Иванова Эмилия Николаевна.




Проект

«Детство наших бабушек».

Исполнитель: ученицы 6 класса Кошлец Карина и Исакова Валерия

Руководитель: Падалко Валентина Александровна, учитель истории

 

 

с. Подъельск

2010 г.

Введение.

Мы на уроках истории изучаем, как жили наши предки. А рядом с нами живут наши ветераны – живая история нашей необъятной Родины. И мы решили расспросить их о детстве – как они жили и работали, когда им было 6-15 лет.

Тема доклада: Детство наших бабушек.

Цель работы: Узнать, как жили, учились и работали наши бабушки до войны и во время войны.

Методы: Опрос, анкета

Субъект исследования – ветераны - бабушки.

Источники информации - воспоминания наших бабушек

Задачи: 1. Опросить бабушек и своих мам.

2. Собрать фотографии.

3.Сделать презентацию.

Актуальность темы заключается в том, что бабушки – ветераны уходят из жизни, и без них мы уже не сможем узнать об их детстве.

В ходе исследования выяснилось, что в селе жили и живут бабушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 70 до 80 лет и старше. Вот их имена:

Иванова Эмилия Николаевна.

Темникова Вера Васильевна.

Зюзева Надежда Владимировна

Моторина Мария Егорьевна.

Коданева Нина Павловна

Мою бабушку зовут Иванова Эмилия Николаевна. Родилась она 10 июня 1934 в Подъельске. Крещёная в местной церкви. Когда началась страшная война, ей было 7 лет. Она ходила в школу с сумкой из мешковатой ткани. Писали на уроке на клочках газет чернилами и ручкой с пером. Играла в тряпочные куклы, но ей было не до них, потому что она помогала своей незаменимой маме, а папа был на войне. Она была самой старшей, после неё были ещё 2 младшие сестрёнки и брат. Она нянчила, их пока мама была в лесу, валила деревья. Был голод. Маленькая Эмилия всегда думала, как и все: «Ах, когда кончится эта страшная война?» Питались они картошкой, а очистки с отростками сажали. Тогда было очень трудно жить. Однажды с сестрой они пошли в лес за вениками без мамы. Внезапно им встретилась медведица с медвежатами. И они, испугавшись, залезли на дерево и там сидели до вечера, ждали пока медведица уйдёт. Наконец-то, поздно, вечером медведица ушла. И они продрогшие, голодные пошли домой. О случившемся рассказали маме. Она очень сильно испугалась за своих детей.

На всё дети смотрели по- взрослому. Когда ей было 10 лет, принесли похоронку на отца, который погиб под Ленинградом. С малых лет работала на ферме, была дояркой. Потом работала в сельпо уборщицей, а потом продавщицей. Работала так же в столовой и пекла вкуснейшие блины, все заходили туда попить чаю с блинами. Вышла замуж, родила 4 детей. И она никогда не жалела о прожитой жизни. Она рано ушла из жизни. Я всегда буду помнить свою бабушку.

Мы побывали в гостях у ветеранов – бабушек и узнали, как они жили, когда были детьми.

 

 

Вот что нам рассказала Темникова Вера Васильевна.

«Родилась я 1 июня 1929 года в Подъельске, в местной больнице. А крестили меня в церкви». Когда началась война, ей было 12 лет. Тогда она проучилась всего 7 классов. Учится, было тяжело - тетрадей не было, и писали на газетах. Были старые книжки, носили их на руках, ходили без сумок. Вместо чернил использовали сажу, были ручки с перьями для чистописания и других предметов.

Вера Васильевна говорит, что её любимыми предметами в школе были литература и коми язык. А ещё она говорит, что носили домотканую одежду и после них донашивали малые дети. Играли в военное дело с деревянной винтовкой. Игрушек вообще не было. Устраивали на Новый год хороводы. Любимые занятия Веры Васильевны это - рукоделие, но в основном вязание. У неё была любимая подруга. Тяжело вздыхая, она сказала, что тогда жить было очень трудно. Тогда она всё время думала о том: «Когда же закончится война?» Сейчас Вера Васильевна – ветеран труда.

Мы расспросили ещё одного ветерана. Её зовут Зюзева Надежда Владимировна. Родилась она в 1925 году 29 января в селе Подъельск. В далёком детстве она играла в тряпочные игрушки. С друзьями играла в догонялки и прятки, делали домики - чомы, качались на качалке. У неё было много подружек. Когда началась страшная война, ей было 16 лет. В войну она много голодала, было очень тяжело жить. Много работали, особенно летом. Всего она проучилась 7 классов, а в Сторожевской школе закончила 8 и 9 классы. Бедная, тогда ученица Надежда ходила в школу без сумки, с учебниками подмышкой, да и ещё в старой одежде, сшитой из тряпок. Она говорит, что тогда у неё был любимый предмет – это география. После учёбы работала в колхозе, а затем поехала на учительские курсы. «Я работала в школе с 1944 до 1952 года, с 1960 до 1975 года продавцом. Ещё я была 2 раза сельским депутатом» - говорит она. У неё дома сейчас есть медаль к 100 -летию со дня рождения Ленина, она ветеран труда.

О своей жизни нам рассказала Моторина Мария Егорьевна. Родилась она 17 декабря 1925 в Подъельске. Училась в Подъельской школе 4 класса. Писали сажей на клочках газеты. Сумок тогда не было, носили учебники на руках. Играла она с друзьями в прыжки на доске, увлечений у неё не было, потому что было некогда, надо было много работать. Она говорит, что тогда они голодали, ели гнилую картошку, крапиву и листья рябины. После учёбы работала в лесу и в колхозе. Она - ветеран труда.

Коданева Нина Павловна подробно рассказала нам о своей жизни: «Родилась я 17 декабря 1926 года в селе Слобода Сыктывдинского района. Семья была большая мать Анна Архиповна, отец Павел Яковлевич, брат Андрей и сестры Надя, Маша, Рая и я. Жили в своем доме на холме. После революции отцу дали землю, помню, еще маленькая была, ходили всей семьей работать на своей земле. Была корова и лошадь, растили жеребенка. Потом вступили в колхоз, корову оставили, а лошадь отвели в колхоз. Колхоз «Свет» был бедный. Что больше всего запомнилось из детства? Однажды, когда было мне лет 5-6, взяла меня мама с собой в город. Было жарко, я шла босая, а ботинки несла на плечах. Когда уставала, садилась у обочины, собирала цветочки. В городе запомнилось сказочное белое с большим золотым куполом и крестом, сверкающим на солнце, здание. Смотри и запоминай, мама говорит – это главная наша церковь. Обошли кругом, постояли у ворот, любовались красотой. Это был Стефановский собор. Отец уехал в Сыктывкар, устроился на строительство, жил в бараке. Мы с сестрой Надей ходили к нему пешком на 7-10 дней, мне было лет 6, сестра одеваться помогала, чтобы стоять в очереди за хлебом. Стояли с 6 часов утра, занимали сразу две очереди и вместе дважды покупали хлеб, собирали полмешка, а то и больше, мать приезжала на лошади и с хлебом ехали, как богачи домой. В колхозе за трудодень платили 8 коп и хлеба давали очень мало на семью не хватало. Сеяли сами дома ячмень и картофель. Помогало то, что была корова. Но надо было отдавать налог 180 литров молока в год и мясо в колхоз. Жили трудно, но не голодали, отец много работал от колхоза в лесу. Летом ходит на рыбалку наловит рыбы, и мы дети чистим, утром нас будит, просит уже почистить ягоды, грибы. На весь год заготавливали. Во всем помогали родителям. Мать в колхозе работала. Утром уйдут рано на работу, младшие дети всю работу по дому делали, целый день ждали родителей, поздно вечером придут, а на завтра опять с утра идти работать. Как все, училась в школе. Когда пошла в первый класс, как раз построили новую четырехклассную школу. Был еще 5 класс, класс труда – столярный. Отец тоже строил, мне и говорит: «Вот я построил для тебя школу, иди и учись. Окончили 4 класс, и пошли пешком с подружкой в Зеленец устраиваться в 5 класс. Учились в избе – читальне, в школе места не хватало, детей много было. В Зеленец ходили на неделю с продуктами питания, мешок за спиной и туесок в руке. Норма 6 колобков (ид нянь), 42 копейки на 100 грамм сахара на неделю. На субботу уже ничего не оставалось. Так и жили. Одежда была худая, донашивали у старших, все в заплатках, но все так ходили. Однажды отцу дали премию ткань и мне сшили новое платье, и купили пальто. Очень обрадовалась, пошла в школу, а там одноклассник пришел в такой же рубашке как мое платье – отцы вместе премию получили. Так и ходили в школу. Дети учиться старались, по окончании каждого класса сдавали экзамены. Каждый старался быть лучшим. Тогда было соревнование между учениками. Писали, как будем учиться, на какие оценки по предметам и кого вызываем на соревнование. Я выбрала отличницу Валю Аврамову, конечно, не дотягивала, но была ударницей. В конце года сфотографировали вместе ударников и отличников. Девочки в Зеленце были очень хорошие, мы ведь жили далеко от родителей, и они нас поддерживали. В Слободе открыли семилетнюю школу, и я вернулась домой учиться. В школе была пионерская дружина и учком. Выпускали стенгазету, кто как учится. Мы все сами делали, кто – что узнавал, пионервожатой не было. Когда училась в 4 классе, разрешили устраивать елку на Новый Год. Каждый год сами украшали, готовили концерт. Очень любили концерты устраивать, выступали в клубе – церкви. Однажды 40 номеров подготовили, конца не было, и зрители не выдержали, а директор школы говорит, на сегодня хватит, идите спать. Музыки не было, и мы сами пели «ра-ра-ра» и «ри-ра-ра» и гребешками и бумажками делали музыку. Тогда все увлекались показом пирамид – гимнастических и упражнений – мостики, колеса, корзинки. Обязательно говорили при этом лозунги, например «Да здравствует СССР!». Никогда без дела не сидели, на перемене в школе вязали, пели, играли хороводы. По коридору физкультурные номера друг другу показывали, кто на руках ходит, кто колесом, мостиком, присядкой. С нами детдомовские дети учились, они много упражнений знали, а мы за ними повторяли. Много читали художественной литературы. Кино редко показывали. Помню фильм про пионера Петю, который в колхозе за курами ухаживал. Приезжал к нам в село Небдинса Виктор, он играл на балалайке и пел, а с ним была девочка, она танцевала как балерина.

Все лето помогали колхозу - пропалывали сорняки, поливали овощи, работали на сенокосе. И ни кто не говорил, что не хочет работать.

Как и все дети много играли. Мы девочки играли в куклы, даже по домам ходили друг к другу играть. Куклы сами делали, шили из тряпок, волосы из кудели делали. Летом делали домики – чом. Там играли в дом. Была посуда из черепков и из глины лепили, еду, пироги делали из щавеля, подорожника, ягод. Калачи делали из стрелок лука. Около нашего дома были качели - гигант - на столбе четыре веревки с петлей. Четыре человека кружатся, очень весело было. Из коровьей шерсти делали мяч и играли в лапту. Прыгали на доске, положенной на полено. Все прыгали со скакалкой, кто больше всех прыгнет и по - разному. Любили ходить по заборам – жердям, тренировали равновесие. Когда собиралось много детей, играли в прятки салки.

В 14 лет окончила 7 класс и уехала в Сыктывкар учиться в педучилище на учителя начальных классов. Давали стипендию 36 рублей в месяц. Норма для питания была 400 грамм хлеба, 200 грамм сахара в месяц. Кормили в столовой супом из картофеля и капусты. Каша из муки или манка жидкая, как кисель, чай на свои деньги. Иногда продавали булки, плюшки. Купим, сами не едим, а сразу сдаем на сухари для фронта. Жили в общежитии. Попала учиться и жить вместе с зеленецкими девочками. Они меня спасли от голодной смерти, когда потеряла хлебные карточки за 25 дней февраля на втором курсе. Кормили меня кашей из муки с салом. Жили 5 девочек, вместе питались. Из дома приносили капусту, картошку, высушенную сахарную свеклу и брюкву на общий стол. Благодарна им всю жизнь, особенно Распутиной Раисе и Нине Педьковой.

Первый курс топили, были дрова, а на втором курсе дрова сами таскали шпалозавода горбыли, а больше в холодной комнате жили, спали, укрываясь вторым матрацем в одежде, пальто и в платке. В училище тоже было холодно, чернила замерзали и дыханием согревали, чтобы можно было писать. Сидели в пальто и в рукавицах. Одежда была плохая, валенки были сшиты из старой фуфайки, сверху галоши. Шла война и много внимания уделяли в училище военному делу. Маршировали по улице Кирова. Военрук командовал «Воздух!» и должны были все падать на землю, иногда прямо в лужу, говорил как на войне. Учили санитарное дело, радиодело – Азбуку Морзе, учили работать на радиоключе. Также преподавали сельхозтехнику и сплавное дело. И все эти предметы учили после основных учебных занятий.

С 1 июля по 1 октября 1942 года послали вместо каникул работать на сплав. Работали в Слободском рейде, делали пучки из бревен. Наша бригада была многонациональная, работали карел Миша, поляк Юзеф (он потом ушел на фронт), русский и мы коми. В Сёрт - полое на заломе бревна разбирали и до рейда с берега спускали в реку. Вместе с нами работали литовские девушки. Ночью у костра они часто пели свои литовские песни, а мы слушали. Работали хорошо и поэтому хорошо кормили и давали 900 грамм хлеба в день. В 1943 году работали в Максаковке. Там сплавляли пучки по 8 и 10 пучков в день до Седкыркеща, а норма была 4 пучка. Вечером в 7 часов выходили на работу и ночью прибывали на место, там нас ждали схватщики на лодке (2 человека на двух лодках), нас ловили и подводили к плоту и потом мы сами привязывались к главному плоту. Потом выходили в городе и по улице Кирова через лесозавод шли пешком обратно в Максаковку. Несли на плечах тяжелые багры. Приходили на место в 8 часов утра, нас кормили в столовой, потом отдыхали до 6 часов вечера, а в 7 часов снова отплывали. Нашим бригадиром был поляк пан Бенеш, а мы звали пани Бенеш, он смеялся над нами – я не пани, а пан. И так весь июль, август, сентябрь и в дождь и темень. Почему ночью работали, а не днем, а потому что днем ветрено и от главного течения несло к берегу, к кустам, а ночью спокойно, безветренно и легче плыть. Работали девочки 14-16 лет. Выходные были, я домой в Слободу ходила, целую буханку хлеба за 2 дня домой несла. Дома были родители и сестра младшая, старшая сестра Маша и брат Андрей были на фронте.

В 1944 году работали в Трехозерке, там формировали плоты для буксира. Так же возили нас до Корткероса на неделю, где с песчаного берега, мы отталкивали бревна до реки, скатывали их по бревнам как по рельсам. Работали с 7 часов утра. С нами работали девочки с сыктывкарской школы №1.В Трехозерке жили на закрытой барже отдельно от поселка и в столовую ходили по бонам. Кормили неважно – суп из щавеля и крапивы, каша мучная и черный хлеб. На паек хлеб не давали. Работали июль и август.2 сентября 1943 года получили направление на работу по школам. Меня послали в Зеленец. Так и закончились мои детство и юность, началась трудовая жизнь. Нина Павловна всю жизнь проработала учителем, сначала учила начальные классы, а затем после окончания пединститута преподавала историю. Она ветеран труда.

 

 

Выводы:

1.Детство у бабушек было трудное, но интересное.

2.Много работали, поэтому мало времени оставалось на учебу, но старались учиться хорошо.

3. Еды не хватало, часто голодали.

4. Игрушки делали сами.

5.Дети на все смотрели по – взрослому.

 

Заключение.

Проделанная исследовательская работа помогла нам понять, что военное детство наших бабушек было очень трудным, и увидеть разницу между прошлым и настоящим. Мы гордимся нашими ветеранами.

Информанты.

1. Темникова Вера Васильевна.

2. Зюзева Надежда Владимировна

3. Моторина Мария Егорьевна.

4. Коданева Нина Павловна

5. Кошлец Наталья Альбертовна

Источники.

1.Фотографии Кошлец Карины

2.Фотографии Коданевой Нины Павловны

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: