Цель музыкального воспитания детей раннего возраста
Формирование активности в музыкальной деятельности, развитие элементарных музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребёнка.
Задачи музыкального воспитания:
1. Создавать благоприятную, радостную атмосферы, побуждать детей к активности.
2.Прививать интерес и любовь к музыке.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность 10 минут. За год проводится 72 занятия.
Развлечения проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут. За год 12 развлечений.
Разделы занятия:
1.Музыкально-ритмические движения.
2.Пальчиковые игры, детские потешки.
3.Слушание музыки.
4.Подпевание.
5.Пляски, игры.
Музыкально – ритмические движения
Задачи:
1.Развитие двигательной сферы - формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков).
2. Развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных.
3. Развивать элементарные умения пространственных ориентировок.
4. Развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
Пальчиковые игры
Задачи:
1.Выполнять с детьми простые пальчиковые игры с текстом.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Учить соотносить движения с содержанием потешек, стихов.
Слушание музыки
Задачи:
1.Развивать интерес к музыке и устойчивое слуховое внимание.
2.Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку.
3. Развитие представлений об окружающем мире.
4. Расширение словарного запаса.
Подпевание
Задачи:
1.Расширение кругозора и словарного запаса.
2.Формирование активного подпевания.
3.Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
4.Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен.
Пляски, игры.
Задачи:
1.Формирование активности в играх, плясках.
2.Развитие чувства ритма.
3.Формирование элементарных плясовых навыков.
4. Формирование коммуникативных качеств.
5.Развитие координаций движений.
К концу года дети должны уметь:
-Узнавать знакомые мелодии
-Вместе с педагогом подпевать музыкальные фразы
-Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движения с первыми звуками музыки
-Выполнять движения: ходьба и бег, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой, хлопки в ладоши, повороты кистей рук.
Узнавать и называть музыкальные инструменты: бубен, погремушка.
Методические принципы
1.Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено.
2.Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач.
3.Принцип последовательности, постепенное усложнение музыкального репертуара.
4. Принцип партнёрства. Недопустимо использовать на занятиях авторитарный стиль.
5.Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Связь музыкального занятия с другими областями.
Физическая культура | Развитие двигательной активности в музыкально-ритмических движениях |
Чтение художественной литературы | Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
Художественное творчество | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Социализация | Формирование представлений о музыкальном искусстве, развитие игровой деятельности |
Познание | Расширение кругозора детей в области музыки, сенсорное развитие |
Коммуникация | Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки, развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности |
Здоровье | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей |
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
За основу рабочей программы брала программу «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Использовала материалы следующих программ:
1. «Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева.
2. «Топ-хлоп, малыши» Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
3. «Танцуй малыш» Т. И. Суворова.
Методические пособия
1. «Забавы для малышей, М. Ю. Картушина. Москва, Сфера 2006
2. «Логоритмические занятия с детьми» М. Ю. Картушина. Москва, Сфера 2008.
3. «Праздники здоровья» М. Ю. Картушина. Москва, Сфера 20084.
4. Аудиокассета для слушания «Солнышко». Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА» 2001.
Период Тема месяца | Виды деятельности | Репертуар | Методические задачи | Интеграция |
Сентябрь Весёлые ладошки ½ неделя ¾ неделя | Музыкально- ритмические движения | 1.«Разминка» Е. Макшанцева 2. «Маршируем дружно» М. Раухвергер 3. «Мы учимся бегать» Я. Степова | Организация внимания, развитие мелкой моторики Учить детей ходить всем вместе, стайкой под музыку. Развивать навык бега, учить бегать не наталкиваясь друг на друга. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1.«Ладушки-ладошки» М. Картушина 2. «Сорока-белобока» (р.н.п.) | Развитие мелкой моторики и речи. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ | Слушание | 1. «Ладушки» (р.н.п.) 2. «Колыбельная» Б. Флис | Развивать слуховое внимание, расширять музыкальный кругозор. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1.«Ладушки» (р.н.п.) обр. Г. Фрида 2. «Птичка» М. Раухвергер | Привлекать детей к активному подпеванию. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1.«Да-да-да» Е. Тиличеева 2. «Маленькая полечка» Е. Тиличеева | Развивать внимание, формировать навыки простых танцевальных движений: хлопки, притопы, махи руками. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1.«Где же наши ручки?»Т. Ломова 2. «Жмурки с бубном»(р.н.м) | Развивать внимание, чувство ритма, формировать эмоциональную отзывчивость. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Октябрь Осенние деньки ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1.«Вот как мы умеем» Е. Тиличеева 2. «Поезд» Т. Суворова 3.«Воробушки»М. Красев | Формирование навыка ритмичной ходьбы, развивать слуховое внимание, умение начинать и заканчивать движение под музыку. Формировать у детей умение лёгкого бега на носочках. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1.«Кап-кап» (р.н.м) 2. «Ветерок» М. Картушина | Развивать мелкую моторику, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1. «Осенняя песенка» А. Александров 2. «Дождик» Обр.Г. Лобачёва | Расширять кругозор детей, продолжать знакомство с окружающим миром, природой, увеличивать словарный запас. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ | Подпевание | 1. «Солнышко» М. Кртушина 2. «Дует ветер» И. Кишко | Формировать эмоциональную отзывчивость, побуждать к подпеванию. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1. «Пляска с листочками» Т. Суворова 2. «Сапожки» (р.н.м) | Развивать у детей умение изменять движения в соответствии со сменой характера музыка, учить ходить и бегать в разных направлениях. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Прогулка и дождик» М. Раухвергер, М. Миклашевская 2. «Догони зайчика» Е. Тиличеева | Развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать умение слушать музыку и менять движение со сменой её характера, развивать творческую активность. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Ноябрь Домашние животные ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1. «Лошадка» М. Раухвергер 2. «Научились мы ходить» Е. Макшанцева | Осваивать движение «высокий шаг», развивать чувство ритма. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1. «Утёнок» М. Картушина 2. «Цыпа-цыпа» М. Картушина | Развитие речи, мелкой моторики | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1. «Лошадка» Е. Тиличеева 2. «Собачка» М. Раухвергер | Формировать ритмическое и эмоциональное восприятие, учить звукоподражанию, развивать внимание. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1«Петушок» Обр. М. Красева 2. «Кошка» А. Александров | Привлекать детей к подпеванию, учить звукоподражанию и активному подпеванию. Формировать умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к животным. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1. «Курочки и петушки» Т. Суворова 2. «Танец уточек» М. Картушина | Учить различать разный характер музыки, ритмично выполнять движения (махи руками, пружинка). Учить ходить за ведущим, выполнять движения по показу педагога. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1.«Кошка и котята» В. Витлин 2. «Игра с собачкой» М. Картушина | Развивать внимание и формировать умение согласовывать движения с разной по характеру музыкой. Воспитывать выдержку, начинать и заканчивать движения по музыкальному сигналу. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Декабрь Новогодняя ёлка ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1.«Марш»Е. Тиличеева 2. «Повторяй за мной» Т.Сауко | Развивать навыки ритмичной ходьбы, Умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Развивать координацию движения, умение бегать под музыку, прыгать вперёд-назад. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1. «Ёлочка» М. Картушина 2. «Снег летит» М. Картушина | Развитие речи, мелкой моторики | «Познание», «Художественное творчество» |
1/2 ¾ | Слушание | 1.«К деткам ёлочка пришла» А. Филиппенко 2. «Зима» В. Красев | Развивать слуховое внимание. Учить детей эмоционально откликаться на содержание песни. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1. «Пришла зима» М. Раухвергер 2. «Дед Мороз» А. Филиппенко | Вызывать у детей радостные эмоции, привлекать к активному подпеванию . | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1. «Зимняя пляска» М. Старокадомский 2. «Фонарики» обр. Р. Рустамова 3. «Танец снежинок» Т. Суворова | Развивать чувство ритма, формировать умение выполнять игровые действия в соответствии с текстом. Развивать умение легко бегать на носочках в свободном направлении и кружиться на месте. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Игра с мишкой возле ёлки» А. Филиппенко 2. «Игра с погремушкой»А. Филиппенко 3. «Зайчики и лисичка» Г. Финаровский | Закреплять у детей основные движения: бег, прыжки, воспитывать выдержку, развивать умение согласовывать движения с текстом. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Январь Зимушка-зима ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1. «Ходим-бегаем»Е. Тиличеева 2. «Ноги и ножки» В. Агафонников 3. «Лесные гости» М. Картушина | Учить различать разный характер музыки, развивать чувство ритма, развивать умение выполнять основные движения: ходьбу и бег. Выполнять прыжки на обеих ногах, простой шаг, шаг на внешнем своде стопы. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1. «Снежный пирог» М. Картушина 2. «Снег летит» М. Картушина | Развивать речь, мелкую моторику рук. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1.«Новогодний хоровод» А. Филиппенко 2. «Маленькая ёлочка» М. Красев | Развивать внимание, Формировать эмоциональное восприятие. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1.«Ёлка» Т. Попатенко 2. «Заинька» М. Красев | Способствовать активному подпеванию, активизировать речевую активность детей. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1.«Санки» Т. Сауко 2. «Приседай» Обр. А.Роомере | Развивать выразительность движений, чувство ритма, способность координировать движения с музыкой и текстом, развивать внимание детей. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Зайцы и медведь» Т. Попатенко 2. «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамов | Реагировать на смену характера музыки, воспитывать выдержку. Развивать музыкальный слух, учить играть громко и тихо. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Февраль Маленькие солдаты | Музыкально- ритмические движения | 1. «Где флажки» И. Кишко 2. «Марш» Т. Сауко | Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Формировать навык бодрой, энергичной ходьбы. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1 «Машина» (детская потешка) 2. «Дружные ладошки» (потешка) | Развивать речь, мелкую моторику. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1. «Самолёт» М. Раухвергер 2. «Петя- барабанщик» М. Красев | Развивать слуховое внимание, расширять кругозор. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1. «Паровоз» А. Филиппенко 2. «Конёк» И. Кишко | Расширять представление об окружающем мире, активизировать речевую активность. Учить подпевать повторяющиеся слова и фразы. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1.«Танец с флажками» Т. Вилькорейская 2. «Весёлые пары» Т. Суворова. | Развивать внимание, чувство ритма, формировать умение согласовывать движения с текстом, учить детей ходить по кругу одному и парами. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Я на лошади т скачу» А. Филиппенко» 2. «Флажок» М. Красев | Развивать творческую активность детей, формировать коммуникативные качества. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Март Весеннее солнышко ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1. «Марш» В. Дешевов 2. «Птички» Т. Ломова 3. «Солнышко» Е. Макшанцева | Развивать внимание, слух, чувство музыкальной форма. Формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать лёгкий бег. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1 «Пальчики проснулись» М. Картушина 2. «Зайка умывается» (р.н.п.) | Развивать речь, мелкую моторику. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1. «Зима прошла» Н. Метлов 2. «Маленькая птичка» Т. Попатенко | Расширять кругозор, развивать эмоциональную отзывчивость, слуховое восприятие. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1. «Утро» Г. Гриневич 2. «Кап-кап» Ф. Филькенштейн | Побуждать детей к активному подпеванию, развивать слуховое восприятие. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1. «Парная пляска» (немецкая плясовая мелодия) 2. «Греет солнышко теплее» Т. Вилькорейская | Учить выполнять знакомые движения в парах, развивать коммуникативные навыки. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Солнышко и дождик» М. Раухвергер 2. «Игра с платочками» | Учит детей ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Апрель Любимые игрушки | Музыкально- ритмические движения | 1. «Ай-да!» Т. Попатенко 2. «Идём-прыгаем» Р. Рустамова 3. «Мячики» М. Картушина | Учить выполнять топающий шаг. Развивать навыки основных движений. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
½ ¾ | Пальчиковые игры | 1. «Варись кашка» Е. Туманян 2. «Коготки» М. Картушина | Развитие речи, мелкой моторики. | «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Слушание | 1. «Мишка» М. Раухвергер 2. «Машина» Ю. Слонов | Учить внимательно слушать произведение. Развивать творческую активность | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ ¾ | Подпевание | 1.«Паровоз» А. Филиппенко 2. «Бобик» Т. Попатенко | Развивать музыкальное восприятие, побуждать детей к подпеванию | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1. «Танец с игрушками» Н. Вересокина 2.. «Танец с платочками» Т. Суворова | Выполнять движения по показу, развивать внимание, Выполнять лёгкий бег по кругу и произвольно, менять движения в соответствии с музыкой. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1.«Игра с персонажами» Т. Суворова 2. «Игра с бубном» М. Красева | Различать смену музыкальных частей, выполнять условия игры, развивать ритмический слух. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |
Май Ожидание лета ½ ¾ | Музыкально- ритмические движения | 1.««Полянка» обр. Г. Фрида 2. Повторение изученных упражнений. | Закрепить основные движения, выученные за год. | «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность» |
Пальчиковые игры | Повторение ранее разученных упражнений | Развивать речь, мелкую моторику. | «Познание», «Художественное творчество» | |
½ ¾ | Слушание | Слушание знакомых произведений. | Развивать музыкальную память. | «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» |
½ | Подпевание | 1. «Корова» Т. Попатенко 2. «Жук» В. Карасева 3. Повторение ранее разученных песен. | Закреплять навыки исполнения песен. Развивать эмоциональную сферу. | «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье» |
½ ¾ | Пляски | 1.«Погуляем» Е. Макшанцева 2. «Летняя пляска» Т. Сауко | Развивать чувство ритма, выразительность и координацию движений, формировать навык ходьбы парами под музыку. | «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура» |
½ ¾ | Игры | 1. «Карусель» Т. Суворова 2. «Мотылёк» Р. Рустамов | Развивать творческую активность, формировать коммуникативные навыки. | «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество» |