дисциплине «Живопись», «Декоративная живопись»
-выполнения учебных заданий по керамике с использованием гармоничных цветовых решений;
- выполнения выпускной квалификационной работы по специальности;
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующихпрофессиональных компетенций:
- обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК – 1);
- способен к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК – 2);
- обладает знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства; знаком с основными экономическими расчетами художественного проекта; способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции (ПК – 3);
- ориентирован на педагогическую работу по соответствующему профилю подготовки бакалавра в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования детей (ПК – 5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· основные категории и проблемы учения о цвете;
· основные законы колористики и цветоведения;
· научные основы цветоведения;
· психологические основы цвета;
· методы организации творческого процесса по подбору колорита декоративных произведений;
· технологию составления целостной колористической плоскостной композиции;
уметь:
· дать эстетическую оценку цвета;
· проектировать цветной колорит произведений ДПИ для определенного интерьерного пространства;
· реализовывать художественный замысел в подборе колорита произведения ДПИ;
владеть:
· навыками составления колористической плоскостной композиции;
· навыками подбора колорита произведения ДПИ;
· навыками переноса плоскостной цветовой композиции на различные прикладные формы;
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / ЗЕТ | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет (З), дифференцированный зачет (ДЗ), экзамен (Э)) | Зач. | Экз. | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Содержание дисциплины «Цветоведение и колористика»
№ | Содержание дисциплины | Лек | Пр | Сам | контр |
Введение в цветоведение. Колористика – наука и искусство. Свет и цвет. Освещенность. Источник света. Зависимость цветовой яркости от силы света. Хроматические и ахроматические цвета. Восприятие цвета. Природа цветового зрения. Чувствительность глаза. Психофизиологические закономерности восприятия цвета. | |||||
Цветовая индукция – взаимное влияние цветов. Отрицательная и положительная индукция. Одновременная и последовательная индукция. Факторы, влияющие на степень индукционного окрашивания: · расстояние, · четкость контура, · отношение яркостей, · отношение площадей, · насыщенность, · время наблюдения, · область сетчатки | |||||
Наука о цвете. Последовательность образования цветового круга по системе Гете. Цветовой шар Рунге по экватору. Систематика цветов в идее двойной пирамиды Оствальда. Двенадцатичастный цветовой круг Иттена. Цветовая система Менселла. Ньютон о цвете | |||||
Теория цвета. Цветовое пространство. Видимый спектр. Спектральные цвета. Основные цвета. Составные цвета. Основные характеристики цвета: тон, светлота, насыщенность. Цветовые оттенки и их названия (10 млн. оттенков, различимых глазом). | |||||
Смешение цветов. Пространственное смешение (освещение). Временное смешение (вертушки). Бинокулярное смешение (очки). Оптическое смешение (пятна, точки). Смешение красок. Процентный состав пигментов при составлении оттенков. | |||||
Цвет как средство информации. Цветовые коды. Сигнальные цвета и их значения. Символика, семантика цвета. Цветовые системы. Цвет в биологическом, психологическом, социальном, культурном измерении | |||||
Итого | просмотр | ||||
Психофизиологическое восприятие цветов. Цвет как фактор психофизиологического воздействия. Эмоциональное восприятие цвета. Цвет как фактор зрительного комфорта. Цвет как эмоциональный язык. Цветовые ассоциации: · физические o весовые – легкие, тяжелые, воздушные, давящие, невесомые; o фактурные - мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие; o температурные - теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие; o акустические - тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные; o пространственные - выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные · физиологические o возрастные - новорожденные, дети, подростки, зрелый возраст, пожилой, старость o состояние нервной системы – здоровый человек, утомленный, возбужденный, раздраженный, апатичный o нервный склад, темперамент – сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик o половая принадлежность - мужчины, женщины o медицинские · этические –интеллигентные, утонченные, грубые, простые · эмоциональные o позитивные – веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические; o негативные – грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные o нейтральные – спокойные, безразличные, уравновешенные, · географические– цветовой климат, колористика флоры и фауны · социальные o мода, o фольклор, o национальность, o религия, o эзотерика o магия, o искусство, o мифология, o аллегория | |||||
Цветовая гармония. Проблемы цветовой гармонии. Теория цветовой гармонии. Колорит. Закономерности колорита. Классификация цветовых гармоний: · ахроматические · монохроматические, · родственные, · родственно-контрастные, · контрастные | |||||
Итого | зачет | ||||
Цвет как эстетический фактор.Роль цвета в произведениях художников. Символизм, условность, декоративность. Цветомузыка. | |||||
Цвет как средство выявления формы и организации пространства · уменьшение и увеличение пространства, · иллюзорное исправление пропорций и деформаций, · выделение главного элемента структуры, · уравновешивание, · деконструкция, · разделение на зоны и т.п. | |||||
Цвет в художественном проектировании и конструировании изделий. Цвет в рекламе. Привлечение и удержание внимания. | |||||
Цвет в произведениях ДПИ. Условность цвета, декоративность, орнаментальность | |||||
Колористика в керамике. Цветовая палитра керамических глазурей, ангобов. Составление таблицы соответствия цветов глазурей до и после обжига. | |||||
Итого | экзамен |