Объясните, что такое отруб, хутор? Их отличия? Какая реформа предусматривала их создание?




 

Хутор представлял собой очень маленький населенный пункт или отдельную крестьянскую усадьбу с обособленным хозяйством. Обычно в хутор входило около десяти домов, которые являлись отдельной группой, которая административно относилась к более крупным населенным пунктам. Постепенно хутора расширялись, превращаясь в село или деревню, однако их название часто оставалось в названии поселения.

Эстонцы называли свои хутора мызами, тогда как поляки и жители некоторых стран восточной и центральной Европы использовали название «фольварк».

Каждый хутор мог насчитывать от одного до ста дворов, однако церкви в нем не было – этим он и отличался от села, где могло быть всего десять дворов, но церковь присутствовала обязательно. Донские и кубанские казаки называли хутором поселение на территории станицы, которое не имело отдельного административного управления. Нередко численность населения станичных хуторов превышала численность центрального поселения, возникшего раньше хутора. Большие хутора часто становились автономными станицами с отдельной общинной территорией и приписанным казачьим населением.

Понятие «отруб» появилось в начале 20 века в России. Им называли кусок земли, выделяемый из общинной земельной территории, передаваемый крестьянину в единоличное пользование без переноса основной усадьбы. Таким образом, отруб являлся хозяйственной формой частного землевладения с максимально компактным расположением. Впервые правовые различия между хутором и отрубом были проведены в 1906 году в нормативном акте, где указывалось, что деревенские общины могли перейти как к отрубной, так и к подворной форме землевладения.

Разница в том, что хутор мог быть чересполосным, а отруб полностью объединял надельные крестьянские участки в общий массив.

Собственник, получающий новообразованный участок, мог самостоятельно решать, какой статус давать своей земле – надельный или ненадельный. Это было важным моментом, поскольку надельный участок несколько ограничивал своего хозяина в распоряжении им. Ограничения позволяли сохранить крестьянский земельный фонд от неземледельческих элементов, проникающих в деревни. Кроме этого, признание земли надельной освобождала ее от кредитов, залогов и других финансовых обременений частных собственников и кредиторов – кроме Крестьянского поземного банка.

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина, начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью — устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель — процветание — сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.

 

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.

Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.

Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.

Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, черезразного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.

Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).

Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).

Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

 

Библиографический список:

1. Карамзин Н.М. "История государства Российского.",М.,2003.

2. Платонов С. Ф. Учебник Русской Истории//С-Пб: «Наука», 2004.

3. Пушкарев С Г. Обзор русской истории// Ставрополь: Кавказкий край,2006.

4. Сыров С.Н. "Страницы истории.",M.: Русский язык, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: