Расселение населения по федеральным округам




Федеральный округ Численность населения в округе, тыс.чел. (%)
Центральный 38438,6 (26,9)
Приволжский 29900,4 (20,9)
Сибирский 19254,3 (13,5)
Южный 13856,7 (9,7)
Северо-Западный 13583,8 (9,5)
Уральский 12082,7 (8,5)
Северо-Кавказский 9496,8 (6,6)
Дальневосточный 6291,9 (4,4)

 

За 2002-2010 гг. численность населения выросла только в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах, соответственно, на 6,3 % и 1,2 %. При этом если в Северо-Кавказском федеральном округе население увеличилось во всех субъектах, кроме Кабардино-Балкарии и Ингушетии, то в Центральном федеральном округе население выросло только за счет г. Москвы, Московской и Белгородской областей. Фактором увеличения численности населения в этих округах был значительный приток населения, который компенсировал естественную убыль.

 

В пределах России продолжается переезд населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны.

Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.

Выезжающее из северных и восточных регионов население продолжает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черноземной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в отдель­ных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и экономическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов. Требует особого внимания проблема продолжающегося оттока населения из ряда приграничных территорий, и прежде всего с Дальнего Востока.

В последние годы восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего

В процессе осуществления социально-экономических реформ как в аграрном секторе, так и в сельской местности в целом создаются условия, сдерживающие отток сельского населения в города. Эти же факторы будут способствовать привлечению мигрантов в село.

Вместе с тем городские поселения, особенно крупные, в ближайшие годы не потеряют привлекательности для жителей села.

Города с многомиллионным населением, многопрофильным промышленным комплексом и развитой социальной инфраструктурой являются более привлекательными для мигрантов, чем малые города, поскольку в них имеется больше возможностей для прибыльного вложения капитала и осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно удорожание жизни в таких городах становится причиной миграции их коренных жителей.

Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процессы претерпят существенные изменения. Рассматривая складывающиеся тенденции, демографы выделяют наиболее характерные:

— сокращение под влиянием экономического кризиса интенсивности и географии миграционных потоков;

— уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР;

— сохранение значительной доли числа беженцев и вынужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков;

— рост в России численности иностранных рабочих;

— уменьшение в общероссийском миграционном балансе притягательности большинства регионов Европейской части России;

— замедление процесса возврата населения с северных и восточных территорий к местам прежнего жительства в западных регионах РФ;

— постепенное вхождение миграции между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного развития.

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов мигра­ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной политики являются:

— защита прав и интересов мигрантов;

— развитие системы иммиграционного контроля;

— соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;

— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

— создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

— стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов;

— недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеж­дениям;

— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;

— квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;

— запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

В связи с расширением сферы регулирования миграционных потоков в Российской Федерации посредством разработки и реализации федеральных целевых программ эффективное проведение го­сударственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. Следует определить формы взаимодействия федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем миграции, а также круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

С естественным и механическим движением связана численность населения регионов, а также плотность населения.

В 2009 иммигрировали в страну 279907 чел., а эмигрировали из нее 32458 чел.

 

Демографические прогнозы. По оценке Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в ближайшие 15—20 лет негативные тенденции в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность населения страны составит 144—135 млн чел., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн. В первой четверти XXI в. — по оценке — будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста числа женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах. Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам, примерно в 10 раз), а эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 70—80 тысяч человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и с Дальнего Востока (в Европейскую часть России и в сопредельные государства).

Одновременно с изменением количественных демографических показателей существенные перемены наблюдаются и в качественных характеристиках: физическое, психическое и социальное здо­ровье людей, интеллектуально-профессиональный потенциал общества, морально-нравственные критерии и нормы поведения. По индексу человеческого развития в 1993 г. Россия занимала 57 место среди 174 учтенных государств, а в 2010 г. – 64 из 198.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены основные задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федера­ции (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на:

— противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

— предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

— сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

— регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами,

— регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;

— регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

— осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: