Тама-Тархан, Аждаха, Улят и Шурале считались плохими, злыми, нечистыми алпами, а Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом).




Однажды Тама-Тархан решил стать господином всего и двинулся на алпов, отказавшихся ему подчиниться. Он проглотил многих алпов, но уцелевшие в страхе обратились за помощью к Тангре. Тангра вооружил молниеносными трезубцами алпов Сабана Мардукана и Кубара и направил их против мятежного алпа. Кубара подвел его “конь“ - бык, на котором он ехал на битву, поэтому Сабан опередил брата и своим трезубцем ударил в Тама-Тархана. С помощью подоспевшего Кубара Сабану удалось распороть Тама-Тархана на три части. Одна часть осталась тьмой, из другой сделалось Нижнее Видимое Небо, из третьей - Мировой Океан (“Чулман дингезе“). По воле Тангры Кубар и Сабан обернулись гусями (или утками) и наловили в воде песчинок, из которых они сложили Землю. Пока они делали это, в воздухе (между Небом и Землей) из искр молниеносных трезубцев, по воле Тангры, возникли души (которые летали по воздуху, но отдыхать прилетали на Землю в виде прекрасных птиц).

Из распоротого чрева - пещеры Тама-Тархаиа вылезли проглоченные им алпы, а из глиняных ног алпа тьмы Шурале сделал фигуры людей, надеясь усилить с их помощью свое могущество. Но фигуры были уродливыми и безжизненными. Тогда Шурале попросил алпбику Улят (могущую в образе крылатой мыши долетать до высокого шатра Джам-Бурана в Невидимом Небе - Мире) украсть полотенце из бани праотца алпов. “Джам-Буран, говорят, прекрасен собой, и полотенце, которым он обтирается, сохраняет его черты. С помощью этого полотенца я передам красоту Биргюна людям и унижу его за нелюбовь к нам“,- сказал ей Шурале, Улят украла полотенце и сбросила его на Землю, а Шурале обтер полотенцем фигуры людей, и они стали красивыми. Для того, чтобы оживить людей, Шурале наловил душ-птиц и вложил их в фигуры. Они ожили - так появились люди.

Но Тангра не допустил, чтобы Шурале завладел людьми - души остались принадлежать Тангре и после их смерти опять взлетают над Землей, а Шурале достаются лишь безжизненные гниющие тела. Биргюн пожаловался Тангре на Шурале и Улят, и Творец обезобразил их внешней вид, а кроме того, лишил Улят крыльев.

 

Так как плоть людей сделана из тела Тама-Тархана, то плотские желания людей и поступки во имя исполнения этих желаний есть низость и зло. Эти желания и поступки пачкают души людей. После смерти человека его душа между Небом и Землей проходит проверку. Если грязи на душе немного, то душа очищается и чистой поднимается в Небо, А если души перегружены грязью зла, то они падают в подземный мир (Тама) и превращаются в злых духов - йорегов. Поэтому надо жить так, чтобы низких мыслей и поступков было как можно меньше.

 

Настоящий Торе гласит; все люди рождаются равными, но впоследствии, по воле Творца, получают разные наклонности и начинают заниматься разными делами. В силу дарованных Творцом способностей и возможностей люди становятся богаче или беднее, но должны честно заниматься каждый своим делом, не быть завистливыми и не обижать друг друга.

А представители одного из воинственных течений простонародного Торе - “Маджары“ - говорили так: Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям - возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: “Если вы - очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие - то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!“ Маджары говорили: “Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда - их название “Маджары“ - “жертвенные“. “А наши аристократы называли Маджаров “ельбегенами“, “грачами“ и “айярами“.

 

Могила богомила (с знаком Тангры) из Босни

 

Идеи Маджар воспринял Худаяр и, прибавив к ним некоторые Христианские молитвы, создал ересь Худаярства (Богомильство). После смерти Худаяра его последователи стали убивать змей, т.к. Худаяр погиб от укуса змеи, и этим они отличаются от старых Маджар. Булгары Ак-Булгара (Волжской Булгарии) сохранили древний Булгарский обычай почитания змей, поэтому среди них Худаярство не распространилось. Знаком наших Маджар был “знак Грача“ черного цвета. Этот же знак был гербом Саксина. После айярского восстания в Буляре (в 1182-1183 гг.) Габдулла Чельбир запретил этот знак, а герб Саксина велел изображать красным цветом. У Худаярцев же знаков не было.

 

2. ОБРЯДНОСТЬ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: