Межнациональные отношения в СССР




ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Тема. СССР и Донецкий регион в период 1980-х–1991 гг.

 

1985 - 1991 гг. - последний период существования СССР; попытка партийно-государственного руководства вывести страну из кризиса советской системы.

В марте 1985 гг. к власти приходит М. С. Горбачев, которыйсразу же заявил о необходимости приступить к обновлению страны и начал «перестройку» - политику реформирования советского общества, которая должна была охватить основные сферы жизни общества: экономику (переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным); внутреннюю политику (демократизация общественной жизни); внешнюю политику (прекращение «холодной войны»); социальную сферу (улучшение материального благосостояния людей); идеологию (ликвидация цензуры, гласность).

Перестройка - курс на обновление жизни страны, реформы во всех сферах общественной жизни, модернизация общества, коренные изменения в экономике, политике, национальных отношениях, социальной жизни. Изначально предполагалось только улучшение управления хозяйственным механизмом, а позже планировалось обновить все сферы общественной жизни.

Составляющими перестройки были демократизация, гласность, политический плюрализм, ускорение.

Демократизация - процесс преодоления всевластия КПСС через законодательное обеспечение демократических прав и свобод, самоуправления народа.

Гласность - возможность получения правдивой информации о событиях в стране и мире, смягчение цензуры, возможность критики органов власти, свободно выражать свое мнение и узнать правду об историческом прошлом своего народа. Гласность - переходный этап к свободе слова.

Плюрализм - демократический принцип устройства, допускает сосуществования в государстве различных форм собственности, различных общественно-культурных направлений, гарантирует различным политическим партиям право выражать свои интересы, участвовать в осуществлении власти.

Ускорение - на существующей материально-технической базе, при неизменных социально-экономических отношениях ускорить темпы экономического развития и выйти из кризиса. Политика ускорение не была ничем обоснована, однако имела целью осуществить к 2000 г. значительный экономический рост и решить все социальные проблемы советского общества: продовольственную, жилищную, обеспечения населения товарами повседневного спроса, ликвидации очередей и дефицита.

Впервые новый курс был провозглашён в апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план XII пятилетки (1986 – 1990 гг.) Этот курс получил название “ ускорение социально – экономического развития страны ”.

 

Экономическая сфера

Основные направления Мероприятия и результаты
Устранение недоста-тков, выявление резервов, раскрытие потенциала советской экономики Ø 23 апреля 1985 г. — пле­нум ЦК КПСС: курс на ускоре­ние социально- экономи­ческого разви­тия страны — максимальная загрузка произ­водственных мощностейпри организации их многосменного режима работы   Традиционная ставка на энтузи­азм работников взамен их матери­ального стиму­лирования успе­хов не принесла. Усиленная экс­плуатация оборудования, не под­креплённая техни­ческими нововве­дениями и новым уровнем подготов­ки специалистов привела к росту аварийности (26 апреля 1986 г. — авария на Чернобыльской АЭС)   Ø 1985 г. — введе­ние новой контролирую­щей качество продукции инстанции — гос­приёмки   Не повлияла на качество выпускаемой продукции, т.к. касалась только последнего этапа производственного процесса. Вырос лишь управленче­ский аппарат и материальные за­траты.   Ø 15 мая 1986 г. — начало кампа­нии в стране по борьбе с «нетру­довыми дохо­дами» Преследования тех, кто обрабатывал приусадебный участок или собственноручно изготавливал предметы хозяйственного потребления. Наступление мест­ных властей на личные подсобные хозяйства, реаль­но не затронуло во­ротил «теневой» экономики.   Ø 19 ноября 1986 г. — закон об индивидуаль­ной трудовой де­ятельности
 
 

 


Начало предпри­нимательства в стране, появление кооперативов в сфере услуг и торговли, но производственной сферы индивидуальная трудовая деятельность коснулась мало.

Развитие частных предприятий стало фактической легализацией "теневой" экономики и ее капиталов, накопленных различными способами, включая коррупцию и казнокрадство.

Перестройка администра-тивно- командной экономиче-ской систе­мы, её заме­на на хозрас­чётную Ø30 июня 1987 г. — Закон «О государствен­ном предприятии (объединении)»: ¾ расширение са­мостоятельно­сти предприя­тий на принци­пах хозрасчёта и самофинансиро­вания, выбор их руководителей; ¾ развитие част­ного сектора в экономике; ¾ отказ от госу­дарственной мо­нополии внеш­ней торговли; ¾ сокращение численности ми­нистерств и ве­домств; ¾ переход от ди­рективного пла­на к госзаказу     · Усиление дисба­ланса между раз­личными секторами народнохозяйствен­ного комплекса. · 1988 г.— начало общего сокраще­ния производства в сельском хозяй­стве, с 1990 г. — в промышленности. · Нехватка эле­ментарных продук­тов питания нормированное их распределение (карточная система). · Нарастание ажиотажного спро­са на товары в усло­виях инфляции «сахарный», «чай­ный», «табачный» кризисы, кризис моющих средств. · Дефицит госбюд­жета в 1989 г. пре­высил 100 млрд руб. · Сокра­щение золотого запаса страны (за 1985-1991 гг. в 10 раз)  
Поиск путей стабилизации экономики и перехода к рынку Ø 1990 г. - законы о демонополизации, децентрализации и разгосударствлении собственности, учреждение акционерных обществ, совместных с иностранцами предприятий, коммерческих банков   Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль, были созданы условия для развития коммерческих структур в стране.   Ø Разработка программ перехода к рыночной экономике 1. 1987 г. - Реформа Н. Рыжкова -Л. Абалкина, суть которой заключалась во внедрении принципа трех «С» - самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование предприятий, укрепление государственного сектора экономики, контроль государства за развитием частного сектора и поэтапное введение рыночных механизмов, рассчитанное на 6 лет. 2. 1990 г. - "500 дней" - программа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского, рассчитанная приватизацию государственного сектора, привлечение частных инвестиций и быстрый переход к рынку в течение 1,5 лет. В 1990 г. по инициативе М. Горбачева две эти программы были объединены в одну под названием "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике".   Программа взяла свое начало с Павловской реформы (24 января 1991 г. — обмен 50-100-рублёвых купюр и по­вышение цен в 2-4 раза), но в результате осталась неосуществленной в связи с внутрипо­литической неста­бильностью, закончившейся распадом страны в 1991 г.. Кроме того, союзные республики отказались принимать ее к исполнению.

Социальная сфера

Мероприятия Результаты
17 мая 1985 г. — начало широко­масштабной кампании в стране по борьбе с алкоголизмом («антиалкоголь­ная кампания») "+"В период с 1986 по 1990 годы: ¾ продолжительность жизни мужского населения государства увеличилась на 2,5 года ¾ Увеличилась рождаемость ¾ Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз ¾ производительность труда повышалась ежегодно на 1 процент, ¾ количество прогулов снизилось. "-"Вырубка виноград­ников, резкое со­кращение прода­жи спиртных напитков и повы­шение цен на них, повсеместный раз­гром «питейных точек», обваль­ный рост спекуля­ции спиртным, са­могоноварение, массовые отравле­ния населения винными суррога­тами, нанесен ущерб бюджету.
Апрель 1986 г. — постановле­ние ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения реше­ния жилищной проблемы в стране»: каж­дой семье от­дельную кварти­ру или дом к 2000 г. Реализа­ция этой програм­мы была невозможна из-за отсутствия необхо­димого финансиро­вания и ухудшения общей экономиче­ской ситуации в стране.

Политическая сфера

Основные направления Мероприятия и результаты
Изменения в кадровой политике 27-28 января 1987 г. — пле­нум ЦК КПСС по вопросам кад­ровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки це­лей и идей пере­стройки.   · Массовая заме­на и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985- 1990 гг. было заме­нено 85% руково­дящих работни­ков ЦК КПСС, на республиканском уровне — до 70%). · Усиление роли местных руково­дителей
Политика «гласности»   С середины 1987 г. — про­возглашение курса на глас­ность   · Смягчение цен­зуры над СМИ (основные темы: «белые пятна» истории, крити­ка казарменно­го социализма, новое прочтение Ленина и лозун­гов Октября и др.), ликвида­ция «спецхра­нов» в библиоте­ках, публика­ция ранее не издававшихся произведений Н. И. Бухарина, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, Е. И. Замятина, А. Н. и Б. Н. Стру­гацких, А. П. Пла­тонова и др. · Издание «неза­висимых» (не офи­циальных) газет и журналов. · Сентябрь 1987 г. — образо­вание Комис­сии по дополни­тельному изуче­нию материалов, связанных с реп­рессиями 30-40-х гг. и нача­ла 50-х гг. (руково­дитель секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев). · Усиление процесса формирования но­вых политических партий (от монар­хических до анар­хистских). · Появление в республиках обще­ственно-политиче­ских организаций: • националистиче­ской ориентации: «народные фрон­ты» в Латвии, Мол­давии, Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свобод­ная Грузия» и др.; • «интерфронтов», выступавших про­тив сепарати­стских тенденций, за равные избира­тельные права. · Август 1990 г. — закон «О печати»: переход от гласнос­ти к свободе слова  
Реформа политиче­ской систе­мы СССР 28 июня - 1 ию­ля 1988 г. — об­суждение на XIX Всесоюзной партконферен­ции основных направлений ре­формы полити­ческой системы. 1 декабря 1988 г. — при­нятие XII вне­очередной сесси­ей ВС СССР За­кона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» (цель: передача власти от партии Советам)
 
 

 


· Учреждение нового высшего законодательного органа власти — Съезда народных депутатов СССР (состоял из 2250 депутатов) и соответствующих республиканских съездов.

—Выборы народных депутатов сроком на 5 лет прошли на альтернативной основе:

• в марте 1989 г. —СССР;

• в марте 1990 г. —союзных, автономных республик и местных Советов

—Из числа народных депутатов Съезда формировались Верховные Советы СССР и республик.

—Запрет на совмещение должности министра и стату­са депутата.

— Ограничение пребывания на вы­борных должно­стях двумя сро­ками

· 12-15 марта 1990 г. — III Чрезвычай­ный съезд на­родных депута­тов СССР внес изменения в Конституцию:

¾ учредил инс­титут прези­дентства в СССР и 14 марта 1990 г. избрал первым (и по­следним) Прези­дентом СССР М. С. Горбачёва.

отменил ст. 6 Конституции СССР, законода­тельно закрепляв­шую руководящую и направляющую роль КПСС.

· Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту

 

· Октябрь 1990 г. Закон «Об обще­ственных органи­зациях»


формиро­вание многопар­тийной системы: Либерально- демократическая партия России (декабрь 1989 г.), Демократическая партия России (май 1990 г.), Конституционно- демократическая партия (сентябрь 1990 г.), Социал- демократическая партия России (май 1990 г.), Рес­публиканская пар­тия РФ (ноябрь 1990 г.), Коммунистическая партия РСФСР (июнь 1990 г.) и др.

Реформа КПСС · Сокращение численности КПСС (с 1985 г. по лето 1991 г. — с 21 до 15 млн человек). Из лиц, вышед­ших из КПСС, бы­ли сформированы: • Движение демо­кратических ре­форм (А. Вольский, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев). • Демократиче­ская партия ком­мунистов России (А. Руцкой). • Республикан­ская партия (В. Лысенко, В. Шостаковский). · КП РСФСР подтвер­дила привержен­ность марксистско-ленинским прин­ципам и осудила решения XXVIII съезда КПСС за «несоциалистиче­ские ориентиры перестройки»

Изменение общественной атмосферы в стране:

1. Политика гласности вызвала всплеск социальной активности населения.

2. Появление независимых средств массовой информации

3. Возвращение в отечественную культуру репрессированных и забытых имён деятелей культуры и искусства.

4. Возможность свободного выражения своего мнения (на митингах, в печати).

5. Появление реальных условий влияния на решение государственных дел.

6. Демократизация общественной жизни.

7. Появление политических партий, общественных движений.

8. Рост национальных (националистических) настроений в республиках СССР

 

Межнациональные отношения в СССР

 

 


· 1986 г., Казахстан, Алма-Ата –массовые выступления против политики русификации • 1988 г. –конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за статуса Нагорного Карабаха • 1988 г. – создание народных фронтов в союзных республиках –будущих центров сепаратистских движений • 1989 г. – Абхазская АССР – митинги с требованием пересмотра статуса республики • 1989 г. – Грузия, Тбилиси – массовые выступления против политики русификации • 1989 г. – Узбекистан, Фергана – конфликт между узбеками и турками-месхетинцами   вооруженное столкновение между абхазами и грузинами • 1989 г., Молдавская ССР, Киши- н ев – демонстрации с требованием отделения от СССР • 1989 г., Литовская ССР, Вильнюс – массовая акция под лозунгом отделения от СССР • 1990–1991 гг. – про возглашение независимости союзных республик • 1990 г., 12 июня – декла рация о государственном суверенитете России

 

· 1989 г. – Казахстан, Новый Узень – массовые столкновения межнационального характера • 1989 г., Абхазская АССР, Сухуми – вооруженное столкновение между абхазами и грузинами • 1989 г., Молдавская ССР, Кишинев – демонстрации с требованием отделения от СССР • 1989 г., Литовская ССР, Вильнюс – массовая акция под лозунгом отделения от СССР • 1990–1991 гг. – про возглашение независимости союзных республик • 1990 г., 12 июня – декларация о государственном суверенитете России  

 

 


«Пара́д суверените́тов» или «война законов» (1990—1991) — условное наименование конфликта между союзным и республиканским законодательством, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.

В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.

 

Внешняя политика СССР в период "перестройки"

В первое время после прихода к власти М.С. Горбачёв традиционно заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укреплении социалистического содружества, поддержке национально-освободительных движений. Однако в 1987 г. была оформлена совершенно новая внешнеполитическая концепция, названная "новым мышлением.

Новое политическое мышление — совокупность идей и подходов, выражающих общие интересы людей независимо от их государственной и национальной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: