Conceptual justification of euthanasia in the modern religious worldview (Part 2)




УДК 2:179.7

Поздняков А.В.

кандидат философских наук, доцент

кафедры логики, философии и методологии науки ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Pozdnyakov A.V.,

Candidate of Philosophy, Associate professor,

Department of logic, philosophy and methodology of science,

Orel State University named after I.S. Turgenev

Концептуальное оправдание эвтаназии в современном религиозном мировоззрении (часть 2)

В данной статье автор обсуждает актуальную на сегодняшний день тему оправдания эвтаназии современным религиозным сознанием. Статья разбита на две части. Во второй части автором анализируются современные теоретические стратегии различных конфессий, которые направлены на оправдание эвтаназии и суицидальных практик.

Ключевые слова: эвтаназия, суицид, аутомортальные практики, биоэтика, религия, мировоззрение.

Conceptual justification of euthanasia in the modern religious worldview (Part 2)

In this article the author discusses the topical issue of today, the topic of euthanasia justify the modern religious consciousness. The article is divided into two parts. In the second part the author analyzes the modern theoretical strategies of various faiths that seeks to justify euthanasia and suicide practices.

Key words: euthanasia, suicide, personal death practices, bioethics, religion, philosophy

 

Одним из ярких защитников эвтаназии является унитарианская церковь. На Генеральной Ассамблее Униатской Универсалистской Ассоциации в Палм-Спрингсе в 1988 году была принята резолюция о "Праве человека умереть с достоинством”. В ней говорилось, что “унитарные универсалисты защищают право человека на самоопределение в смерти и настаивают на освобождении от гражданско-правовых санкций или уголовных наказаний тех, кто, под надлежащими гарантиями, действует в интересах неизлечимо больных пациентов выбрать время их собственной смерти” [11].

В связи с этим весьма интересны оправдательные стратегии либеральных христиан в отношении к эвтаназии. Они высмеивают идею святости жизни, которая в православии и католицизме является основанием для осуждения суицида, и указывают на ее цинизм [15]. Преподобный Клай Нельсон, представитель Объединенной церкви Христа, обрушивает свои сентиментальные вопрошания в адрес противников эвтаназии. Для тех, кто действительно верит, что жизнь священна, к ним есть вопросы, которые стоит спросить. Если Бог - причина ее святости, почему же сам Бог, не полагает, что жизнь священна? Есть неисчислимые эпизоды в Библии, где Бог забирает жизнь, например как при всемирном потопе, или требует, чтобы его люди устраивали геноцид. Если жизнь так священна, почему святые люди убивают друг друга? Разве инквизиция считала жизнь священной, когда пытала людей на дыбе? Когда мусульмане объявляют джихад, в основном на других мусульман, своих братьев и сестер, жизнь перестает быть священной? Когда индусы и мусульмане терроризируют друг друга в Индии или, когда Израиль и Палестина нападают друг на друга, поднимают ли они вопрос о святости жизни? Или, как могут позволять себе некоторые христиане: приводить доводы в пользу неприкосновенности жизни, отрицая аборты, но при этом поддерживать смертную казнь? Даже когда мы твердим о святости и неприкосновенности жизни, мы не исполняем это в жизненной практике. Посмотрите, кого мы убиваем: комаров и мух, потому что они вредители. Львов и тигров - исключительно для забавы. Кур и свиней, потому что нам нужно утолить голод. И мы убиваем людей, потому что они пагубны, или от того, что это забавно. Получается, что святость жизни – избирательное явление, т.к. мы решаем, какие формы жизни священны, а какие нет. Нельсон не торопится дать окончательный ответ на вопрос, что нужно вкладывать в содержание понятия о святости жизни, но зато для него вполне очевидна ценность и важность законного основания эвтаназии и врачебного ассистирования смерти. “Я согласен с этическим аргументом, - пишет Нельсон, - который говорит о том, что жизнь неизлечимо больного должна длиться до тех пор, пока человек ощущает, что жизнь стоит того, чтобы жить”. Объединенная церковь Христа поддерживает право неизлечимо больных пациентов принять их собственные решения относительно того, когда умереть. Это положение соответствует более широкому церковному учению, которое подчеркивает важность уважения личной совести и выбора, а также целостности человеческого существа.

В противовес идее о «святости жизни» унитариане и прочие либеральные христианские деноминации выдвигают идею о «достойной жизни» [6, c.83]. Согласно унитарианам, жизнь должна рассматриваться через категорию ее достойного протекания. В случае невозможности поддержания ее в достойном качестве по причине физического или умственного расстройства, она должна быть прекращена. Отсутствие возможности достойно жизнь должно стать правом достойно умереть. Приверженец унитарианства и известный химик Лайнус Полинг говорил: «…если болезнь или ранение приведут меня в безнадежное состояние, я хочу, чтобы мне было позволено умереть без излишних страданий, но с достоинством» [6, c.83].

Но самым известным защитником права на эвтаназию среди унитариан является унитарианский пастор-гомосексуалист Джордж Эксу, умерший в 2015 году. Как мы уже отмечали выше, он способствовал самоубийству 102 человек, при этом многие его клиенты не страдали от смертельных заболеваний, а имели психосоматические расстройства и депрессии. Джон Ронсон, известный уэльский документалист и журналист, снял про него фильм с названием «Преподобная смерть», а также в своей статье 'I make it look like they died in their sleep' раскрыл свое интервью с этим священником унитарианской церкви [12]. Как отмечает Ронсон, Эксу был культурным, обаятельным и остроумным человеком. "Я никогда ничего не делал более важного в своем пастырском служении, чем это ", - говорил Эксу. - "Я думаю, что именно для этого я пришел на эту планету. Я повитуха для умирающих, для тех, кто желает ускорить свою смерть". Во время своих выездов к клиентам он брал с собой надувного крокодила, накаченного отравляющим газом, на случай, если его остановит для досмотра полиция. С помощью него он мог походить на аниматора, развлекающего детей. Именно этого крокодила с газом он часто использовал для осуществления ухода своего клиента в мир иной. Правда, под конец своей деятельности он от такой конспирации отказался, так как именно этот крокодил стал привлекать к себе внимание посторонних. Преподобный в основном работал ночью и когда клиент умирал, придавал ему образ умершего во сне человека, кладя ему на коленки книгу.

В 2002 году общество в Ирландии и в США было разделено на два больших лагеря: сторонников и противников деятельности Эксу. Причиной этому стала смерть страдавшей дипрессией ирландской девушки Розмари Тул, которая попросила Эксу помочь ей умереть. После того как убийство было раскрыто, ирландская полиция подала запрос на арест и экстрадицию пастора и его помощника и спутника жизни Томаса Макгаррина. Согласно ирландскому законодательству за содействие в убийстве им грозил срок до 14 лет. Эксу даже приобрел для себя отравляющее зелье, чтобы стать первым мучеником движения права на смерть. Однако воспользоваться им не пришлось: США отказались его выдавать Ирландии. После 121 дня заточения он был освобожден, так как не нарушал американские законы [13]. Умер Эксу своей смертью в хосписе на 72 году жизни, так и не воспользовавшись правом на добровольную смерть, которую так отстаивал [14].

Другой стратегией современного религиозного либерализма является попытка доказать естественность желания смерти себе при неизлечимых болезнях и страданиях. Условно ее можно назвать онтологической. Согласно унитарианам человеку свойственно двигаться по пути саморазрушения. Ибо разрушение, как и созидание, есть естественная составная часть существования мира. Здесь явно видны отголоски деистической философии. Унитариане отрицают догмат первородного греха. Бог творит мир такой, какой он есть, соответственно разрушение, распад становится неотъемлемой его частью. Деистическое миропонимание предполагает замыкание человека в наличном бытии и не допускает выхода индивида в иное бытие. Поэтому человек предрасположен к суициду, как к одной из форм распада.

Одним из ярких представителей деистического понимания мира является Дэвид Юм, который смог повлиять на протестантское христианство. Он считал, что в мире нет ничего постоянного, каждая вещь, какой бы неизменной она ни казалась, находится в непрестанном изменении. Конечная цель данного изменения это распад, в том числе и души. Юм является пропагандистом суицида. Цель, провозглашенная самим автором апологии суицида, состоит в попытке "вернуть людям их прирожденную свободу", возвратить им ту власть над собственной жизнью, которой они лишились [10, с. 665]. Автономия личности может считаться совершенной, если эта личность может покончить с собой; поэтому доказательство такой автономии достигается радикальным оправданием самоубийства. Право на вольную смерть утверждается Юмом в трех аспектах, которые можно обозначить как метафизический, социологический и психологический. Самоубийство не может считаться нарушением человеческого долга по отношению к Богу. Это доказывается через отрицание промысла Бога, который создал неизменные законы существования мира и не в силах их уже менять. Суть же их заключается в неизбежном разрушении единичных вещей. Так как принципы развития мира есть следствие действия неизменных законов, то любой поступок человека есть "только следствие тех сил и принципов, которые бог внедрил в свои создания" [10, с. 703]. Это касается и стремления человека к саморазрушению. Человек, действующий в мире, поступает так или иначе в силу тех способностей, которыми он наделен от Бога (то есть изначально) [1, c.265]. В связи с вопросом о способностях человека возникает проблема его свободы. На что способен сам человек? Все события человеческой жизни, пишет Юм, могут быть поняты как "в известном смысле" деяния Бога; но в смысле самом прямом и непосредственном они "проистекают" из тех самых сил, которыми Творец наделил Свои создания [1, c. 265]. Человеческие способности - не менее дела Божии, чем законы, например, движения или тяготения [10, с. 709]. Поэтому всякий человеческий поступок есть "только следствие тех сил и принципов, которые Он внедрил в Свои создания" [10, с. 703]. потому самоубийца получает смерть "из руки Божества" [10, с. 702]. Пусть самоубийство - результат длинной и не всегда осознаваемой цепи причин, "из которых многие зависели от добровольных поступков людей". Но все же Провидение "руководило этими причинами", ибо "ничто не происходит во вселенной без Его согласия и содействия". Посему и "моя смерть, хотя произвольная, произойдет не без Его согласия" [10, с. 704], установленного изначально [1, c. 266-267].

Бог, следовательно, и желает моей смерти, и содействует ей. Так как каждое действие предполагает причину, "а эта - другую", то мы обязаны предположить Самого Бога в качестве изначальной Причины всего. Поскольку Бог есть причина всего, а всякое самоубийство небеспричинно, постольку Бог есть причина самоубийства. Ничто в мире не совершается произвольно, т.е. вне механизма предустановленных Богом причин и следствий. А если "все происходящее установлено Им", то, следовательно, "ничто не может быть предметом Его кары или мести" [9, с. 692]. Только Бог повинен в "добровольной" смерти человека; самоубийца невиновен, ибо он несвободен.

В неоориентализме вопрос о естественности самоубийства также вызвал ряд противоречивых трактовок.

Например, на вопрос, «совершаемый суицид имеет в себе предопределение свыше?» - Бхактиведанта Прабхупада отвечает отрицательно. Согласно его трактовки, у человека есть доля независимости. Но совершать самоубийство, как утверждает Прабхупада - противоестественно. «И вот, поскольку у нас есть эта независимость, мы можем от естественного сделать шаг к неестественному» [2, c.42] На подобной позиции стояли другие представители неоориентализма, такие как Шри Ауробинда, Шри Чинмой.

Однако не все склонны так категорично рассматривать эвтоназию. Известный гуру Шри Раджниш (Ошо), как и в случае с унитарианами, считает стремление к смерти нечто естественным. Но для Ошо естественная смерть более глубокое понятие. Он утверждает, что большая часть населения планеты не умирает естественной смертью (даже если в рамках биологического значения люди умерли естественно), по причине того, что и жизнь свою проживают неестественно [8]. Этому мешает наша обусловленность, убеждающая нас, что быть естественным – значит быть просто животным, а человек должен стать чем-то сверхъестественным. Эту обусловленность вкладывали все традиционные религии, которые призывали людей подняться выше своей природы. Они дурачили людей, призывая бороться против своей природы, но итог оказывался один – уничтожение самого себя. Он не возвысился над животными, а пал еще ниже их. «Может быть, вы никогда об этом не думали: ни одно дикое животное не гомосексуально, – утверждает Раджниш. - От одной мысли об этом весь животный мир разразится хохотом. Это просто глупо! Но в зоопарке, где нет самок, животные поневоле становятся гомосексуальными. Человек превратил в зоопарк весь мир: миллионы и миллионы людей — гомосексуалисты, лесбиянки, содомиты и им подобные — все возможные извращения...». Ошо всю ответственность за подобные процессы в мире кладет на традиционное религиозное сознание: «Кто в ответе за это? Те, кто учил вас быть выше природы, кто учил вас сверхъестественной божественности».

Человек должен принять свою естественность и более глубже ее осмыслить. В этом и заключается его отличие от животных – способность стать более естественнее, чем они. Когда человек полностью исследует свою природу, он обретет свой дом, ибо природа и есть настоящий дом человека. И тогда смерть начинает восприниматься не как нечто противоестественное, а как радость и празднество. «Тогда ты умираешь без жалоб; ты умираешь с глубокой благодарностью, потому что жизнь дала тебе так много, и смерть — это просто предельная высота всего, что ты прожил». «Естественный человек, прежде чем умереть, мгновение живет ярче: он весь сияет, он сама истина. Для меня это естественная смерть. Но ее нужно заработать, она не дается просто так». Ошо предлагает отделять в своем качестве смерть, как яркий момент жизни, от болезни или страдания.

Из суждений о неестественном состоянии человека вытекает и его искаженный взгляд на понятие естественной смерти. В западной медицине эти понятия «упакованы в одну пачку». В европейских больницах врачи борются со смертью, вынуждая своих пациентов с помощью фармакологии влачить растительное существование, заставляя страдать еще больше. Воспринимая смерть как врага, западное сознание в области танатологии сформировало нравственные проблемы, которые не может разрешить. Для Ошо права выбора смерти есть неотъемлемое право с рождения. Он предлагает установить возрастной предел, 75-80 лет, после которого больницы должны оказывать пациентам помощь, которые решили избавиться от тела. «В каждой больнице должно быть место для умирающих людей, и тем, кто выбрал умереть, нужно оказать особое внимание и помощь. Их смерть должна быть красивой». Но эвтаназия должна совершаться с одобрения медицинской комиссии, со сроком около месяца, чтобы пациент не мог принять решение, основываясь исключительно на своих эмоциях. За этот период человека нужно духовно подготовить, научить медитировать. ОШО хочет сделать смерть тысяч в просветление. В современном мире люди стали жить долго, но это не влияет на достоинство жизни. Пожилые люди раздражены, и это потому, что у них нет ни здоровья, ни работы, ни уважения; и истина в том, что они хотят умереть. Им нужно дать свободу в своем выборе и одновременно их нужно научить умирать, чтобы смерть для них обрела благородный смысл, чтобы они смогли «оставить жизнь радостно, экстатично, с большой признательностью и благодарностью».

Не важно как произойдет переход из этой жизни в иную (умрет он добровольно выбрав смерть или в силу иных обстоятельств), но важно иное: на сколько человек готов к этому переходу без кармических последствий.

Очень сдержанную позицию в этом вопросе имеет Кришнамурти. Он говорит, что чисто теоретически нельзя отвечать на вопрос: правильна или неправильна эвтаназия в своей сути. Нужно оказаться в такой ситуации и, исходя из нее, принимать решение. «Если бы у меня лично был рак в последней стадии, тогда я и рассматривал бы эту проблему, тогда я решал бы, что мне делать. Вопрос не был бы теоретическим. Тогда я нашел бы, какое действие является наиболее разумным» [5]. И в его жизни такой случай выпал: в 90-летнем возрасте он заболел раком поджелудочной железы. перенося боль и страдания, он почти до самой кончины пытался находится в сознании и давать советы своим ученикам. «Необыкновенно поражало то, - вспоминает один из его приближенных, - что Кришнаджи, несмотря на слабость и близкую кончину нашел в себе силы подвести итог всему, что совершил». Умер Кришнамурти во сне вскоре после полуночи в ночь 17 февраля, не прибегая к эвтаназии [4].

Либерализация сознания проявляется не только в новых религиозных движениях, но и встраивается в концепции современных представителей традиционных культов.

Так, Далай-лама IV раскрывая буддийское отношение к проблеме эвтоназии, говорит, как и Кришнамурти, об избирательном подходе к данному явлению. Если поддержание жизни не имеет надежды, а семья больного не располагает средствами, тогда эвтаназия может быть допустима. Далай-лама также допускает эвтаназию в исключительных случаях. Но «решение нужно принимать на месте, в каждом отдельном случае» [3]. Все сходятся в одном традиционном вопросе: о свершении акта самоубийства без кармических последствий.

Хотелось бы отметить модернистские тенденции в современном православии по данному вопросу. Священник Димитрий Агеев, помощник председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии, считает, что запрещение на отпевание суицидников есть «исключительно педагогическая мера», которая существовала в России до революции. «Это был очень сильный психологический шаг, который останавливал, если не всех, то очень многих» [7]. Но эти меры сегодня останавливают далеко не всех, поэтому он предлагает честно признать несостоятельность таких методов профилактики суицида в наше время. А в качестве педагогической меры в все же сделать отпевание самоубийц, «хотя бы некоторых, — тех, кто в земной жизни были христианами».

Президент религиозной организации «Сока Гаккай» Икеда: отмечает очень важную составляющую современного этапа развития вопроса об эвтаназии. Особенно он актуализировался в 21 веке. В прошлом вопрос об эвтаназии обсуждался в основном с точки зрения избавления пациента от невыносимой физической боли. Однако с учетом достигнутого прогресса в лечении и появления специализированных противоболевых клиник и приютов избавление от боли перестало быть центральной проблемой [6, c.83]. Весь их фокус переместился к умерщвлению ради права умереть с достоинством.

Но как мы могли видеть, два основных концептуальных обоснования добровольной (активной) эвтаназии: «легкой смерти» и «достойной смерти» - имеют все свои предпосылки в древних культурах, где традиционные религиозные системы играли не последнюю роль. В основе современного религиозного либерализма лежат следующие предпосылки: религиозные системы политеизма, не имеющие негативного отношения к самоубийству, а иногда содержащие ритуальную аутомортальную практику; сакрализация самоубийственных актов в монотеистических религиях, которые иногда не признаются религиозными адептами в качестве суицидальных, а по мотивам своего свершения наоборот самоубийству противопоставляются: самоубийство – мученичество, самоубийство – героизм; философские концепции, оправдывающие суицид. В рамках современного религиозного либерального сознания формируются следующие стратегии, направленные на оправдание эвтаназии и аутомортальных практик: онтологическая стратегия, указывающая на естественность человеческой природы устремляться к смерти, как нечто непротиворечащее божественным законам; аксиологическая стратегия, ставящее под сомнение смысл «святости жизни», сформированное в консервативном религиозном сознании; социально-культурная стратегия, которая своей целью имеет не защиту эвтаназии, но переосмысление табуирования самоубийства в социально-культурном аспекте, а также призыв к снисходительной оценки тех, кто решил добровольно уйти из жизни.

 

Список литературы и источников

1. Аванесов С.С. Суицид и радикальное самоопределение субъекта у Дэвида Юма // Этическая мысль, выпуск 12, 2012, с. 259-274.

2. Бхактиведанта Прабхупада. Совершенные вопросы, совершенные ответы. Беседы Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и Боба Коэна, сотрудника Корпуса Мира в Индии. - М.:The Bhaktivedanta Book Trust, 2008.

3. Далай-лама отвечает на вопросы учеников - URL: https://savetibet.ru/2009/10/04/dalalama.html -Дата доступа: 22.05.2016.

4. Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. - URL: https://www.litmir.co/br/?b=16786&p=54 - Дата доступа: 12.05.2016.

5. Немедленно измениться: Джидду Кришнамурти, Глава X. Самоубийство - URL: https://rumagic.com/ru_zar/religion/krishnamurti/e/j9.html - Дата доступа: 15.05.2016.

6. Полинг Л., Икеда Д. «Вся жизнь в борьбе за мир. Диалог» М., 2004 с.83. - URL: https://www.uuma.org/mpage/BSE1989 - Дата доступа: 12.05.2016.

7. Священник Димитрий Агеев: В корне каждого самоубийства – предательство со стороны близких (+Видео) - URL: https://www.pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-ageev-my-ne-mozhem-ostavit-samoubijcu-bez-molitvennoj-pomoshhi-video-1/ - Дата доступа: 15.05.2016.

8. Шри Раджниш Смерть, эвтаназия, самоубийство // От медицины к медитации. [Электронный ресурс] – URL: https://www.libros.am/book/read/id/135118/slug/ot-mediciny-k-meditacii

9. Юм Д. О бессмертии души // Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1965. с.689-697.

10. Юм Д. О самоубийстве // Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1965. С. 697-707.

11. Donald W. McKinney Euthanasia As Public Policy: Rights And Risks. - URL: https://www.uuma.org/mpage/BSE1989 - Дата доступа: 12.05.2016.

12. Jon Ronson 'I make it look like they died in their sleep' // The Guardian - Monday 12 May 2008 – URL: https://www.theguardian.com/society/2008/may/12/mentalhealth.health - Дата доступа: 12.05.2016.

13. Kate White. U.S. Magistrate VanDervort speaks about upcoming retirement - Tuesday, July 14, 2015 - URL: https://www.metrokanawha.com/article/20150714/GZ01/150719657 - Дата доступа: 23.05.2016.

14. Paul J. Nyden. Assisted-suicide advocate Exoo dies // Charleston Gazette-Mail- July 26, 2015 - URL: https://www.wvgazettemail.com/article/20150601/GZ01/150609921/200506158 - - Дата доступа: 02.06.2016.

15. Rev Clay Nelson. Euthanasia: Is Life Sacred? // aucklandunitarian.org.nz (Auckland Unitarian Church) - July 12, 2015 – URL: https://aucklandunitarian.org.nz/euthanasia-is-life-sacred/ - Дата доступа: 02.06.2016.

References

 

1. Avanesov S.S. Suicid i radikal'noe samoopredelenie subekta u Devida YUma // Eticheskaya mysl, 2012, pp. 259-274.

2. Bhaktivedanta Prabhupada. Sovershennye voprosy, sovershennye otvety. Besedy Ego Bozhestvennoj Milosti A.CH. Bhaktivedanty Svami Prabhupady i Boba Koehna, sotrudnika Korpusa Mira v Indii. Moscow: The Bhaktivedanta Book Trust, 2008.

3. Dalaj-lama otvechaet na voprosy uchenikov. https://savetibet.ru/2009/10/04/dalalama.html (accessed May 22, 2016).

4. Lat'ens M. ZHizn' i smert' Krishnamurti https://www.litmir.co/br/?b=16786&p=54 (accessed May 12, 2016).

5. Nemedlenno izmenit'sya: Dzhiddu Krishnamurti, Glava X. Samoubijstvo https://rumagic.com/ru_zar/religion/krishnamurti/e/j9.html (accessed May 15, 2016).

6. Poling L., Ikeda D. Vsya zhizn' v bor'be za mir. Dialog. Moscow, 2004 https://www.uuma.org/mpage/BSE1989 (accessed May 15, 2016).

7. Donald W. McKinney Euthanasia As Public Policy: Rights And Risks. https://www.uuma.org/mpage/BSE1989 (accessed May 12, 2016).

8. Svyashchennik Dimitrij Ageev: V korne kazhdogo samoubijstva – predatel'stvo so storony blizkih (+Video) https://www.pravmir.ru/svyashhennik-dimitrij-ageev-my-ne-mozhem-ostavit-samoubijcu-bez-molitvennoj-pomoshhi-video-1/ (accessed May 15, 2016).

9. SHri Radzhnish Smert', ehvtanaziya, samoubijstvo // Ot mediciny k meditacii. https://www.libros.am/book/read/id/135118/slug/ot-mediciny-k-meditacii accessed May 12, 2016).

10. YUm D. O bessmertii dushi // Sochineniya. V 2-h tomah. T. 2. M.: Mysl', 1965, pp. 689-697.

11. YUm D. O samoubijstve // Sochineniya. V 2-h tomah. T. 2. M.: Mysl', 1965, pp. 697-707.

12. Jon Ronson 'I make it look like they died in their sleep' // The Guardian - Monday 12 May 2008 – URL: https://www.theguardian.com/society/2008/may/12/mentalhealth.health (accessed May 12, 2016).

13. Kate White. U.S. Magistrate VanDervort speaks about upcoming retirement - Tuesday, July 14, 2015 - URL: https://www.metrokanawha.com/article/20150714/GZ01/150719657 (accessed May 23, 2016).

14. Paul J. Nyden. Assisted-suicide advocate Exoo dies // Charleston Gazette-Mail- July 26, 2015 - URL: https://www.wvgazettemail.com/article/20150601/GZ01/150609921/200506158 (accessed May 02, 2016).

15. Rev Clay Nelson. Euthanasia: Is Life Sacred? // aucklandunitarian.org.nz (Auckland Unitarian Church) - July 12, 2015 – URL: https://aucklandunitarian.org.nz/euthanasia-is-life-sacred/ - (accessed May 02, 2016).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: