РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА «СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ»




 

Спустя несколько лет после выхода романа «Generation П», Виктор Пелевин издает новый роман под названием «Священная книга оборотня». Первоначальный тираж книги составил 150 тысяч экземпляров, что свидетельствует о ее долгожданности со стороны читательской аудитории. Появление нового романа закономерно вызвало огромное количество критических откликов со стороны литературоведов и читателей. В отличие от реакции критики на «Generation П», где значительных расхождений в оценке романа не наблюдалось, мнения критиков по поводу очередного творения Пелевина довольно противоречивы. С одной стороны, отмечается очередная победа автора в покорении литературного Олимпа, неизменность авторского таланта, что и подтверждается выходом данного романа. С другой стороны, высказываются мнения, что авторский талант и потенциал Пелевина исчерпал себя, и это, возможно, последнее произведение крупной формы (предполагается, что Пелевин далее будет писать только рассказы). Почитатели творчества Пелевина не обошли вниманием и внешнее оформление романа: как большая находка расценивается ими прилагаемый к книге диск с саунд треками, прослушивание которого позволяет в полной мере окунуться в пространство романа и пережить те же чувства, которые переживают его герои. Впечатления от прослушивания данной музыкальной продукции также высказываются в печати: «Не знаю, но от прослушивания музыки, рекомендованной для сопутствования чтению, у меня образовалось меланхоличное настроение, переходящее в возвышенную скуку. Экзотичен сам набор из японо-китайской аутентичной эстрады и кубинско-латинской расслабленной тоски. Однако, песня «Володя» - бесспорный хит данной подборки, по эмоциональной шкале намного опережающий просчитанную ностальгию «Shoking blue». Так высказывается Евгений Иz, автор статьи «Бумеранг не вернется: Reremixed». Есть мнения и об общем оформлении книги, которое также подогревает интерес к самому роману. Ян Александров, автор статьи «Сказка о лисе и волке», пишет: «Веселенькое оформление в «анимэшном» стиле и диск с композициями, упоминаемыми в тексте, думается, должны привлечь к новому роману культового автора самых молодых и «продвинутых» читателей».

Теперь обратимся к суждениям о содержательной стороне романа «Священная книга оборотня». Вышеупомянутый Евгений Иz отмечает, что данное произведение, в силу своей занимательности, достигнутой путем включения в пространство романа героев-оборотней, должно удовлетворить вкусы довольно широкой аудитории: «В этом романе много современно-анекдотичного материала, это та же линия уже знакомой нам пелевинской безжалостно-снайперской сатиры, но, кажется, те же выстрелы бьют по тем же мишеням, и тот же кетчуп летит в лицо той же изумленной аудитории. Хотя фантасмагоричность сюжета должна кого-нибудь впечатлить. То, что вокруг снова полным-полно «оборотней в погонах» - ни для кого не секрет, а вот то, что героями романа Пелевина сделались два зооморфных оборотня, лисичка-сестричка (древнекитайская демоница) и братец-волк (уродливый, но душевный расейский патриот), - конечно, должно потешить любителей метафоры и гиперболы». Многие критики отмечают все возрастающую занимательность произведений Пелевина. Но тексты Пелевина остаются постмодернистскими и полностью не переходят в разряд произведений массовой литературы только потому, что автор синтезирует в своих произведениях в рамках одного текста философский, политический и художественный пласты. Они являются связующим звеном между «большой» литературой и литературой «ширпотреба» (Виктор Тетерин). Вот как пишет о специфике таланта Пелевина А.С. Кончеев в статье «Пелевин - тайный идеолог пустотности»: «Книга В. Пелевина «Священная книга оборотня», собственно, философско-мистический трактат, облеченный в художественно-публицистическую форму». Далее этот же автор отмечает неизменную особенность Пелевина быть великолепным художником слова, мыслителем, человеком, неравнодушным к окружающей его действительности, и, к тому же, неплохим публицистом. Все это позволяет писателю добиваться такого огромного коммерческого и читательского успеха своих произведений: «Текст Пелевина развлекателен. Развлекателен по форме. Намеки, сюжетные посулы, неожиданные коллизии, стремительные и остроумные диалоги и монологи. Экскурсы в историю, литературу, психологию, философию, всё это зачастую изложено на сленге, с разговорными оборотами, матом, если нужно, точными подробностями обстановки и психических движений персонажей. Вся эта игра служит основной цели - добиться максимальной понятности и убедительности в изложении той философемы, которая у него уже заготовлена и приберегается к концу».

Вот, что думает о новом романе Пелевина Игорь Пронин, автор статьи «Виктор Пелевин, "Священная книга оборотня": «Когда некоторое время назад вышла долгожданная книга Пелевина, на тот момент последняя, определенное количество читателей оказалось разочарованным. Какой-то лихости им не хватило, легкости. Что ж, пути писателя неисповедимы: "Священная книга оборотня" тяжеловесностью не страдает, герои быстры на язык, мысли и поступки. Нефтедоллары, засилье портфельных инвесторов и даже тайны госбезопасности теперь лишь фон для, страшно сказать, истории любви. Впрочем, волноваться не стоит: цинизма Пелевин не утратил, в иллюзорности нашего с вами существования не разочаровался. Просто теперь в иллюзорности живут еще и оборотни - а что бы им там не жить? У них и любовь, для них и "Священная книга".

Книга удалась. Местами смешная, местами лиричная, даже трогательная, она по сути, конечно же, одно сплошное издевательство, начиная с "коэльевского" названия. Издеваться есть над кем, в конце романа приведен целый список вредных сущностей, среди которых, кстати, и интернет-колумнисты - аккурат между натуралами и оборотнями в погонах. Могло быть хуже».

Представим еще один положительный отзыв о личности и творчестве писателя, который утверждает неугасаемость творческого таланта Пелевина. Этот отзыв помещен в «Эссе о романе» Виктора Тетерина: «Каждый новый роман Пелевина становится абсолютным бестселлером, хотя набор штампов во всех последних произведениях писателя остается практически неизменным: смесь из буддистской философии, будень сотрудников ФСБ и российских бизнесменов, аллюзий на события, происходящие в жизни страны.

Чем же объяснить сей факт? Все дело, как мне кажется, в стиле писателя, который остается неизменным. Неизменно высокое качество - вот что заставляет покупателей во всем мире покупать вещи одних и тех же торговых марок, книги одних и тех же авторов. Когда автор «исписывается», его две-три новые книги по инерции еще продаются, но затем... Пелевину пока не грозит эта участь, каждая его книга вызывает бурю споров, и вновь и вновь подтверждает, что ее автор есть оригинальный, талантливый писатель». Виктор Тетерин также отмечает характерную, очень важную особенность автора «Священной книги оборотня»: его «общественность», чуткость к происходящим в стране событиям, умение вовремя откликнуться на любые изменения в обществе. Эта черта Пелевина позволяет ему всегда находиться в центре внимания читательской аудитории и постоянно вызывать интерес к своим произведениям. Тетерин даже высказывает мысль о том, что Пелевина уже давно пора награждать премией «Букер»: «Подводя итоги, скажем кратко: Пелевина давно необходимо награждать Букером, ведь, используя сленг ЖЖ, «автор жжот!». Используя же более привычную лексику, скажем: каждый роман писателя является слепком массового самосознания российского общества, обладая при этом неоспоримыми литературными достоинствами «пелевинского» стиля, и в силу этого достоин быть награжденным премией «Букер - Открытая Россия».

Изложенные выше мнения высказаны в защиту таланта автора и неугасаемого, растущего интереса к его произведениям. Но есть и обратная сторона медали. Некоторые критики настроены не столь оптимистично по поводу очередного романа Пелевина. Их отзывы категоричны и полны сарказма. Но они также имеют право на существование. Вот некоторые из них. Неутешительный, содержащий злой сарказм прогноз дальнейшей литературной практики Пелевина предлагает нам автор статьи «И крутится сознание, как лопасть» Дмитрий Полищук: «Поскольку с выходом “Священной книги оборотня” цикл романов, похоже, закончен, то интересно представить, что ожидает автора в дальнейшем. Если Пелевин не только описывает, но и действительно идет по тому пути, что и его герои (увы, получить ответ на этот вопрос в рамках анализа текста не представляется возможным, так же как нельзя узнать из книг Кастанеды, был ли у него на самом деле учитель-индеец Дон Хуан), можно предположить либо полное прекращение духовной литературной практики, либо, если самоусовершенствование еще не окончено, появление текстов, еще больше зацикленных на малоинтересном для постороннего наблюдателя ментальном содержании. Впрочем, безотносительно к качеству можно представить, что это будут отстранения от каких-то иных впечатлений - например, полученных автором в иных географических пространствах (и может, уже и не на русском языке), и тогда вместо симулякров и кодов Бодрийяра сотоварищи, уже как следует выжатых в русскую тетралогию и устаревших для актуального описания остального мира, не ждут ли нас модные “конец истории”, Кожев-Фукуяма и их последователи плюс секс-туризм? Возможно также, что продвинутый автор сосредоточится на чисто учительных текстах». Судя по тону и смыслу этого предсказания, Пелевин совсем изжил свой писательский талант, потерял чувство времени и ему ничего больше не остается, как уйти на заслуженный покой и дать дорогу другим, молодым и преуспевающим авторам.

Это не единственное нелестное мнение о романе. Ян Александров, упомянутый нами выше, положительно оценивший оформление нового произведения Пелевина, противоположно высказался по поводу его содержательной стороны: «Лиса и волк - союз, слишком хорошо знакомый по русским народным сказкам, но у Пелевина получающий отчетливый китайский привкус, - встречаются, расстаются, занимаются любовью и беседуют о мужском и женском, состоянии нефтяного бизнеса, раскладе политических сил в России и на Западе, вопросах философии. Их беседы переполнены цитатами самых разных авторов - Толстого, Набокова, маркиза де Сада, Фрейда, Юма, буддизма, "Матрицы" и порнографических романов. К сожалению, в этих бесконечных диалогах маломальское действие безнадежно тонет. Повествование распадается на множество фрагментов, временами довольно ярких (а временами и откровенно наркоманских), которые, однако, так и не складываются в цельную картину. Претензия автора на всеохватность и всезнание на этот раз подвела культового писателя. Замах налицо, а вот легкости и естественности нет. Ирония кажется натужной, шутки вымученными, а ядовитые размышления о современности (не зря же в главных героях ходит оборотень в погонах!) - довольно банальными и общими. Но в случае с Пелевиным никогда нельзя угадать: гуру не целился в мишень или случайно промазал? Пусть каждый решает сам».

В рецензии на книгу Пелевина «Священная книга оборотня» под названием «Лисичка-сестричка и Серый Верволк» автор отмечает, что всегда присущая и неотъемлемая способность писателя остро реагировать на всевозможные происходящие вокруг него события, способность быть «зеркалом эпохи», отражать и интерпретировать в своих произведениях атмосферу эпохи в новом романе изменила ему: «Как вы думаете, что больше всего привлекает в книге “массового читателя”? Кровь? Секс? Фантастический мир? Ничего подобного! Как показывает статистика, самое важное - актуальность сюжета, его, так сказать, созвучность надеждам и чаяниям масс. Помимо воспоминаний знаменитостей и пособий по похуданию, к такой литературе можно отнести книги о жизни олигархов, “глянцевых” журналистов и высокопоставленных политиков. В России до недавнего времени эту нишу занимала проза Виктора Пелевина. В его романах “Generation “П”” и “ДПП (NN)” полно точных наблюдений и смелых политических прогнозов, они блестяще передают дух своего времени, общую атмосферу эпохи. Политические скандалы, экономические катастрофы, “духовные искания” интеллигенции...

“Священная книга оборотня” в этом смысле абсолютно не похожа на два предыдущих романа Виктора Пелевина. Несколько дежурных шуток на нефтяную тему да герой - генерал-лейтенант ФСБ - этим злободневность новой книги Виктора Пелевина исчерпывается. Возможно, поэтому пресса отреагировала на нее непривычно вяло. Зато давних поклонников автора эта вещь скорее порадует, чем огорчит. Многие сюжетные линии “Священной книги...” восходят к ранним рассказам автора, опубликованным еще в начале 1990-х. Главная героиня, лиса-оборотень с простым китайским именем А Хули, заставляет вспомнить блестящую новеллу “Проблема верволка средней полосы”. А уж когда на сцене появляется волк-оборотень Саша Серый, генерал-лейтенант ФСБ, вопросов о связи этих произведений просто не остается». Такова краткая историография данного вопроса.

Представленные выше мнения по поводу содержательной стороны очередного произведения автора неоднозначны, однако все критики сходятся в одном: стиль Пелевина и манера изложения всегда будут выделять его среди писателей-соотечественников.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: