ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Тема. СССР и Донецкий регион в период 1980-х–1991 гг.
1985 - 1991 гг. - последний период существования СССР; попытка партийно-государственного руководства вывести страну из кризиса советской системы.
В марте 1985 гг. к власти приходит М. С. Горбачев, которыйсразу же заявил о необходимости приступить к обновлению страны и начал «перестройку» - политику реформирования советского общества, которая должна была охватить основные сферы жизни общества: экономику (переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным); внутреннюю политику (демократизация общественной жизни); внешнюю политику (прекращение «холодной войны»); социальную сферу (улучшение материального благосостояния людей); идеологию (ликвидация цензуры, гласность).
Перестройка - курс на обновление жизни страны, реформы во всех сферах общественной жизни, модернизация общества, коренные изменения в экономике, политике, национальных отношениях, социальной жизни. Изначально предполагалось только улучшение управления хозяйственным механизмом, а позже планировалось обновить все сферы общественной жизни.
Составляющими перестройки были демократизация, гласность, политический плюрализм, ускорение.
Демократизация - процесс преодоления всевластия КПСС через законодательное обеспечение демократических прав и свобод, самоуправления народа.
Гласность - возможность получения правдивой информации о событиях в стране и мире, смягчение цензуры, возможность критики органов власти, свободно выражать свое мнение и узнать правду об историческом прошлом своего народа. Гласность - переходный этап к свободе слова.
Плюрализм - демократический принцип устройства, допускает сосуществования в государстве различных форм собственности, различных общественно-культурных направлений, гарантирует различным политическим партиям право выражать свои интересы, участвовать в осуществлении власти.
Ускорение - на существующей материально-технической базе, при неизменных социально-экономических отношениях ускорить темпы экономического развития и выйти из кризиса. Политика ускорение не была ничем обоснована, однако имела целью осуществить к 2000 г. значительный экономический рост и решить все социальные проблемы советского общества: продовольственную, жилищную, обеспечения населения товарами повседневного спроса, ликвидации очередей и дефицита.
Впервые новый курс был провозглашён в апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план XII пятилетки (1986 – 1990 гг.) Этот курс получил название “ ускорение социально – экономического развития страны ”.
Экономическая сфера
Основные направления | Мероприятия и результаты | |||
Устранение недоста-тков, выявление резервов, раскрытие потенциала советской экономики | Ø 23 апреля 1985 г. — пленум ЦК КПСС: курс на ускорение социально- экономического развития страны — максимальная загрузка производственных мощностейпри организации их многосменного режима работы
Традиционная ставка на энтузиазм работников взамен их материального стимулирования успехов не принесла.
Усиленная эксплуатация оборудования, не подкреплённая техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов привела к росту аварийности (26 апреля 1986 г. — авария на Чернобыльской АЭС)
Ø 1985 г. — введение новой контролирующей качество продукции инстанции — госприёмки
Не повлияла на качество выпускаемой продукции, т.к. касалась только последнего этапа производственного процесса. Вырос лишь управленческий аппарат и материальные затраты.
Ø 15 мая 1986 г. — начало кампании в стране по борьбе с «нетрудовыми доходами»
Преследования тех, кто обрабатывал приусадебный участок или собственноручно изготавливал предметы хозяйственного потребления. Наступление местных властей на личные подсобные хозяйства, реально не затронуло воротил «теневой» экономики.
Ø 19 ноября 1986 г. — закон об индивидуальной трудовой деятельности
Начало предпринимательства в стране, появление кооперативов в сфере услуг и торговли, но производственной сферы индивидуальная трудовая деятельность коснулась мало. Развитие частных предприятий стало фактической легализацией "теневой" экономики и ее капиталов, накопленных различными способами, включая коррупцию и казнокрадство. | |||
Перестройка администра-тивно- командной экономиче-ской системы, её замена на хозрасчётную | Ø30 июня 1987 г. — Закон «О государственном предприятии (объединении)»: ¾ расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчёта и самофинансирования, выбор их руководителей; ¾ развитие частного сектора в экономике; ¾ отказ от государственной монополии внешней торговли; ¾ сокращение численности министерств и ведомств; ¾ переход от директивного плана к госзаказу · Усиление дисбаланса между различными секторами народнохозяйственного комплекса. · 1988 г.— начало общего сокращения производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. · Нехватка элементарных продуктов питания нормированное их распределение (карточная система). · Нарастание ажиотажного спроса на товары в условиях инфляции «сахарный», «чайный», «табачный» кризисы, кризис моющих средств. · Дефицит госбюджета в 1989 г. превысил 100 млрд руб. · Сокращение золотого запаса страны (за 1985-1991 гг. в 10 раз) | |||
Поиск путей стабилизации экономики и перехода к рынку | Ø 1990 г. - законы о демонополизации, децентрализации и разгосударствлении собственности, учреждение акционерных обществ, совместных с иностранцами предприятий, коммерческих банков Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль, были созданы условия для развития коммерческих структур в стране. Ø Разработка программ перехода к рыночной экономике 1. 1987 г. - Реформа Н. Рыжкова -Л. Абалкина, суть которой заключалась во внедрении принципа трех «С» - самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование предприятий, укрепление государственного сектора экономики, контроль государства за развитием частного сектора и поэтапное введение рыночных механизмов, рассчитанное на 6 лет. 2. 1990 г. - "500 дней" - программа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского, рассчитанная приватизацию государственного сектора, привлечение частных инвестиций и быстрый переход к рынку в течение 1,5 лет. В 1990 г. по инициативе М. Горбачева две эти программы были объединены в одну под названием "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике". Программа взяла свое начало с Павловской реформы (24 января 1991 г. — обмен 50-100-рублёвых купюр и повышение цен в 2-4 раза), но в результате осталась неосуществленной в связи с внутриполитической нестабильностью, закончившейся распадом страны в 1991 г.. Кроме того, союзные республики отказались принимать ее к исполнению. |
Социальная сфера
Мероприятия | Результаты |
17 мая 1985 г. — начало широкомасштабной кампании в стране по борьбе с алкоголизмом («антиалкогольная кампания») | "+"В период с 1986 по 1990 годы: ¾ продолжительность жизни мужского населения государства увеличилась на 2,5 года ¾ Увеличилась рождаемость ¾ Преступность в состоянии алкогольного опьянения уменьшилась в несколько раз ¾ производительность труда повышалась ежегодно на 1 процент, ¾ количество прогулов снизилось. "-"Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков и повышение цен на них, повсеместный разгром «питейных точек», обвальный рост спекуляции спиртным, самогоноварение, массовые отравления населения винными суррогатами, нанесен ущерб бюджету. |
Апрель 1986 г. — постановление ЦК КПСС «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране»: каждой семье отдельную квартиру или дом к 2000 г. | Реализация этой программы была невозможна из-за отсутствия необходимого финансирования и ухудшения общей экономической ситуации в стране. |
Политическая сфера
Основные направления | Мероприятия и результаты | |||
Изменения в кадровой политике | 27-28 января 1987 г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки. · Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985- 1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне — до 70%). · Усиление роли местных руководителей | |||
Политика «гласности» | С середины 1987 г. — провозглашение курса на гласность · Смягчение цензуры над СМИ (основные темы: «белые пятна» истории, критика казарменного социализма, новое прочтение Ленина и лозунгов Октября и др.), ликвидация «спецхранов» в библиотеках, публикация ранее не издававшихся произведений Н. И. Бухарина, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, Е. И. Замятина, А. Н. и Б. Н. Стругацких, А. П. Платонова и др. · Издание «независимых» (не официальных) газет и журналов. · Сентябрь 1987 г. — образование Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40-х гг. и начала 50-х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев). · Усиление процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). · Появление в республиках общественно-политических организаций: • националистической ориентации: «народные фронты» в Латвии, Молдавии, Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и др.; • «интерфронтов», выступавших против сепаратистских тенденций, за равные избирательные права. · Август 1990 г. — закон «О печати»: переход от гласности к свободе слова | |||
Реформа политической системы СССР | 28 июня - 1 июля 1988 г. — обсуждение на XIX Всесоюзной партконференции основных направлений реформы политической системы.
1 декабря 1988 г. — принятие XII внеочередной сессией ВС СССР Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» (цель: передача власти от партии Советам)
· Учреждение нового высшего законодательного органа власти — Съезда народных депутатов СССР (состоял из 2250 депутатов) и соответствующих республиканских съездов. —Выборы народных депутатов сроком на 5 лет прошли на альтернативной основе: • в марте 1989 г. —СССР; • в марте 1990 г. —союзных, автономных республик и местных Советов —Из числа народных депутатов Съезда формировались Верховные Советы СССР и республик. —Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата. — Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками · 12-15 марта 1990 г. — III Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР внес изменения в Конституцию: ¾ учредил институт президентства в СССР и 14 марта 1990 г. избрал первым (и последним) Президентом СССР М. С. Горбачёва. — отменил ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС. · Изменение структуры высшей исполнительной власти. Реорганизация правительства и создание Кабинета министров, подчиненного Президенту
· Октябрь 1990 г. Закон «Об общественных организациях» формирование многопартийной системы: Либерально- демократическая партия России (декабрь 1989 г.), Демократическая партия России (май 1990 г.), Конституционно- демократическая партия (сентябрь 1990 г.), Социал- демократическая партия России (май 1990 г.), Республиканская партия РФ (ноябрь 1990 г.), Коммунистическая партия РСФСР (июнь 1990 г.) и др. | |||
Реформа КПСС | · Сокращение численности КПСС (с 1985 г. по лето 1991 г. — с 21 до 15 млн человек). Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы: • Движение демократических реформ (А. Вольский, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев). • Демократическая партия коммунистов России (А. Руцкой). • Республиканская партия (В. Лысенко, В. Шостаковский). · КП РСФСР подтвердила приверженность марксистско-ленинским принципам и осудила решения XXVIII съезда КПСС за «несоциалистические ориентиры перестройки» |
Изменение общественной атмосферы в стране:
1. Политика гласности вызвала всплеск социальной активности населения.
2. Появление независимых средств массовой информации
3. Возвращение в отечественную культуру репрессированных и забытых имён деятелей культуры и искусства.
4. Возможность свободного выражения своего мнения (на митингах, в печати).
5. Появление реальных условий влияния на решение государственных дел.
6. Демократизация общественной жизни.
7. Появление политических партий, общественных движений.
8. Рост национальных (националистических) настроений в республиках СССР
Межнациональные отношения в СССР
|
|
«Пара́д суверените́тов» или «война законов» (1990—1991) — условное наименование конфликта между союзным и республиканским законодательством, вызванного провозглашением верховенства республиканских законов над союзными и ставшего одним из ключевых факторов, приведших к распаду СССР.
В ходе «парада суверенитетов» все союзные (в том числе РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзного законодательства над республиканским (что начало «войну законов»), и предприняли действия по укреплению экономической самостоятельности, включая отказ выплачивать налоги в союзный и федеральный бюджеты. Это привело к прекращению экономических связей между республиками и регионами, что ещё больше ухудшило экономическое положение СССР.
Внешняя политика СССР в период "перестройки"
В первое время после прихода к власти М.С. Горбачёв традиционно заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укреплении социалистического содружества, поддержке национально-освободительных движений. Однако в 1987 г. была оформлена совершенно новая внешнеполитическая концепция, названная "новым мышлением.
Новое политическое мышление — совокупность идей и подходов, выражающих общие интересы людей независимо от их государственной и национальной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.