Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.




Тема 1.5. Музыкальная культура дошкольников

1. Характеристика музыкальной культуры дошкольников.

2. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

· Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.

· Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

· Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируется эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.

· Музыкальные шедевры формируют у ребёнка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры ребёнка – важнейшая задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М. С. Каган).

· Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.

· В музыковедческой и музыкально педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность», сущность которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б. В. Асафьев, А. Н. Сохор, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста.

· Принцип единства сознания и деятельности определяет сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том и музыкальной культуры.

· Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности вступают способности. Отечественная теория способностей (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретённого в структуре личности.

· Содержание понятия музыкальная культура ребёнка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания обще эстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки.

· Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связанно с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие.

· Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К. В. Тарасовой (музыкальность), Н. А. Чичереной (предпосылки музыкального вкуса), И. В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А. В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку) Г. А. Никашиной (эстетические чувства), Е. В. Могилиной (музыкальные способности).

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О. П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура – это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопление интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности».

· В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника АА. И. Катинене, выделяя музыкальную деятельность, музыкальны опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребёнка, начиная с 4-х летнего возраста.

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребёнка предполагает целенаправленную работу:

· По развитию музыкальности ребёнка

· По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

· По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания

· По формированию ценностного отношения к музыке

 

Тема 1.6. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей.

1. Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

2. Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.

Виды активной, доступной ребёнку художественной деятельности в области музыкального искусства.

· Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточенности, требующим мобилизации чувств, мысли и познавательных возможностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения.

Слушание выступает в разных формах:

- как составная часть любого музыкального занятия, музыкального вечера досуга, праздника;

- как специальное занятие;

- как методический прием обучения

· Прежде, чем разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель поет ёё детям, а дети слушают

· В форме специального занятия слушание даётся с целью обогащения детей музыкальными впечатлениями, накопления и расширения их музыкального опыта.

· Как методический принцип слушание музыки используется для помощи детям при обучении их пению, игре, пляске.

Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни.

· Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

· Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен.

Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении.

Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-дидактические игры – музыкально-сенсорная деятельность ребёнка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

Игра на детских музыкальных инструментах – металлофоне и ударных – полезна для развития музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти.

· Каждое средство музыкального воспитания связано с развитием музыкального восприятия. Все вместе они воспитывают у ребёнка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение, формируют музыкальный вкус. Каждое из названных средств музыкального воспитания имеет свою специфику, что находит отражение в методике обучения.

· Например, если педагог исполнит песню перед началом пения детей, то они будут стремится к подражанию, воспримут произведение в целом, в результате лучше его исполнят.

· Предварительное слушание песни, ее мелодии создает общее настроение, восстанавливает образованные раннее временные связи в слуховом анализаторе коры головного мозга и помогает ребёнку правильно взять первый звук. И. М. Сеченов указывал, что память к яркому ощущению тем сильнее, чем недавнее, реальнее ощущение, чем свежее впечатления.

· Предварительное слушание музыки к пляске, игре восстанавливает музыкальный образ в целом, воздействует на слуховой и двигательный анализаторы, настраивает ребёнка на соответствующий темп, ритм движения. Сам процесс движения под музыку – это активный процесс восприятия музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: