ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
____________________________________________________________________
ДОКЛАД
Федеральной антимонопольной службы
о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
1.1. Раздробленность контроля качества и безопасности медицинской деятельности и дублирование функций государственных органов | ||
1.2. Понятия качества и безопасности медицинской деятельности, экспертиза качества медицинской деятельности | ||
1.3. Полномочия Росздравнадзора по вопросам государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности | ||
II. АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСЗДРАВНАДЗОРА | ||
2.1. Краткая характеристика количественных показателей проверочной деятельности Росздравнадзора | ||
2.2. Практика привлечения к контрольным мероприятиям Росздравнадзора экспертов и экспертных организаций | ||
2.3. Анализ проводимых Росздравнадзором проверок по отдельным направлениям государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности | ||
2.3.1. Лицензирование медицинской деятельности и осуществление лицензионного контроля, а также проведение проверок полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций | ||
2.3.2. Проведение проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья | ||
2.3.3. Проведение проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи | ||
2.3.4. Проведение проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований | ||
2.3.5. Проведение проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации | ||
2.3.6. Проведение проверок соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) | ||
2.3.7. Проведение проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций | ||
2.3.8. Проведение проверок организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | ||
2.3.9. Проведение проверок реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение и реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения | ||
2.3.10. Проведение проверок достоверности первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность | ||
2.4. Выборочный анализ актов, предписаний и протоколов об административных нарушениях, составленных Росздравнадзором по результатам проведенных проверок | ||
2.5. Федеральная система внешней оценки качества клинических лабораторных исследований | ||
2.6. Обзор аналитической и отчетной деятельности Росздравнадзора | ||
III. ВЫВОДЫИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
3.1. Выводы | ||
3.2. Краткие предложения |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с пунктом 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 02.07.2014 № ОГ-П12-180пр ФАС России было поручено осуществить проверку соблюдения Росздравнадзором и его территориальными органами требований антимонопольного законодательства при реализации ими своих полномочий в вопросах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В рамках исполнения данного поручения ФАС России совместно с территориальными управлениями были проведены проверки центрального аппарата и 79 территориальных органов Росздравнадзора, а также получена информация от органов лицензирования 82 субъектов Российской Федерации.
В целом итоги проверки не выявили фактов дискриминации Росздравнадзором хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, ФАС России в отдельных действиях должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора видит признаки иных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294), которые требуют дополнительной квалификации.
ФАС России отмечает, что в рамках проводимой проверки Федеральная антимонопольная служба столкнулась с техническими сложностями своевременного получения от Росздравнадзора достоверной информации. Были выявлены факты несоответствия представленной центральным аппаратом и территориальными органами Росздравнадзора информации, а также существенные неточности и технические ошибки представленных Росздравнадзором по требованию ФАС России данных.
Кроме этого, ФАС России было выявлено, что в ответах по запросам, официальных докладах и отчетах Росздравнадзор не указывает общее количество проведенных проверок по своим полномочиям (в том числе по полномочию осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности), а представляет данные только о количестве мероприятий по каждому отдельному виду контроля, проведенных в рамках комплексных проверок (когда в рамках одной проверки проводится контрольные мероприятия одновременно по нескольким видам контроля). То есть у Росздравнадзора отсутствовала объективная информация об общем количестве проведенных проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Такая информация была получена ФАС России только после возбужденного дела об административном нарушении.