Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению




Слоговой домик

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.

 

 

 

Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

- поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

- чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

- чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

- в дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Слоговая раскраска

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.

При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

- Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

- Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

- Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

- Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

- Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

- Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

 

 

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению


Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Слово «эпоха» не является преувеличением, ибо вопросы методов обучения грамоте стояли и стоят по сегодняшний день очень остро, так как чтение всегда рассматривалось как первый и основной предмет начального обучения.
Звуковой метод, предложенный К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил существовавший до этого буквослагательный метод.
Методика, разработанная К. Д. Ушинским, коренным образом отличается от всех предшествующих методик тем, что знакомит детей со звуками речи не как с некими абстрактными звуками, а выделяя их непосредственно из речи.
К. Д. Ушинский говорил об этом так: «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».
Как же решает К. Д. Ушинский задачу обучения чтению? Прежде всего, обучение чтению для него - часть обучения родному языку, включающего: 1) наглядное обучение; 2) подготовительные упражнения в письме; 3) звуковые упражнения, готовящие к чтению.
Поскольку нас в данной работе интересует только обучение чтению, мы будем анализировать лишь третью группу этих занятий. По методу К. Д. Ушинского дети сначала знакомятся со звуками а, о, и. Как только дети вслед за учителем научатся правильно называть эти звуки (изолированно), учитель произносит целое слово, в котором есть один из этих звуков, и просит детей определить, какой знакомый им звук есть в этом слове. «Учитель. Какие вы знаете звуки? Первый? Второй? Третий? А вот я вам скажу целое слово — вол! Какой здесь звук — а или о? Вол! Учеиики, наиболее способные, угадают с первого раза. Если же никто не угадает, то учитель должен сказать сам. За третьим, четвертым словом все начнут отгадывать, но сначала, конечно, не без ошибок».
Для этих упражнений берутся односложные слова с искомой гласной в середине слова. Заметим, что изучение каждого звука сразу же сопровождается показом буквы, т. е. звук вводится всегда вместе с буквой. Таким образом, дети усваивают звуки а, о, и, е, у, ы. Затем они переходят к выделению гласных в двухсложных и многосложных словах, закрепляя уже усвоенные звуки и буквы и знакомясь с буквами я, ю, ё. Только после того как дети усвоили все гласные, начинается знакомство с согласными, причем К. Д. Ушинский считает, что «уяснить детям значение согласной буквы — самое важное и самое трудное дело во всем обучении грамоте. Это — ключ к чтению: когда дети овладели им, то все остальное пойдет легко».
Согласные вводятся путем сравнения между собой двух слов, отличающихся друг от друга одной согласной: ус — уж. Затем так же, как ранее, дети искали в называемых учителем словах знакомые гласные, они начинают искать и изучаемые согласные. Следующий этап — переход от изучения звуков к чтению.
Знакомство с каждой новой согласной начинается с показа картинки, под которой написано слово. Дети сначала называют слово по картинке, затем проводят звуковой анализ этого слова (слова трехзвуковые: осы, ели, ива и т. п.); находят знакомые звуки, называют первый и последний звуки слова, доходят до нового звука, знакомятся с буквой, обозначающей его, и затем читают слово.
Этот метод имеет следующие преимущества: 1) при обучении ведется интенсивная работа, направленная на умственное воспитание ребенка; 2) дети работают с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками.
Важно, что детей постепенно ведут от выделения отдельного звука в слове к проведению полного звукового анализа слова. Таковы безусловные и чрезвычайно значительные достоинства этого метода.
Проанализировав процесс обучения начальному чтению, мы обнаруживаем, что дети, обучающиеся по этому методу, никогда не читают незнакомых слов. Прежде чем читать какое-то слово, дети проводят подробный и полный звуковой анализ его, записывают это слово и только после этого читают, т. е., читая, они заранее знают, какое слово они читают! Естественно, что дети не испытывают никаких мук слияния звуков, они произносят известное им заранее слово. Уделив большое внимание знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, К. Д. Ушинский не дал способа научения самому процессу чтения. Дети, которые учились таким способом, принцип чтения должны были интуитивно открывать сами.
За прошедшие годы звуковой метод не раз подвергался различного рода модификациям, вредным последствием которых оказалось возникшее представление о чтении как о процессе нанизывания «чистых» звуков при последовательном восприятии букв. Если сущность метода К. Д. Ушинского заключалась в том, что основной упор в обучении чтению он делал на серьезную длительную работу со звуковой стороной языка и поэтому назвал свой метод звуковым, то в дальнейшем название «звуковой» стало означать, что при чтении назывались якобы «чистые» звуки, слияние которых и приводило к чтению. С резкой критикой подобного понимания звукового метода выступил И. Н. Шапошников, который возвратил звуковому методу утерянные со времен К. Д. Ушинского акценты, в своих теоретических разработках даже усиливая их. По мнению И. Н. Шапошникова, только тот умеет сливать звуки, кто слышит их в речи. В умении узнавать, слышать звуки речи заключается вся «тайна», весь «секрет» чтения.
При обучении чтению по методу И. Н. Шапошникова дети каждое слово делят на слоги, а слоги на звуки. Каждый выделенный звук обозначается буквой (при этом во избежание графических трудностей И. Н. Шапошников предлагает пользоваться печатным шрифтом). Таким образом, ребенок не просто делит слово на звуки, но тут же выражает его в буквах: он пишет, заканчивая процесс абстрагирования звуков в процессе письма. Каждое написанное слово затем дважды читается детьми. (И. Н. Шапошников против того, чтобы давать детям слова, которые они не умеют писать правильно.)
Такое чтение, по его мнению, ускоряет процесс абстрагирования звуков: через некоторое время ученик устанавливает связь между буквами и звуками и начинает читать. К чтению незнакомого текста дети переходят только тогда, когда таким образом пройден почти весь алфавит, т. е., прежде чем приступить к чтению незнакомого текста (не проанализированного и не записанного перед чтением), дети долго упражняются в чтении по свежим следам анализа, читая таким способом практически все возможные простейшие слоги. Итак, по методу И. Н. Шапошникова, так же как и по методу К. Д. Ушинского, дети учатся чтению, идя от звуковой действительности.
Мы видим, что у лучших педагогов, работающих по звуковому методу, момент слияния звуков в слог вообще исключен из процесса обучения, так как дети долго упражняются в «чтении» известных заранее слогов и слов. Однако нельзя не признать, что подобное решение, хотя и является безусловно интересным и чрезвычайно облегчающим обучение детей чтению, не раскрывает перед нами механизма самого процесса чтения. В методических руководствах, которыми пользуются учителя сегодня, по-прежнему рекомендуется прием слияния звуков, прием «чистого» произнесения согласного при чтении открытого слога.
Для чтения детям предлагаются вначале слова только с твердыми согласными, так как, по мнению методистов, чтение слов с мягкими согласными значительно труднее, чем с твердыми. И действительно, при существующем в настоящее время способе обучения чтению с нанизыванием «чистых» звуков трудно даже представить, как можно предложить ребенку читать слог с мягким согласным: ведь в слоге мя, например, первый звук ребенок должен назвать м. Напомним, что К. Д. Ушинский предлагал знакомить детей сначала со всеми гласными буквами и сразу переходить к чтению слогов как с твердыми, так и с мягкими согласными. Хотя никто не отрицает важности и обязательности обучения детей звуковому анализу, на деле этот звуковой анализ лишь отдаленно напоминает тот, который был предложен сто лет назад К. Д. Ушинским.
В настоящее время необходима разработка новой методики обучения чтению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: