Дифференциация заданий по объему учебного материала




Этапы организации дифференцированного обучения

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3. Распределение учащихся по группам с учетом выбранных критериев.

4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделения групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Критерии дифференциации:

  1. Готовность к обучению (деление детей на группы, только что приступивших к обучению).
  2. Обученность
  3. Обучаемость

 

Признаки, по которым можно делить на группы

l Уровень развития мышления, творческого потенциала, интересов

l Наличие базовой подготовки

l Склонности, интересы к определенному виду деятельности

Группы подвижны

 

Способы дифференциации учебной работы школьников

Дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому подробнее рассмотрим те способы дифференциации, которые используются на уроке на этапе закрепления.

Способы дифференциации предполагают:

• Дифференциацию содержания учебных заданий:

— по уровню творчества;

— по уровню трудности;

— по объему.

• Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:

— по степени самостоятельности учащихся;

— по степени и характеру помощи учащимся;

— по характеру учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).

К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения, например, решение арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, то есть решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений и т. д.

От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Выделяют следующие черты творческой деятельности

• самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

• умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;

• умение видеть новую функцию объекта;

• самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;

• способность видеть структуру объекта;

• альтернативное мышление, то есть умение видеть возможные решения проблемы, различные способы решения.

С учетом этих характеристик, например, на уроках математики чаще всего используются следующие виды продуктивных творческих заданий:

• поиск закономерностей;

• задания на классификацию математических объектов;

• задания с недостающими и лишними данными;

• преобразование данного математического объекта в новый;

· исследовательские задания;

• выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

• самостоятельное составление задач, математических выражений и т. д., то есть создание нового продукта;

• нестандартные задачи и задания.

Во всех этих дифференцированных работах учащимся второй и третьей групп необходимо выйти на обобщение способа действия, то есть им предлагается задание более высокого теоретического уровня.

Дифференциация заданий по объему учебного материала

Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные.

В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают полностью выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, поэтому им требуется дополнительное время на выполнение задания.

Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание. Обычно оно выполняется по желанию детей, но учитель специально стимулирует учащихся, чтобы они захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов используются различные поощрения.

Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные.

Дополнительные задания можно индивидуализировать, к примеру, предложить их ученикам в виде индивидуальных карточек или перфокарт. Можно подобрать упражнения из альтернативных учебников или тетрадей с печатной основой. Если дополнительное задание дается группе учащихся, то его подбирают из основного учебника или записывают на доске.

В качестве дополнительных могут предлагаться репродуктивные или продуктивные задания, не связанные по содержанию с основным.

Схематично представлены наиболее распространенные типы индивидуальных дополнительных заданий.

Многие учителя, пользующиеся такой формой работы постоянно, прикрепляют к доске специальный условный знак (например, красный кружок), рядом с ним записывают дополнительное задание. Те ученики, которые выполнили основное задание раньше, приступают к работе над дополнительным, не обращаясь к учителю за заданием. А он в это время помогает тем детям, которые испытывают затруднение при выполнении основного задания.

Учитель может подобрать несколько дополнительных заданий разного типа и предложить их учащимся на выбор.

Другим вариантом дифференциации является подбор нескольких взаимосвязанных заданий нарастающей трудности. Обычно наиболее трудные задания выполняют самые сильные ученики, которые за отведенное время успевают сделать наибольшее количество упражнений.

Применение на уроках дифференциации по объему материала требует ознакомления детей со определенными правилами организации работы.

Правила организации работы по выполнению дополнительных заданий:

• не приступайте к выполнению дополнительного задания, пока не проверите основное задание;

• дополнительное задание не является обязательным, поэтому можно выполнить его частично, не полностью;

• если в классе проводится проверка основного задания, то следует отложить выполнение дополнительного задания и работать вместе с учителем;

• к выполнению дополнительного задания можно вернуться на других этапах урока.

Для выполнения дополнительных заданий целесообразно использовать специальные тетради или отдельные листы, карточки. Это позволит упорядочить записи решений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: